[an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive]
На главную страницу

МАТЕРИАЛЫ СМИ

Миры виртуальныеТехнологии электронного доносаНМП в действии

РАССЫЛКА
Русское Воскресение

Обновления сайта "Стояние за Истину" 
и других страниц 
и разделов сервера "Русское Воскресение", выходит еженедельно


БАННЕРЫ
православных сайтов

СЧЕТЧИКИ

Rambler's Top100
TopList
liveinternet.ru: показано число просмотров и посетителей за 24 часа
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU
Reklama:

Поиск

Искомое.ru

Украинские БАННЕРЫ

Поиск




uaportal.com

Украина Православная. Официальный сайт Украинской Православной Церкви.

Редкие украинские исторические документы.

Каталог Православное Христианство.Ру

Камо грядеши, Украина?

Версия для печати

Камо грядеши, Украина?

Членство в ЕС связано для Украины с гораздо большей утратой суверенитета, чем членство в евразийском сообществе, в котором, в отличие от ЕС, где многие решения принимаются квалифицированным большинством, действует исключительно принцип консенсуса. Впрочем, вопрос о том, какое количество национального суверенитета утратит Украина после вступления в ЕС, кажется совершенно абстрактным, поскольку никаких реальных шансов вступить в этот союз у Украины нет. Последний Ялтинский саммит Украина —ЕС (сентябрь 2001) вновь показал, что ЕС не заинтересован в переводе сотрудничества с Украиной с нынешнего статуса партнерства на статус ассоциации, подобный тому, какой имеют страны центральной Европы.

Трудности выбора

На встрече президентов Украины, России и Молдовы в Одессе 17 марта с.г., а также в ходе визита украинского премьер-министра в Москву в апреле с.г. обсуждался вопрос о возможности присоединения Украины к Евразийскому Экономическому Сообществу, созданному в 2000 г. на основе Таможенного Союза России, Беларуси, Казахстана, Киргизии и Таджикистана. Несомненно, этот вопрос вновь будет затронут и в ходе предстоящего майского саммита СНГ в Кишиневе. Учитывая прежнее негативное отношение Украины к членству в Таможенном Союзе, думается, не следует ожидать, что она присоединится к новому Сообществу. Участие в Евразийском Сообществе предусматривает проведение единой внешнеэкономической политики в отношении третьих стран, создание общего рынка, что несовместимо со стратегической целью внешней политики Украины - вступлением в Европейский Союз.

“Европейский выбор” Украины с самого начала означал дистанцирование от России, отказ от вступления с ней в какие-либо экономические, политические и военные союзы. Невозможно одновременно состоять в экономическом союзе с Россией или в Евразийском Экономическом Сообществе - c одной стороны, и в ЕС - с другой. Поэтому, опасаясь, что интеграция с Россией может стать помехой на пути в ЕС, Украина отказывается от любой формы экономического сотрудничества с Россией более высокого уровня, чем зона свободной торговли, которая в отличие от таможенного союза, не предусматривает единой внешнеэкономической политики по отношению к третьим странам. Отсутствие такой единой политики приводит к тому, что в подобных зонах наиболее ликвидные товары изымаются из режима свободной торговли. С учетом ориентации Украины на вступление в Европейский Союз сотрудничество с Россией приобретает не стратегический, а чисто тактический, временный характер: оно как бы призвано подготовить экономику Украины к вступлению в ЕС, а затем свернуться. Ведь в случае приема в ЕС Украина будет вынуждена в соответствии с его правилами отказаться от зоны свободной торговли с Россией и ввести с ней визовый режим..

В последнее время, убедившись, что ЕС придает гораздо большее значение сотрудничеству с богатой энергоресурсами Россией, чем с Украиной, ряд украинских политиков выдвинул идею “вхождения в Европу вместе с Россией”. Однако, в отличие от Украины, Россия официально заявила, что она не стремится ни к полному, ни к ассоциированному членству в ЕС. Цель России - углубление сотрудничества с ЕС, но при этом как великая держава она желает сохранять свободу в своей внутренней и внешней политике. Вступление же в ЕС привело бы к утрате значительной части суверенитета. Ведь ЕС - это тесный союз с общей политикой, с единой валютой. Нелогичной кажется в этой связи позиция тех украинских политиков, которые выступают против союза с Россией (мотивируя это утратой суверенитета), и в тот же время, стремясь вступить в ЕС, готовы передать этот суверенитет его наднациональным органам.

А есть ли выбор?

Впрочем, никаких реальных шансов на вхождение в ЕС у Украины нет. И дело не только в том, что номинальный ВНП на душу населения в Украине составляет 750 дол. в год (143 место в мире), в то время как аналогичный показатель в среднем по ЕС равен 20 тыс. дол., а в особо развитых странах ЕС колеблется от 23 до 32 тыс.дол. Если бы Украине даже удалось заключить договор с ЕС об ассоциации, то и в этом случае нет гарантии вступления в ЕС на правах члена. Турция заключила соглашение об ассоциации с ЕС еще в 1963 г., но и поныне вопрос о ее членстве не решен, что можно объяснить нежеланием европейцев интегрировать Турцию с ее большим населением (70 млн.) и чуждой исламской культурой. Аналогичным образом трудно интегрировать в ЕС Украину с населением почти в 50 млн. чел. Кроме того, хотя Украина идентифицирует себя как европейское государство, все же для западноевропейцев в цивилизационном смысле она остается частью Евразии.

Так, обозреватель “Франкфуртер Альгемайне Цайтунг” К.Франкенбергер заявляет, что присоединение к ЕС таких государств, как Турция или Украина, приведет к тому, что ЕС, будучи не в состоянии “переварить эти страны с их большим населением,” превратится в конечном счете в “колосса, который в результате своих размеров и веса не сможет дальше развиваться и членов которого не будет связывать никакая общая цивилизационная идея”( Internationale Politik, N 6, 1998, S.24-25). В.Шнайдер-Детерс, руководитель бюро по сотрудничеству с Украиной при Фонде Фридриха Эберта в Киеве, отмечает: “В то время, как между ЕС и Россией существует согласие относительно их будущих связей, между ЕС и Украиной не существует никакого совпадения взглядов относительно развития их отношений в долгосрочной перспективе. Официально провозглашенной целью нынешнего украинского правительства является полное членство в ЕС, в то время как ЕС поставил целью достижение с Украиной “доброго соседства”. В настоящее время ЕС видит в Украине одного из “партнеров,” а не потенциального члена”( Osteuropa, N 6, 2001, S.719). Бывший канцлер ФРГ Гельмут Шмидт в интервью “Независимой газете” подчеркивает, что ЕС “должен определить свои восточные границы как границы с Россией, Беларусью и Украиной. Все другие далеко идущие пожелания на практике будут развенчаны, как бы они не подпитывались европейской стороной, речь здесь идет скорее о мании величия” (Дипкурьер НГ, N5, 22.03. 2001, с.2).

На официальном уровне представители ЕС не подтверждают и не отвергают возможность вступления Украины в ЕС. Такая тактика — “ни да, ни нет” —подогревает надежды в Украине на присоединение к ЕС в каком-то отдаленном будущем и одновременно препятствует интеграции между Украиной и Россией. Западные страны не заинтересованы в развитии украинско-российских интеграционных процессов и сделают все возможное, чтобы их сорвать или хотя бы затормозить. Такая интеграция неизбежно приведет к восстановлению экономической и военной мощи восточнославянских государств, а это противоречит стратегической цели Запада: поставить все пост-советское пространство под свой политический, военный и экономический контроль.

Сергей Фомин

Украинская общественно-политическая газета для православных
«SOS» pravoslavie.org.ua № 9 (30) за 2002 г.


См. также


[an error occurred while processing this directive]

Украинская баннерная сеть
Написать письмо ->

Дизайн  © Православное сетевое братство "Русское Воскресение"