Вектором внешнеэкономической политики Украины на современном этапе ее
развития является евроатлантическая интеграция.
Первым ее значительным шагом на данном пути, согласно Концептуальным основам
экономического и социального развития Украины на 2002-2011 годы, является
вступление страны во всемирную торговую организацию (ВТО).
Приобретение Украиной членства
в ВТО существенно отразится не только
на международных экономических связях
страны, но и на всей ее экономической системе. В этой связи учеными и
специалистами практического профиля осуществляются подсчеты по балансу преимуществ
и потерь при вступлении Украины в данную
организацию, составляются соответствующие прогнозы. Проблема приобрела
актуальность в практическом и научном планах.
Несмотря на актуальность проблемы и ее государственную важность, в
научной литературе она еще не получила
достаточного освещения. Публикации по ее тематике преимущественно принадлежат
государственным и общественным деятелям
и носят сугубо практическую направленность [2,4,7]. Большей частью они
посвящены структурным межотраслевым изменениям в национальной экономике,
динамике экспортно-импортных процессов. Вне поля зрения остаются регионы и
изменения в их народнохозяйственных
комплексах с приобретением Украиной членства в ВТО.
По выполненному Министерством
экономики и по вопросам европейской интеграции Украины прогнозу, с вступлением страны в ВТО ее
экспорт с 2002 по 2006 год возрастет с 21,198 млрд.дол. США до
23,855 млрд.дол. США, то есть на 12,6%. За этот же период импорт
увеличится с 17,402 млр.дол.
США до 20,481 млрд.дол. США,
то есть на 17,7% [2]. Таким образом,
предполагается, что Украина будет иметь положительное сальдо внешнеторгового
баланса. Вместе с этим произойдут некоторые трансформации в структуре народного
хозяйства страны и в производстве ВВП, которые могут иметь не только
положительные, но и негативные последствия. Это коснется как экономики страны в
целом, так и экономик ее отдельных регионов.
Производство товаров и услуг в любой
стране подчиняется общему классическому
соотношению:
К= П
+ Н + Э – И, где
К – конечная продукция,
выраженная через производство ВВП;
П – потребление;
Н – накопление;
Э – экспорт;
И –
импорт.
Из приведенного соотношения
следует, что увеличение импорта на один процент приводит к уменьшению
производства на эту же величину в доле
его импортной составляющей. Иными словами, если доля импорта в выпуске
равняется D, а увеличение импорта происходит на Z%, то выпуск
сокращается на величину равную (D*Z)%.
В настоящее время доля
импорта в конечной продукции Украины равняется примерно 43% [3]. С снижением таможенных тарифов, при вступлении
страны в ВТО (в среднем с 9% до
5,66%), доля импорта, как отмечалось
выше, увеличится на 17%. В соответствии
с приведенной формулой это может
привести к снижению производства конечной продукции в стране на 7,3%. Однако с учетом того, что одновременно
должно произойти и увеличение на 12,6% экспорта товаров и услуг, реальное снижение производства отечественной
конечной продукции, по нашим подсчетам,
не превысит 2%.
Опыт зарубежных стран показывает, что
ключевым является вопрос не о пошлинах,
а о допускаемых ВТО объемах
государственной поддержки отдельных отраслей хозяйства и производств. Здесь
Украине (как и другим странам,
вступающим на этот путь) придется столкнуться с рядом трудностей.
Прежде всего, это коснется
государственной сельскохозяйственной политики. Сельское хозяйство в подавляющей
части стран мира имеет в той или иной мере государственную поддержку
(финансовую, страховую, материально-техническую и др.). Нуждается в такой
поддержке и отечественное сельскохозяйственное производство Украины, 2/3
площади которой входит в зону
рискованного земледелия и осуществляется в условиях недостаточного (степная
часть) и неустойчивого (лесостепная часть) естественного увлажнения. Часть
земель подвержена водной и ветровой эрозии. Для сохранения естественного плодородия
почв и обеспечения гарантированных высоких урожаев необходимо соблюдение высокого уровня
агрокультуры и осуществление различного рода мелиораций.
Все это требует значительных затрат (например, в странах Западной Европы на каждый
гектар обрабатываемых земель вносится от 400 до 700 кг удобрений, в Украине –
только 40-50). Требуется также усиление механизации сельскохозяйственных работ
в полеводстве и животноводстве, улучшение инфраструктуры и проч. Одним аграриям
справится со всеми этими задачами не под силу.
При
отсутствии в должном объеме государственной поддержки сельского хозяйства, его
продукция может оказаться с низким уровнем конкурентоспособности. Это отрицательно скажется на объемах ее
производства, вследствие чего Украина может не только уступить свои позиции на
внешних рынках данного вида продукции, но и создать благоприятную обстановку
для ее реализации на внутреннем
рынке зарубежными производителями. С
учетом того, что ввозные таможенные тарифы
должны снизится на сельскохозяйственную продукцию с 20,96% до 12,53%, то
есть на 40%, можно ожидать в течение 2002-2005 годов увеличение
ее импорта в страну на 7-8% [2].
Добавится трудностей
промышленности страны, особенно отдельным ее отраслям - угольной, машиностроительной и др.
Мировой рынок угля сейчас
заполнен дешевым углем ЮАР, Австралии, США, где он добывается преимущественно
открытым способом, а потому имеет намного ниже себестоимость по сравнению с его
добычей шахтным способом. Уголь Донбасса, Львовско-Волынского бассейна
добывается с больших глубин. Его пласты, как правило, не большой мощности,
обводнены, загазованные. Поэтому себестоимость украинского угля выше средне
мировых цен. Кроме того, существует печальная статистика: за каждый миллион
тонн угля, добытого в мире, уходит одна шахтерская жизнь. Украине приходится
сейчас отдавать за добытые тонны угля шахтерских жизней в 2-3 раза больше. С
учетом изложенного, отечественная угольная промышленность, с вступлением
Украины в ВТО, скорее всего, не выдержит мировой конкуренции.
В машиностроении, проблемой производства
было и остается узость внутреннего рынка. Без него трудно,
например, запустить в серию даже новые модели самолетов (АН-140 и др.), которые
соответствуют лучшим зарубежным аналогам.
Отчасти вопрос решается за счет их экспорта в Россию, Иран. Но для
высокой рентабельности авиастроения
исходный объем заказов должен
составлять порядка 100 машин и более. Достижение этой величины - весьма
проблематично. При вступлении Украины в ВТО ей, возможно, придется присоединяться
к «Соглашению по авиатехнике»,
которое устанавливает нулевые ставки импортных пошлин на эту продукцию, а также
вводит шумовые ограничения, под которые подпадает большая часть действующего
сейчас в стране гражданского авиапарка. Очевидно, что, если в этой отрасли не
восстановить госзаказ или эквивалентные ему меры, отечественное авиастроение не
избавится в обозримой перспективе от проблемы выживания.
С не меньшими проблемами столкнуться
автомобилестроители, станкостроители, тракторостроители, турбостроители и
другие производители машиностроительной продукции. Мировые товарные рынки
переполнены данными видами товаров, при том в ряде случаев – лучшего качества.
Снижение таможенных пошлин может стимулировать более активное проникновение на
внутренний рынок страны продукции зарубежных машиностроительных фирм.
Отечественная мебельная промышленность в
настоящий момент активно осваивает внутренний рынок и для нее важен каждый
процент импортного тарифа.
В
1998 году ставки ввозного таможенного тарифа на мебельную продукцию,
осветительные приборы, игрушки были увеличены с 11,8% до 22,6%. Это сразу же
сказалось на ее импорте, который снизился на 36,9% (до 91 млн.долл. США). Согласно с консолидированным
предложениям Украины тарифные ставки на данные виды продукции, при ее
вступлении в ВТО, должны будут снижены до 5,17%. В соответствии с этим
ожидается возрастание ее импорта до 115 млн.долл. США, т.е на 28% [2].
Поэтому в стране следует ожидать усиление иностранной конкуренции на данном
рынке продукции.
Столь же активна в последние годы и украинская
фармацевтика. В значительной мере этому способствовала определенная
протекционистская политика. Снижение таможенных тарифов, при вступлении в ВТО,
обострит конкуренцию (однако, украинский
потребитель может от этого даже выиграть, ибо многие отечественные лекарства по качеству уступают зарубежным
аналогам).
Химической промышленности страны также
придется столкнуться с обострением конкуренции, особенно по малотоннажным
продуктам - лакам, краскам, отделочным материалам. Со снижением ввозных
таможенных тарифов на химическую продукцию с 6,39% до 5,73% (в соответствии с
обязательствами в рамках секторальной инициативы «Химическая гармонизация»),
ожидается рост объемов ее импорта с 1686 до 1882 млн.дол. США (то есть на 11,5%) [2]. Это ставит перед
отраслью серьезные проблемы, тем более, что и в
настоящее время имеют место недогрузки многих её мощностей.
С новыми трудностями придется
столкнуться текстильной промышленности. До 1998 года ввозные таможенные тарифы
на импорт ее продукции составлял 19%. В 2000 году, в соответствии с Договором
между Украиной и Европейским Сообществом, произошло их снижение до 8%.
Следствие – рост импорта текстиля в страну на 36%.
При вступлении Украины в ВТО ввозные тарифные
ставки должны быть снижены до 5,97%. Ожидается, что при этом объем импорта
текстильной продукции возрастет с 660 млн. долл. США до 750 млн.долл. США, то есть на 14% [2].
Очевидно, ряд промышленных производств
может потерять существующие сейчас
преимущества в специальных экономических зонах (СЭЗ) и на территориях с
льготными режимами инвестирования и налогообложения.
Наряду с отрицательными моментами
вступление Украины в ВТО открывает перед ней и положительные стороны:
Следует ожидать ослабление
антидемпингового давления на ряд отечественных отраслей экономики, успешно
работающих сейчас на внешних рынках (например, черную металлургию, основную
химию и др.). Откроются более широкие возможности для проникновения на рынки
стран-членов ВТО украинской продукции предприятий машиностроительной, мебельной
и деревообрабатывающей, легкой, пищевой промышленности.
Положительные изменения должны коснутся сферы услуг, в которой Украина
существенно отстала от высоко развитых стран. Здесь конкурентное давление со стороны иностранных провайдеров оживит внутреннюю конкурентную среду и заставит
отечественных производителей услуг расширять их набор, совершенствовать
качество, снижать цены, более полно учитывать запросы клиентуры. Это принесет
непосредственные выгоды потребителям и будет, в свою очередь, стимулировать
расширение спроса как основу для дальнейшего прогресса рассматриваемых
отраслей.
Произойдет оздоровление бизнес-среды, что будет способствовать устранению
многочисленных искажений рыночных отношений, улучшению инвестиционного
климата, модернизации экономики.
Активизируется иностранный банковский капитал. Повысится эффективность финансового посредничества в экономике, как на общегосударственном, так и на региональном уровнях.
Улучшится страхование.В Украине очень высокая степень рисков по сравнению с большинством стран мира
(особенно во внешней торговле). Однако национальная система страхования не
выполняет своих основных функций по защите потенциальных рисков. Система
страхования в отличие от других стран не осуществляет функций по инвестированию
долгосрочных ресурсов в экономику. Украинские потребители страховых услуг
(особенно по страхованию рисков в хозяйственной деятельности) во всех регионах
страны объективно заинтересованы в расширении иностранного присутствия в этом
секторе. Присоединение к ВТО может активизировать этот процесс. Его масштабы
будут зависеть не столько от условий такого присоединения, а от того, насколько улучшится общий климат в
экономике. При любых вариантах уничтожение национального страхового рынка не
произойдёт.
В торговле украинский капитал практически
монопольный в оптовом звене, однако в рознице его активно теснят сети иностранных фирм
(на авторынке, общественном питании и др.).
Значение иностранного капитала для развития
украинской торговли на общегосударственном и региональном уровнях
представляется очевидным, поскольку, несмотря на прогресс за годы реформ, она
продолжает серьёзно уступать западным странам и по количественным параметрам, и
по качеству обслуживания. Мировой опыт свидетельствует, что с приходом
иностранных компаний модернизация отрасли значительно ускоряется. Под
воздействием конкуренции распространяются эффективные и новые для страны модели
и формы дистрибуции, усиливается её влияние на производство. Значительно
снижаются и издержки обращения.
Украина располагают достаточно
значительным рекреационным потенциалом для развития внутреннего и зарубежного
туризма. В то же время для использования этого потенциала большинство регионов
страны, не располагают необходимыми ресурсами и потому максимально
заинтересованы в притоке иностранного капитала для развития этой высоко
капиталоемкой сферы. Несмотря на
наличие, относительно большого количества гостиничных мест, в подавляющей части
регионов страны фактически нет гостиниц
среднего класса, но с высоким стандартом обслуживания, которые служили бы
материальной базой для массового притока зарубежных туристов.
Особое значение для Украины имеют
транспортные услуги. Она относится к разряду «транзитных» государств, так как
располагается в фокусе транспортно-экономических связей, где сходятся важнейшие
международные пути, соединяющие север, юг, восток и запад Евразийского
материка. Упразднение мер, направленных сейчас в той или иной степени против
зарубежных перевозчиков на территории Украины и Российской Федерации, с их
вступлением в ВТО, будут весьма выгодны
для обоих государств. Увеличение объемов перевозок, повышение качества
транспортных услуг, усиление сохранности грузов, а также сжатие сроков их
доставки и введении свободного режима
для транзитного движения по российским и
украинским дорогам откроют дополнительные возможности для получения финансовых
средств и занятости рабочей силы.
Подводя итог аналитическому обзору
возможных изменений в экономике Украины при ее вступлении в ВТО можно сделать вывод о том, что каких-либо серьезных
отрицательных последствий в экономике Украины
при ее вступлении Украины в ВТО не произойдет. Более того, ожидается
значительная активизация деятельности в третичном секторе экономике –
транспорте, торговле, кредитно-финансовой сфере, страховании, международном
туризме и проч., а также упрочнение на международных рынках позиций страны по
отдельным группам товарной продукции.
Определенные трансформации могут
коснуться отдельных отраслей народного хозяйства – угольной промышленности,
малотоннажной химии, сахарной промышленности, некоторых производств
машиностроения.
Более
серьезные изменения могут произойти в региональной экономике, то есть в
народном хозяйстве отдельных регионов страны. Величина этих изменений будет
зависеть от уровней социально-экономического развития регионов и характера
сложившейся в них народнохозяйственной специализации. Такие изменения могут
происходить по нескольким направлениям:
Во-первых, изменение
таможенных тарифов может привести к
изменениям в объемах импорта и созданию условий для увеличения или сокращения
собственного производства импортозамещающей продукции.
Во-вторых, это скажется на размерах производства в
сопутствующих отраслях (особенно в инфраструктурных).
В-третьих, повлияет на численность занятого населения
и его доходы.
Уровни
социально-экономического развития регионов существенно отличаются между собой.
Весьма неравномерна и степень их вовлечения во внешнеэкономическую
деятельность. Различны характер участия и роль в географическом разделении
труда. Общим является лишь то, что
товарные рынки и рынки услуг в регионах страны в настоящее время уступают
зарубежным (прежде всего европейским) по многим стандартам, а динамика их роста
будет зависеть не столько от вступления страны в ВТО, сколько от притока в них
отечественного и иностранного капитала.
Уровень
экономического развития регионов в значительной мере характеризуется
производством в них конечной продукции, величина которой может быть
количественно выражена при помощи показателя валовой добавочной стоимости
(ВДС). По данному показателю группу лидеров в Украине образуют Киевская,
Днепропетровская, Донецкая, Харьковская,
Полтавская и Одесская области (табл.).
Таблица
Уровни экономического развития регионов
Экономический
район, область, республика
|
Территория, %
|
Населе-ние,
%
|
Валовая добавленная
стоимость на 01.01.2000, млн. грн.
|
Валовая добавлен.
Стоимость, %
|
ВДС в расчете на душу
населения, грн.
|
Карпатско-Галицкий
район
|
9,2
|
12,9
|
9187,0
|
8,8
|
1375,3
|
-
Львовская
|
3,6
|
5,5
|
4248,0
|
4,0
|
1560,0
|
-
Ивано-Франковская
|
2,3
|
2,9
|
2309,0
|
2,2
|
1583,0
|
-
Закарпатская
|
2,0
|
2,6
|
1563,0
|
1,6
|
1216,0
|
-
Черновицкая
|
1,3
|
1,9
|
1067,0
|
1,0
|
1142,0
|
Волынский район
|
6,6
|
4,6
|
3492,0
|
3,4
|
1544,0
|
-
Волынская
|
3,3
|
2,2
|
1504,0
|
1,4
|
1417,0
|
-
Ровенская
|
3,3
|
2,4
|
1988,0
|
1,9
|
1671,0
|
Подольский район
|
10,0
|
8,8
|
6684,0
|
6,4
|
1481,3
|
-
Винницкая
|
4,4
|
3,6
|
2828,0
|
2,7
|
1551,0
|
-
Хмельницкая
|
3,4
|
2,9
|
2383,0
|
2,3
|
1624,0
|
-
Тернопольская
|
2,3
|
2,3
|
1473,0
|
1,4
|
1269,0
|
Киевский район
|
15,0
|
14,6
|
19990,0
|
19,3
|
2225,3
|
-
Киевская
|
4,8
|
9,0
|
15347,0
|
14,8
|
3264,0
|
-
Черниговская
|
5,3
|
2,7
|
2388,0
|
2,3
|
1845,0
|
-
Житомирская
|
4,9
|
2,9
|
2255,0
|
2,2
|
1567,0
|
Центральный район
|
7,5
|
5,3
|
4221,0
|
4,1
|
1585,5
|
-
Кировоградская
|
4,1
|
2,4
|
1675,0
|
1,6
|
1424,0
|
-
Черкасская
|
3,4
|
2,9
|
2546,0
|
2,5
|
1747,0
|
Харьковский район
|
13,9
|
12,0
|
13574,0
|
13,0
|
2250,7
|
-
Харьковская
|
5,2
|
6,0
|
6505,0
|
6,3
|
2180,0
|
-
Сумская
|
3,9
|
2,8
|
2526,0
|
2,4
|
1876,0
|
-
Полтавская
|
4,8
|
3,4
|
4543,0
|
4,3
|
2696,0
|
Приднепровский район
|
9,8
|
11,5
|
15527,0
|
15
|
2761,5
|
-
Запорожская
|
4,5
|
4,0
|
5952,0
|
5,7
|
2955,0
|
-
Днепропетровская
|
5,3
|
7,5
|
9575,0
|
9,3
|
2568,0
|
Донецкий район
|
8,8
|
15,2
|
17721,0
|
17,0
|
2218,5
|
-
Донецкая
|
4,4
|
10,0
|
12711,0
|
12,2
|
2552,0
|
-
Луганская
|
4,4
|
5,2
|
5010,0
|
4,8
|
1885,0
|
Причерноморский район
|
14,2
|
10,1
|
9649,0
|
9,3
|
1830,7
|
-
Херсонская
|
4,7
|
2,5
|
1856,0
|
1,8
|
1507,0
|
-
Одесская
|
5,5
|
5,0
|
5381,0
|
5,2
|
2136,0
|
-
Николаевская
|
4,0
|
2,6
|
2412,0
|
2,3
|
1849,0
|
Крымский район
|
4,6
|
5,0
|
3802,0
|
3,7
|
1366,5
|
Украина
|
100
|
100
|
103847,0
|
100
|
2081,0
|
Источник: [3,с.133].
Помимо различий в уровнях социально-экономического развития регионов имеются различия в их народнохозяйственной
специализации, роли и месте в географическом разделении труда. От этого в
значительной степени зависят размеры импорта по отдельным товарным группам
и возможности местной промышленности обеспечить импортозамещение.
Последнее, в свою очередь, определяется уровнем развития в регионах
обрабатывающих производств.
Импорт
составляет лишь некоторую часть товаров, реализуемых на товарных региональных
рынках. Опыт других стран свидетельствует, что изменения в тарифной политике
могут оказать ощутимое воздействие лишь в том случае, когда импорт составляет
не менее, чем 10% реализуемых товаров. К таким
регионам относятся столичная область, области, активно участвующие в
приграничной торговле – Волынская, Львовская, Закарпатская, Черновицкая,
Автономная Республика Крым. К данной группе регионов следует также отнести
области с относительно слабой экономикой, но имеющих льготы по налогообложению
внешнеэкономической деятельности (СЭЗ).
Регионы, с
относительно высоким уровнем экономического развития и хорошо развитой
обрабатывающей промышленностью, испытывают меньшее влияние от изменений
тарифной политики страны при ее вступлении в ВТО.
Харьковская область, например, среди «лидерных регионов» выделяется самым высоким уровнем
развития вторичного сектора экономики и
характеризуется машиностроительной специализацией в промышленности и
перерабатывающей – в агропромышленном комплексе страны (в структуре
промышленного производства области машиностроение составляет 25%, а пищевая
промышленность – 30,6%). С точки зрения экономического «лидерства» и
народнохозяйственной специализации Харьковская и,
подобные ей по народнохозяйственной специализации, другие области, теоретически
весьма уязвимы от возможных изменений в таможенной политике при вступлении
Украины в ВТО. Негативным моментом является также и большая зависимость
функционирования ее народнохозяйственного комплекса от импорта (при этом он существенно
преобладает над экспортом). Однако, учитывая относительно не
большой удельный вес области во внешнеэкономической деятельности страны –
2,8% (2,2% по экспорту и 3,4% по
импорту), а также то, что основной объем экспортно-импортных операций
приходится на Российскую Федерацию (43% и 37,1% - соответственно) –
отрицательное воздействие изменений в таможенной политике Украины не должно
оказать большого влияние на экономику региона. Более того, в ряде
направлений это может даже оказать положительное влияние на его
социально-экономическое развитие.
Может усилиться экономическая
напряженность в шахтерских районах Донецкой, Луганской, Львовской областей с
сокращением добычи в них угля под натиском его импорта из-за рубежа. Усилятся
трудности с возделыванием сахарной свеклы и производством сахара. Поэтому
Винницкой, Хмельницкой, Тернопольской, Черкасской и другим областям,
специализирующимся на сахарном производстве, придется вступить в жесткую
конкуренцию с его зарубежными производителями.
Другие регионы страны, особенно те, где
развита черная металлургия, (Днепропетровская, Донецкая, Запорожская) могут
получить от вступления Украины в ВТО прямую выгоду, так как данная отрасль
может частично избавиться от антидемпингового давления.
Для успешной адаптации промышленного и
сельскохозяйственного производства к условиям повышенной открытости экономики
при вступлении Украины в ВТО целесообразно осуществление ряда мер на
государственном и региональном уровне. К таким следует отнести:
·
Формирование в
регионах государственной системы внешнеэкономической, правовой и информационной
службы для мониторинга и координации предприятиями ценовой политики, условий
торговли, разрешения споров и т.п., без
чего им будет сложно (особенно на первых порах) эффективно использовать
возможности членства Украины в ВТО в международной деятельности.
·
Создание
механизмов временной государственной поддержки предприятий и отраслей, которые могут особо пострадать от резко
возросшего импорта и конкурентной среды.
·
Разработку
региональных программ по адаптации народного хозяйства страны к условиям роботы в условиях повышенной
открытости экономики Украины при ее вступлении в ВТО.
Голиков А.П.,доктор географических наук, академик, профессор
Харьковский национальный университет им. В.Н.Каразина
Кафедра международной экономики и международных экономических отношений
Литература
1.
Концептуальні
засади стратегії економічного та соціального розвитку
України на 2002-2011 роки.
Європейський вибір. / Послання Президента України до Верховної
ради України від 30.04.2002.
2.
Довідкові
матеріали для участі у семінарі
“Україна-СОТ: інтереси бізнесу” (3 березня 2003 року, Харків).
3.
Голиков А.П., Казакова Н.А., Шуба Е.А. Экономика
Украины: факторы производства, отраслевая
структура, размещение, тенденции
развития: - Харьков: ХНУ,
2003. - 161 с.
4.
Світові Новини
Торгівлі. – К.: Міжвідомча комісія з питань вступу України до СОТ, 2003. –
вип.3,4.
5.
Україна у цифрах у 2000 році: Статістічній
довідник./ Держкомстат України: За ред. О.Г. Осауленка; Відп. за вип. В.А.
Головко. - ДО.: Техніка, 2001.- 256 с.
6.
Харківська
область в 2001 році (статистичний
щорічник). - Харків:
Харківське обласне управління
статистики, 2002. - 497 с.
7.
Хорхе Е. Интриаго. Реформирование украинского
налогового законодательства – ключевой элемент
вступления в ВТО.
Pricewaterhouse Cooрers. 2003.
Ключевые слова: таможенные
тарифные ставки, экспортные и импортные квоты, импортозамещающие производства,
механизм государственной поддержки производства.
См. также
[an error occurred while processing this directive]
Украинская баннерная сеть
|