Членство в ЕС
связано для Украины с гораздо большей утратой суверенитета,
чем членство в евразийском сообществе, в котором, в отличие от
ЕС, где многие решения принимаются квалифицированным
большинством, действует исключительно принцип консенсуса.
Впрочем, вопрос о том, какое количество национального
суверенитета утратит Украина после вступления в ЕС, кажется
совершенно абстрактным, поскольку никаких реальных шансов
вступить в этот союз у Украины нет. Последний Ялтинский саммит
Украина —ЕС (сентябрь 2001) вновь показал, что ЕС не
заинтересован в переводе сотрудничества с Украиной с нынешнего
статуса партнерства на статус ассоциации, подобный тому, какой
имеют страны центральной Европы.
Трудности выбора На встрече президентов Украины,
России и Молдовы в Одессе 17 марта с.г., а также в ходе визита
украинского премьер-министра в Москву в апреле с.г. обсуждался
вопрос о возможности присоединения Украины к Евразийскому
Экономическому Сообществу, созданному в 2000 г. на основе
Таможенного Союза России, Беларуси, Казахстана, Киргизии и
Таджикистана. Несомненно, этот вопрос вновь будет затронут и в
ходе предстоящего майского саммита СНГ в Кишиневе. Учитывая
прежнее негативное отношение Украины к членству в Таможенном
Союзе, думается, не следует ожидать, что она присоединится к
новому Сообществу. Участие в Евразийском Сообществе
предусматривает проведение единой внешнеэкономической политики
в отношении третьих стран, создание общего рынка, что
несовместимо со стратегической целью внешней политики Украины
- вступлением в Европейский Союз.
“Европейский выбор” Украины с самого начала означал
дистанцирование от России, отказ от вступления с ней в
какие-либо экономические, политические и военные союзы.
Невозможно одновременно состоять в экономическом союзе с
Россией или в Евразийском Экономическом Сообществе - c одной
стороны, и в ЕС - с другой. Поэтому, опасаясь, что интеграция
с Россией может стать помехой на пути в ЕС, Украина
отказывается от любой формы экономического сотрудничества с
Россией более высокого уровня, чем зона свободной торговли,
которая в отличие от таможенного союза, не предусматривает
единой внешнеэкономической политики по отношению к третьим
странам. Отсутствие такой единой политики приводит к тому, что
в подобных зонах наиболее ликвидные товары изымаются из режима
свободной торговли. С учетом ориентации Украины на вступление
в Европейский Союз сотрудничество с Россией приобретает не
стратегический, а чисто тактический, временный характер: оно
как бы призвано подготовить экономику Украины к вступлению в
ЕС, а затем свернуться. Ведь в случае приема в ЕС Украина
будет вынуждена в соответствии с его правилами отказаться от
зоны свободной торговли с Россией и ввести с ней визовый
режим..
В последнее время, убедившись, что ЕС придает гораздо
большее значение сотрудничеству с богатой энергоресурсами
Россией, чем с Украиной, ряд украинских политиков выдвинул
идею “вхождения в Европу вместе с Россией”. Однако, в отличие
от Украины, Россия официально заявила, что она не стремится ни
к полному, ни к ассоциированному членству в ЕС. Цель России -
углубление сотрудничества с ЕС, но при этом как великая
держава она желает сохранять свободу в своей внутренней и
внешней политике. Вступление же в ЕС привело бы к утрате
значительной части суверенитета. Ведь ЕС - это тесный союз с
общей политикой, с единой валютой. Нелогичной кажется в этой
связи позиция тех украинских политиков, которые выступают
против союза с Россией (мотивируя это утратой суверенитета), и
в тот же время, стремясь вступить в ЕС, готовы передать этот
суверенитет его наднациональным органам.
А есть ли выбор? Впрочем, никаких реальных шансов на
вхождение в ЕС у Украины нет. И дело не только в том, что
номинальный ВНП на душу населения в Украине составляет 750
дол. в год (143 место в мире), в то время как аналогичный
показатель в среднем по ЕС равен 20 тыс. дол., а в особо
развитых странах ЕС колеблется от 23 до 32 тыс.дол. Если бы
Украине даже удалось заключить договор с ЕС об ассоциации, то
и в этом случае нет гарантии вступления в ЕС на правах члена.
Турция заключила соглашение об ассоциации с ЕС еще в 1963 г.,
но и поныне вопрос о ее членстве не решен, что можно объяснить
нежеланием европейцев интегрировать Турцию с ее большим
населением (70 млн.) и чуждой исламской культурой. Аналогичным
образом трудно интегрировать в ЕС Украину с населением почти в
50 млн. чел. Кроме того, хотя Украина идентифицирует себя как
европейское государство, все же для западноевропейцев в
цивилизационном смысле она остается частью Евразии.
Так, обозреватель “Франкфуртер Альгемайне Цайтунг”
К.Франкенбергер заявляет, что присоединение к ЕС таких
государств, как Турция или Украина, приведет к тому, что ЕС,
будучи не в состоянии “переварить эти страны с их большим
населением,” превратится в конечном счете в “колосса, который
в результате своих размеров и веса не сможет дальше
развиваться и членов которого не будет связывать никакая общая
цивилизационная идея”( Internationale Politik, N 6, 1998,
S.24-25). В.Шнайдер-Детерс, руководитель бюро по
сотрудничеству с Украиной при Фонде Фридриха Эберта в Киеве,
отмечает: “В то время, как между ЕС и Россией существует
согласие относительно их будущих связей, между ЕС и Украиной
не существует никакого совпадения взглядов относительно
развития их отношений в долгосрочной перспективе. Официально
провозглашенной целью нынешнего украинского правительства
является полное членство в ЕС, в то время как ЕС поставил
целью достижение с Украиной “доброго соседства”. В настоящее
время ЕС видит в Украине одного из “партнеров,” а не
потенциального члена”( Osteuropa, N 6, 2001, S.719). Бывший
канцлер ФРГ Гельмут Шмидт в интервью “Независимой газете”
подчеркивает, что ЕС “должен определить свои восточные границы
как границы с Россией, Беларусью и Украиной. Все другие далеко
идущие пожелания на практике будут развенчаны, как бы они не
подпитывались европейской стороной, речь здесь идет скорее о
мании величия” (Дипкурьер НГ, N5, 22.03. 2001, с.2).
На официальном уровне представители ЕС не подтверждают
и не отвергают возможность вступления Украины в ЕС. Такая
тактика — “ни да, ни нет” —подогревает надежды в Украине на
присоединение к ЕС в каком-то отдаленном будущем и
одновременно препятствует интеграции между Украиной и Россией.
Западные страны не заинтересованы в развитии
украинско-российских интеграционных процессов и сделают все
возможное, чтобы их сорвать или хотя бы затормозить. Такая
интеграция неизбежно приведет к восстановлению экономической и
военной мощи восточнославянских государств, а это противоречит
стратегической цели Запада: поставить все пост-советское
пространство под свой политический, военный и экономический
контроль.
|