[an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive]
На главную страницу

МНЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ

ПолитикиПравозащитникиЧиновники

РАССЫЛКА
Русское Воскресение

Обновления сайта "Стояние за Истину" 
и других страниц 
и разделов сервера "Русское Воскресение", выходит еженедельно


БАННЕРЫ
православных сайтов

СЧЕТЧИКИ

Rambler's Top100
TopList
liveinternet.ru: показано число просмотров и посетителей за 24 часа
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU
Reklama:

Поиск

Искомое.ru

Украинские БАННЕРЫ

Поиск




uaportal.com

Украина Православная. Официальный сайт Украинской Православной Церкви.

Редкие украинские исторические документы.

Каталог Православное Христианство.Ру

Украина и всемирная торговая организация: перспективы сотрудничества,ожидаемые результаты

Версия для печати

Вектором внешнеэкономической политики Украины на современном этапе ее развития является евроатлантическая интеграция. Первым ее значительным шагом на данном пути, согласно Концептуальным основам экономического и социального развития Украины на 2002-2011 годы, является вступление страны во всемирную торговую организацию  (ВТО).

 Приобретение Украиной членства в  ВТО существенно отразится не только на  международных экономических связях страны, но и на всей ее экономической системе. В этой связи учеными и специалистами практического профиля осуществляются подсчеты по балансу преимуществ и потерь при вступлении Украины  в данную организацию, составляются соответствующие прогнозы. Проблема приобрела актуальность  в практическом и  научном планах.

Несмотря на актуальность проблемы и ее государственную важность, в научной литературе она  еще не получила достаточного освещения. Публикации по ее тематике преимущественно принадлежат государственным  и общественным деятелям и носят сугубо практическую направленность [2,4,7]. Большей частью они посвящены структурным межотраслевым изменениям в национальной экономике, динамике экспортно-импортных процессов. Вне поля зрения остаются регионы и изменения в их народнохозяйственных  комплексах с приобретением Украиной членства в ВТО.

 По выполненному Министерством экономики и по вопросам европейской интеграции Украины  прогнозу, с вступлением страны в ВТО ее экспорт с 2002 по 2006 год возрастет с 21,198 млрд.дол. США до  23,855   млрд.дол. США, то есть на 12,6%. За этот же период импорт увеличится с 17,402 млр.дол. США до 20,481 млрд.дол. США, то есть на 17,7% [2]. Таким образом, предполагается, что Украина будет иметь положительное сальдо внешнеторгового баланса. Вместе с этим произойдут некоторые трансформации в структуре народного хозяйства страны и в производстве ВВП, которые могут иметь не только положительные, но и негативные последствия. Это коснется как экономики страны в целом, так и экономик ее отдельных регионов.

Производство товаров и услуг в любой стране  подчиняется общему классическому соотношению:

К= П + Н + Э – И,              где

К – конечная продукция, выраженная через производство ВВП;

П – потребление;

Н – накопление;

Э – экспорт;

И – импорт.  

Из приведенного соотношения следует, что увеличение импорта на один процент приводит к уменьшению производства на эту же величину  в доле его импортной составляющей. Иными словами, если доля импорта в выпуске равняется D, а увеличение импорта происходит на Z%, то выпуск сокращается на величину равную (D*Z)%.

В настоящее время доля импорта в конечной продукции Украины равняется примерно 43% [3].  С  снижением таможенных тарифов, при вступлении страны в  ВТО (в среднем с 9% до 5,66%),  доля импорта, как отмечалось выше,  увеличится на 17%. В соответствии с  приведенной формулой это может привести к снижению производства конечной продукции в стране на  7,3%. Однако с учетом того, что одновременно должно произойти и увеличение на 12,6% экспорта товаров и услуг,  реальное снижение производства отечественной конечной продукции, по нашим подсчетам,  не превысит 2%.

Опыт зарубежных стран показывает, что ключевым  является вопрос не о пошлинах, а о  допускаемых ВТО объемах государственной поддержки отдельных отраслей хозяйства и производств. Здесь Украине  (как и другим странам, вступающим на этот путь) придется столкнуться с рядом трудностей.

Прежде всего, это коснется государственной сельскохозяйственной политики. Сельское хозяйство в подавляющей части стран мира имеет в той или иной мере государственную поддержку (финансовую, страховую, материально-техническую и др.). Нуждается в такой поддержке и отечественное сельскохозяйственное производство Украины, 2/3 площади  которой входит в зону рискованного земледелия и осуществляется в условиях недостаточного (степная часть) и неустойчивого (лесостепная часть) естественного увлажнения. Часть земель подвержена водной и ветровой эрозии. Для сохранения естественного  плодородия  почв и обеспечения гарантированных высоких урожаев  необходимо соблюдение высокого уровня агрокультуры и осуществление различного рода мелиораций. Все это требует значительных затрат (например, в странах Западной Европы на каждый гектар обрабатываемых земель вносится от 400 до 700 кг удобрений, в Украине – только 40-50). Требуется также усиление механизации сельскохозяйственных работ в полеводстве и животноводстве, улучшение инфраструктуры и проч. Одним аграриям справится со всеми этими задачами не под силу.

При отсутствии в должном объеме государственной поддержки сельского хозяйства, его продукция может оказаться с низким уровнем конкурентоспособности. Это  отрицательно скажется на объемах ее производства, вследствие чего Украина может не только уступить свои позиции на внешних рынках данного вида продукции, но и создать благоприятную обстановку для  ее реализации на внутреннем рынке  зарубежными производителями. С учетом того, что ввозные таможенные тарифы  должны снизится на сельскохозяйственную продукцию с 20,96% до 12,53%, то есть на 40%, можно ожидать в течение 2002-2005 годов увеличение ее импорта в страну на 7-8% [2].

Добавится трудностей промышленности страны, особенно отдельным ее отраслям  - угольной, машиностроительной и др.

Мировой рынок угля сейчас заполнен дешевым углем ЮАР, Австралии, США, где он добывается преимущественно открытым способом, а потому имеет намного ниже себестоимость по сравнению с его добычей шахтным способом. Уголь Донбасса, Львовско-Волынского бассейна добывается с больших глубин. Его пласты, как правило, не большой мощности, обводнены, загазованные. Поэтому себестоимость украинского угля выше средне мировых цен. Кроме того, существует печальная статистика: за каждый миллион тонн угля, добытого в мире, уходит одна шахтерская жизнь. Украине приходится сейчас отдавать за добытые тонны угля шахтерских жизней в 2-3 раза больше. С учетом изложенного, отечественная угольная промышленность, с вступлением Украины в ВТО, скорее всего, не выдержит мировой конкуренции.

В машиностроении, проблемой производства было и остается   узость внутреннего рынка. Без него трудно, например, запустить в серию даже новые модели самолетов (АН-140 и др.), которые соответствуют лучшим зарубежным аналогам.  Отчасти вопрос решается за счет их экспорта в Россию, Иран. Но для высокой рентабельности авиастроения  исходный объем  заказов должен составлять порядка 100 машин и более. Достижение этой величины - весьма проблематично. При вступлении Украины в ВТО ей, возможно, придется присоединяться к «Соглашению по авиатехнике», которое устанавливает нулевые ставки импортных пошлин на эту продукцию, а также вводит шумовые ограничения, под которые подпадает большая часть действующего сейчас в стране гражданского авиапарка. Очевидно, что, если в этой отрасли не восстановить госзаказ или эквивалентные ему меры, отечественное авиастроение не избавится в обозримой перспективе от проблемы выживания.

С не меньшими проблемами столкнуться автомобилестроители, станкостроители, тракторостроители, турбостроители и другие производители машиностроительной продукции. Мировые товарные рынки переполнены данными видами товаров, при том в ряде случаев – лучшего качества. Снижение таможенных пошлин может стимулировать более активное проникновение на внутренний рынок страны продукции зарубежных машиностроительных фирм.

Отечественная мебельная промышленность в настоящий момент активно осваивает внутренний рынок и для нее важен каждый процент импортного тарифа.

 В 1998 году ставки ввозного таможенного тарифа на мебельную продукцию, осветительные приборы, игрушки были увеличены с 11,8% до 22,6%. Это сразу же сказалось на ее импорте, который снизился на 36,9% (до 91 млн.долл. США). Согласно с консолидированным предложениям Украины тарифные ставки на данные виды продукции, при ее вступлении в ВТО, должны будут снижены до 5,17%. В соответствии с этим ожидается возрастание ее импорта до 115 млн.долл. США, т.е на 28% [2]. Поэтому в стране следует ожидать усиление иностранной конкуренции на данном рынке продукции.

Столь же активна в последние годы и украинская фармацевтика. В значительной мере этому способствовала определенная протекционистская политика. Снижение таможенных тарифов, при вступлении в ВТО, обострит конкуренцию (однако, украинский  потребитель может от этого даже выиграть, ибо многие отечественные  лекарства по качеству уступают зарубежным аналогам).

Химической промышленности страны также придется столкнуться с обострением конкуренции, особенно по малотоннажным продуктам - лакам, краскам, отделочным материалам. Со снижением ввозных таможенных тарифов на химическую продукцию с 6,39% до 5,73% (в соответствии с обязательствами в рамках секторальной инициативы «Химическая гармонизация»), ожидается рост объемов ее импорта с 1686 до 1882 млн.дол. США (то есть на 11,5%) [2]. Это ставит перед отраслью серьезные проблемы, тем более, что и в настоящее время имеют место недогрузки многих её мощностей.

С новыми трудностями придется столкнуться текстильной промышленности. До 1998 года ввозные таможенные тарифы на импорт ее продукции составлял 19%. В 2000 году, в соответствии с Договором между Украиной и Европейским Сообществом, произошло их снижение до 8%. Следствие – рост импорта текстиля в страну на 36%.

 При вступлении Украины в ВТО ввозные тарифные ставки должны быть снижены до 5,97%. Ожидается, что при этом объем импорта текстильной продукции возрастет с 660 млн. долл. США до 750 млн.долл. США, то есть на 14% [2]. 

Очевидно, ряд промышленных производств может потерять  существующие сейчас преимущества в специальных экономических зонах (СЭЗ) и на территориях с льготными режимами инвестирования и налогообложения.

Наряду с отрицательными моментами вступление Украины в ВТО открывает перед ней и положительные стороны:

Следует ожидать ослабление антидемпингового давления на ряд отечественных отраслей экономики, успешно работающих сейчас на внешних рынках (например, черную металлургию, основную химию и др.). Откроются более широкие возможности для проникновения на рынки стран-членов ВТО украинской продукции предприятий машиностроительной, мебельной и деревообрабатывающей, легкой, пищевой промышленности.

Положительные изменения должны коснутся сферы услуг, в которой Украина существенно отстала от высоко развитых стран. Здесь  конкурентное давление со стороны иностранных провайдеров оживит внутреннюю конкурентную среду и заставит отечественных производителей услуг расширять их набор, совершенствовать качество, снижать цены, более полно учитывать запросы клиентуры. Это принесет непосредственные выгоды потребителям и будет, в свою очередь, стимулировать расширение спроса как основу для дальнейшего прогресса рассматриваемых отраслей.

Произойдет оздоровление  бизнес-среды, что будет способствовать устранению многочисленных искажений рыночных отношений, улучшению инвестиционного климата,  модернизации экономики.

Активизируется  иностранный банковский капитал.  Повысится эффективность финансового посредничества в экономике, как на общегосударственном,  так и на региональном уровнях.

Улучшится страхование.В Украине очень высокая степень рисков по сравнению с большинством стран мира (особенно во внешней торговле). Однако национальная система страхования не выполняет своих основных функций по защите потенциальных рисков. Система страхования в отличие от других стран не осуществляет функций по инвестированию долгосрочных ресурсов в экономику. Украинские потребители страховых услуг (особенно по страхованию рисков в хозяйственной деятельности) во всех регионах страны объективно заинтересованы в расширении иностранного присутствия в этом секторе. Присоединение к ВТО может активизировать этот процесс. Его масштабы будут зависеть не столько от условий такого присоединения, а  от того, насколько улучшится общий климат в экономике. При любых вариантах уничтожение национального страхового рынка не произойдёт.

В торговле  украинский капитал практически монопольный  в оптовом звене, однако в рознице его активно теснят сети иностранных фирм (на авторынке, общественном питании и др.).

Значение иностранного капитала для развития украинской торговли на общегосударственном и региональном уровнях представляется очевидным, поскольку, несмотря на прогресс за годы реформ, она продолжает серьёзно уступать западным странам и по количественным параметрам, и по качеству обслуживания. Мировой опыт свидетельствует, что с приходом иностранных компаний модернизация отрасли значительно ускоряется. Под воздействием конкуренции распространяются эффективные и новые для страны модели и формы дистрибуции, усиливается её влияние на производство. Значительно снижаются и издержки обращения.

Украина располагают достаточно значительным рекреационным потенциалом для развития внутреннего и зарубежного туризма. В то же время для использования этого потенциала большинство регионов страны, не располагают необходимыми ресурсами и потому максимально заинтересованы в притоке иностранного капитала для развития этой высоко капиталоемкой  сферы. Несмотря на наличие, относительно большого количества гостиничных мест, в подавляющей части регионов страны  фактически нет гостиниц среднего класса, но с высоким стандартом обслуживания, которые служили бы материальной базой для массового притока зарубежных туристов.

Особое значение для Украины имеют транспортные услуги. Она относится к разряду «транзитных» государств, так как располагается в фокусе транспортно-экономических связей, где сходятся важнейшие международные пути, соединяющие север, юг, восток и запад Евразийского материка. Упразднение мер, направленных сейчас в той или иной степени против зарубежных перевозчиков на территории Украины и Российской Федерации, с их вступлением в ВТО, будут  весьма выгодны для обоих государств. Увеличение объемов перевозок, повышение качества транспортных услуг, усиление сохранности грузов, а также сжатие сроков их доставки  и введении свободного режима для транзитного движения по  российским и украинским дорогам откроют дополнительные возможности для получения финансовых средств и занятости рабочей силы.

Подводя итог аналитическому обзору возможных изменений в экономике Украины при ее вступлении  в ВТО можно сделать  вывод о том, что каких-либо серьезных отрицательных последствий в экономике Украины  при ее вступлении Украины в ВТО не произойдет. Более того, ожидается значительная активизация деятельности в третичном секторе экономике – транспорте, торговле, кредитно-финансовой сфере, страховании, международном туризме и проч., а также упрочнение на международных рынках позиций страны по отдельным группам товарной продукции.

Определенные трансформации могут коснуться отдельных отраслей народного хозяйства – угольной промышленности, малотоннажной химии, сахарной промышленности, некоторых производств машиностроения.

Более серьезные изменения могут произойти в региональной экономике, то есть в народном хозяйстве отдельных регионов страны. Величина этих изменений будет зависеть от уровней социально-экономического развития регионов и характера сложившейся в них народнохозяйственной специализации. Такие изменения могут происходить по нескольким направлениям:

Во-первых, изменение таможенных тарифов  может привести к изменениям в объемах импорта и созданию условий для увеличения или сокращения собственного производства импортозамещающей продукции.

Во-вторых, это скажется на размерах производства в сопутствующих отраслях (особенно в инфраструктурных).

В-третьих, повлияет на численность занятого населения и его доходы.

Уровни социально-экономического развития регионов существенно отличаются между собой. Весьма неравномерна и степень их вовлечения во внешнеэкономическую деятельность. Различны характер участия и роль в географическом разделении труда.  Общим является лишь то, что товарные рынки и рынки услуг в регионах страны в настоящее время уступают зарубежным (прежде всего европейским) по многим стандартам, а динамика их роста будет зависеть не столько от вступления страны в ВТО, сколько от притока в них отечественного и иностранного капитала.

Уровень экономического развития регионов в значительной мере характеризуется производством в них конечной продукции, величина которой может быть количественно выражена при помощи показателя валовой добавочной стоимости (ВДС). По данному показателю группу лидеров в Украине образуют Киевская, Днепропетровская, Донецкая,  Харьковская, Полтавская и Одесская области (табл.).

Таблица

Уровни экономического развития регионов

Экономический район, область, республика

Территория, %

Населе-ние, %

Валовая добавленная стоимость на 01.01.2000, млн. грн.

Валовая добавлен. Стоимость, %

ВДС в расчете на душу населения, грн.

Карпатско-Галицкий район

9,2

12,9

9187,0

8,8

1375,3

- Львовская

3,6

5,5

4248,0

4,0

1560,0

- Ивано-Франковская

2,3

2,9

2309,0

2,2

1583,0

- Закарпатская

2,0

2,6

1563,0

1,6

1216,0

- Черновицкая

1,3

1,9

1067,0

1,0

1142,0

Волынский район

6,6

4,6

3492,0

3,4

1544,0

- Волынская

3,3

2,2

1504,0

1,4

1417,0

- Ровенская

3,3

2,4

1988,0

1,9

1671,0

Подольский район

10,0

8,8

6684,0

6,4

1481,3

- Винницкая

4,4

3,6

2828,0

2,7

1551,0

- Хмельницкая

3,4

2,9

2383,0

2,3

1624,0

- Тернопольская

2,3

2,3

1473,0

1,4

1269,0

Киевский район

15,0

14,6

19990,0

19,3

2225,3

- Киевская

4,8

9,0

15347,0

14,8

3264,0

- Черниговская

5,3

2,7

2388,0

2,3

1845,0

- Житомирская

4,9

2,9

2255,0

2,2

1567,0

Центральный район

7,5

5,3

4221,0

4,1

1585,5

- Кировоградская

4,1

2,4

1675,0

1,6

1424,0

- Черкасская

3,4

2,9

2546,0

2,5

1747,0

Харьковский район

13,9

12,0

13574,0

13,0

2250,7

- Харьковская

5,2

6,0

6505,0

6,3

2180,0

- Сумская

3,9

2,8

2526,0

2,4

1876,0

- Полтавская

4,8

3,4

4543,0

4,3

2696,0

Приднепровский район

9,8

11,5

15527,0

15

2761,5

- Запорожская

4,5

4,0

5952,0

5,7

2955,0

- Днепропетровская

5,3

7,5

9575,0

9,3

2568,0

Донецкий район

8,8

15,2

17721,0

17,0

2218,5

- Донецкая

4,4

10,0

12711,0

12,2

2552,0

- Луганская

4,4

5,2

5010,0

4,8

1885,0

Причерноморский район

14,2

10,1

9649,0

9,3

1830,7

- Херсонская

4,7

2,5

1856,0

1,8

1507,0

- Одесская

5,5

5,0

5381,0

5,2

2136,0

- Николаевская

4,0

2,6

2412,0

2,3

1849,0

Крымский район

4,6

5,0

3802,0

3,7

1366,5

Украина

100

100

103847,0

100

2081,0

Источник: [3,с.133].

Помимо различий в уровнях социально-экономического развития регионов  имеются различия в их народнохозяйственной специализации, роли и месте в географическом разделении труда. От этого в значительной степени  зависят  размеры импорта по отдельным товарным группам и возможности местной промышленности обеспечить импортозамещение. Последнее, в свою очередь,  определяется уровнем развития в регионах обрабатывающих производств.

Импорт составляет лишь некоторую часть товаров, реализуемых на товарных региональных рынках. Опыт других стран свидетельствует, что изменения в тарифной политике могут оказать ощутимое воздействие лишь в том случае, когда импорт составляет не менее, чем 10% реализуемых товаров. К таким регионам относятся столичная область, области, активно участвующие в приграничной торговле – Волынская, Львовская, Закарпатская, Черновицкая, Автономная Республика Крым. К данной группе регионов следует также отнести области с относительно слабой экономикой, но имеющих льготы по налогообложению внешнеэкономической деятельности (СЭЗ).

Регионы, с относительно высоким уровнем экономического развития и хорошо развитой обрабатывающей промышленностью, испытывают меньшее влияние от изменений тарифной политики страны при ее вступлении в ВТО.

Харьковская область, например, среди «лидерных регионов» выделяется самым высоким уровнем развития вторичного сектора экономики и  характеризуется машиностроительной специализацией в промышленности и перерабатывающей – в агропромышленном комплексе страны (в структуре промышленного производства области машиностроение составляет 25%, а пищевая промышленность – 30,6%). С точки зрения экономического «лидерства» и народнохозяйственной специализации Харьковская и, подобные ей по народнохозяйственной специализации, другие области, теоретически весьма уязвимы от возможных изменений в таможенной политике при вступлении Украины в ВТО. Негативным моментом является также и большая зависимость функционирования ее народнохозяйственного комплекса  от импорта (при этом он существенно преобладает над экспортом). Однако, учитывая относительно не большой удельный вес области во внешнеэкономической деятельности страны – 2,8%  (2,2% по экспорту и 3,4% по импорту), а также то, что основной объем экспортно-импортных операций приходится на Российскую Федерацию (43% и 37,1% - соответственно) – отрицательное воздействие изменений в таможенной политике Украины не должно оказать большого влияние на экономику региона. Более того, в ряде направлений это может даже оказать положительное влияние на его социально-экономическое развитие.

Может усилиться экономическая напряженность в шахтерских районах Донецкой, Луганской, Львовской областей с сокращением добычи в них угля под натиском его импорта из-за рубежа. Усилятся трудности с возделыванием сахарной свеклы и производством сахара. Поэтому Винницкой, Хмельницкой, Тернопольской, Черкасской и другим областям, специализирующимся на сахарном производстве, придется вступить в жесткую конкуренцию с его зарубежными производителями.

Другие регионы страны, особенно те, где развита черная металлургия, (Днепропетровская, Донецкая, Запорожская) могут получить от вступления Украины в ВТО прямую выгоду, так как данная отрасль может частично избавиться от антидемпингового давления.

 Для успешной адаптации промышленного и сельскохозяйственного производства к условиям повышенной открытости экономики при вступлении Украины в ВТО целесообразно осуществление ряда мер на государственном и региональном уровне. К таким следует отнести:

· Формирование в регионах государственной системы внешнеэкономической, правовой и информационной службы для мониторинга и координации предприятиями ценовой политики, условий торговли,  разрешения споров и т.п., без чего им будет сложно (особенно на первых порах) эффективно использовать возможности членства Украины в ВТО в международной деятельности.

· Создание механизмов временной государственной поддержки предприятий и отраслей,  которые могут особо пострадать от резко возросшего импорта и конкурентной среды.

· Разработку региональных программ по адаптации народного хозяйства страны к  условиям роботы в условиях повышенной открытости экономики Украины при ее вступлении в ВТО.

Голиков А.П.,доктор географических наук, академик, профессор
Харьковский национальный университет им. В.Н.Каразина
Кафедра международной экономики и
международных экономических отношений

Литература

1. Концептуальні засади стратегії економічного та соціального розвитку України на 2002-2011 роки. Європейський вибір.  / Послання Президента України до Верховної ради України від 30.04.2002.

2. Довідкові матеріали для участі у семінарі  “Україна-СОТ: інтереси бізнесу” (3 березня 2003 року, Харків).

3. Голиков А.П., Казакова Н.А., Шуба Е.А. Экономика Украины: факторы производства, отраслевая структура, размещение, тенденции развития: -  Харьков: ХНУ, 2003. -  161 с.

4. Світові Новини Торгівлі. – К.: Міжвідомча комісія з питань вступу України до СОТ, 2003. – вип.3,4.

5. Україна у цифрах у 2000 році: Статістічній довідник./ Держкомстат України: За ред. О.Г. Осауленка; Відп. за вип. В.А. Головко. - ДО.: Техніка, 2001.- 256 с.

6. Харківська область в 2001 році (статистичний щорічник). -   Харків: 

       Харківське обласне управління статистики, 2002. -  497 с.

7. Хорхе Е. Интриаго. Реформирование украинского налогового законодательства – ключевой элемент вступления в ВТО. 

       Pricewaterhouse Cooрers. 2003.

Ключевые слова: таможенные тарифные ставки, экспортные и импортные квоты, импортозамещающие производства, механизм государственной поддержки производства.




См. также

[an error occurred while processing this directive]

Украинская баннерная сеть
Написать письмо ->

Дизайн  © Православное сетевое братство "Русское Воскресение"