ГОСУДАРСТВЕННАЯ
НАЛОГОВАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ УКРАИНЫ
ПИСЬМО
№ 4376/6/19-0116 от
11.07.2002
О.Радченко
г. Приморск,
Запорожской обл.
В соответствии со статьей 67 Конституции Украины (254к/96-вр)
"каждый обязанный платить налоги и сборы в порядке и размерах,
установленных законом".
Все граждане ежегодно подают в налоговые инспекции по месту
проживания декларации о своем имущественном состоянии и доходах за минувший год
в порядке, установленном законом.
Функции контроля за соблюдением налогового законодательства,
правильностью начисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджеты,
государственные целевые фонды налогов и других обязательных платежей возложены
на государственные налоговые органы, а за счет налогов государство выплачивает
миллионам граждан пенсии, жилищные субсидии, финансирует учреждения
здравоохранения и образования, содержит
армию, милицию и т.п..
Принятие изменений в Закон Украины "О государственном
реестре физических лиц - плательщиков налогов
и других обязательных платежей" (320/94-вр )
(далее - Закон), в соответствии с которым для лиц, отказавшимся по своим религиозным или другим убеждениям от
присвоения идентификационных номеров, вносятся специальные отметки о наличии в
них права осуществлять любые платежи без идентификационного номера.
На данное время конкретный механизм реализации ст. 1 Закона
Украины "О государственном реестре физических лиц - плательщиков налогов и других обязательных платежей"
(320/94-вр) с учетом внесенных изменений еще не определен на законодательном
уровне.
Анализ конституционных норм показывает, что существование
распределения на те, кто выполняет Закон (320/94-вр )
и регистрируется в Государственном реестре и тех, кто отказывается от этого,
означает предоставление определенных привилегий отдельным категориям граждан в
зависимости от их отношения к религии, а это противоречит ст. 24 и 35
Конституции Украины (254к/96-вр), где указано, что граждане не могут иметь ни
единой привилегии по признакам религиозных убеждений и никто не может быть освобожден
от своих обязанностей перед государством или отказаться от выполнения законов по мотивам религиозных убеждений.
Внесение отметок в паспорта фактически противоречит статьи 4
Закона Украины "О свободе совести и религиозные организации"
(987-12), где сказано, что в официальных документах отношения гражданина к
религии не указывается.
Все записи, которые вносятся в паспорт гражданина Украины,
регламентируются положением "О паспорте гражданина Украины",
утвержденным постановлением Верховной Рады Украины от 26 июня 1992 года №
2503-XXІІ ( 2503-12 ) (в редакции постановления
Верховной Рады Украины от 2 сентября 1993 года № 3423-XІІ ( 3423-12 ) (далее -
Положение), на основе которого Министерство внутренних дел Украины разработало
инструкцию относительно правил и порядка оформления и выдачи паспорта
гражданина Украины, утвержденную приказом Министерства внутренних дел Украины
от 17 августа 1994 года № 316 и зарегистрированную в Министерстве юстиции Украины
5 сентября 1994 года за № 211/421 (далее - Инструкция).
Поскольку отметка о наличии у гражданина, который
по своим религиозные или иным убеждениям отказывается от принятия
идентификационного номера, права осуществлять любые платежи без
идентификационного номера, не предусмотрена этим положением (3423-12) и
инструкцией № 316, требуется внесение изменений в эти документы.
Учитывая такое разногласие,
Государственная налоговая администрация Украины во исполнение поручения
Кабинета Министров Украины разработала, согласовала с министерствами и
ведомствами и представила на рассмотрение к Верховной Раде Украины
альтернативный действующему закону проект Закона Украины "О внесении
изменений и дополнений к Закону Украины "О Государственном реестре физических
лиц – плательщиков налогов и других
обязательных платежей" (320/94-вр) (реестр № 4306 от 19.01.2000),
относительно которого до этого времени не было принято никакого решения.
Также Государственная налоговая администрация Украины
поставила вопросы относительно внесения изменений в положение и разработки
порядка внесения отметок в паспорта физических лиц, замечая при этом, что глава
Украинской православной церкви Московского патриархата блаженнейший
Владимир возражал в 1999 году против внесения отметок в паспорта верующих
граждан.
Государственная налоговая администрация Украины настойчиво
проводит политику относительно обязательного выполнения действующего
законодательства, в особенности в части использования идентификационных
номеров.
Заместитель
председателя ГНА Украины А.Шитря
"Правительственный
курьер", № 142, 6 августа 2002 года
КОММЕНТАРИЙ
Письмо, подписанное заместителем
председателя Государственной налоговой администрации Украины господином Шитрей очень ярко иллюстрирует старание должностных
лиц ГНА отказаться от выполнения требований действующего законодательства.
Законом Украины "О внесении изменений в Закон Украины
"О Государственном реестре физических лиц - плательщиков налогов и других обязательных платежей"
от 16 июля 1999 года предусмотрено, что физическое лицо имеет право на отказ от
присвоения идентификационного номера. Так, Ст.1 Закона Украины "О
Государственном реестре физических лиц - налогоплательщиков и других обязательных платежей" дополнена ч.2 такого содержания: "Для лиц, которые по своим религиозным или другим убеждениям отказываются
от принятия идентификационного номера и официально сообщают об этом
соответствующие государственные органы, сохраняются ранее установленные формы
учета плательщиков налогов и других
обязательных платежей. В паспортах указанных лиц делается отметка о наличии у
них права осуществлять любые платежи без идентификационного номера".
Можно согласиться с тем, что внесение отметок к паспортам
граждан "о наличии права осуществлять любые платежи без идентификационного
номера" нельзя считать наилучшим
механизмом реализации установленного законом права. Вообще, содержание первого
предложения ч.2 Ст.1 Закона как-то противоречит
второму. Если в первом предполагается, что отказ от получения
идентификационного номера осуществляется путем официального сообщения
(то есть не устанавливается разрешительный порядок такого отказа), то
внесение специальных отметок в паспорт гражданина предусматривает, что
определенное служебное лицо ГНА имеет полномочие вносить такие отметки. Не
совсем понятно, в какой момент возникает у физического лица право на
осуществление платежей без присвоения идентификационного номеру - то ли после
официального сообщения ГНА, то ли после
внесения соответствующей отметки к паспорту гражданина.
Как вытекает из содержания письма заместителя председателя
ГНА, должностные лица налоговой администрации считают, что право возникает лишь
после внесения отметки. Тем не менее, Закон не устанавливает полномочий
служебных лиц ГНА отвечать отказом гражданам в случае официального сообщения об
отказе от принятия идентификационного номеру по своим религиозным или иным
убеждениям. В случае, если бы ГНА имела такие
полномочия, это бы означало право этого учреждения на контроль за убеждениями
людей, что кажется сумасшедшей идеей. Убеждение людей нельзя контролировать и нельзя проверять.
Письмо вообще исходит из презумпции недоверия к гражданам,
из того, что старание избегнуть получения номера является старанием избегнуть
налогообложения собственных прибылей. Так же, как воинские комиссариаты
считают, что альтернативная невоенная служба является старанием уклониться от
призыва на воинскую службу.
Контроль над уплатой налогов не
является тем же самым, что уплата налогов. Уплата налогов является конституционной
обязанностью любого, контроль за соблюдением
законодательства относительно уплаты налогов является задачей государственных
органов. Он должен быть построен таким образом, лишь бы не нарушать права
человека. Именно в этом есть ключ к пониманию проблемы.
Органы государственной власти Украины за счет налогов,
которые платятся гражданами Украины, должны создать такую систему контроля, в
том числе за уплатой налогов, которая с одного стороны будет эффективной, с
другой, будет достаточно гибкой, не нарушающей права человека. Внедрение в Украине
идентификационного номера с чрезвычайно широкой сферой применения, при условиях
отсутствия адекватных механизмов защиты персональных данных создает реальную
угрозу тотального контроля над гражданами со стороны государства.
При этом органы государственной власти Украины отказываются
делать исключения по отношению к тем людям, которые считают такую систему
контроля слишком сильным вмешательством в их частную жизнь, расценивают ее как
угрозу своей свободе, в том числе свободе религиозных убеждений. Так вот,
неспособность построить эффективную систему контроля, которая не нарушала бы права
и интересы значительной части общества, органы государственной власти стараются
обосновать с помощью весьма сомнительных с правовой точки зрения аргументов.
Вдобавок, свои сомнения относительно
возможного нарушения Конституции Украины ГНА могла развеять, обратившись к
Конституционному суду Украины, однако о таких действиях заместитель
председателя ГНА в своем письме не сообщает. Вместо этого ГНА разработала
собственный проект Закона, ждет его принятия Верховной Радой Украины, а в это
время фактически отказывается выполнять нормы действующего законодательства.
Очевидным является старание ГНА сузить
круг лиц, которые могут воспользоваться своим правом на отказ от получения
идентификационного номеру лишь к верующих. Тем не
менее, Закон предусматривает, что таким правом может воспользоваться лицо,
независимо от того, какого характера убеждения мешают лицу получить
идентификационный номер (религиозные и прочие). Исчерпывающего перечня таких
убеждений не установлено. Так вот, ссылка заместителя председателя ГНА на
положение Ст.24 и 35 Конституции Украины относительно
предоставления привилегий в зависимости от отношения к религии вызовет
удивление. Так же, как утверждение о том, что внесение отметки в паспорт
противоречит Ст.4 Закона Украины "О свободе
совести и религиозные организации", ведь Закон Украины "О внесении
изменений в Закон Украины "О Государственном реестре физических лиц -
плательщиков налогов и других
обязательных платежей" не предусматривает, что ГНА может вносить в
паспорта отметки об отношении граждан к религии.
Тем временем, возникают все новые сферы применения
идентификационных номеров. Так, в некоторых отелях Киева (в частности, отель
"Казацкий") в новых бланках регистрационных форм появилась графа -
идентификационный номер. Пока что при поселении заполнения этой графы не
требуется. Министерство внутренних дел Украины завершает работы по внедрению
Единой государственной автоматизированной паспортной системы Украины (ЕГАПСУ),
в основе которой все тот же идентификационный номер. Предложения Министерства
юстиции относительно замены внеконституционной системы прописки регистрацией по
месту проживания также включают в себя увеличение количества информации, которую
физические лица предоставляют органам, осуществляющим регистрацию, включая
идентификационный код. Таким образом, идентификационный код
налогоплательщика становится ключевым
элементом государственного контроля над гражданами в Украине, далеко выходя за
границы декларированной цели - контролем над уплатой налогов.
Роман Романов,
Севастопольская правозащитная группа
ВЫВОД
относительно письма
Государственной налоговой администрации Украины
№ 4376/6/19-0116 с
11.07.2002 года
В соответствии с частью 2 статьи 147 и пунктом 2 статьи 150
Конституции Украины только Конституционный Суд Украины решает вопрос о
соответствии законов и других правовых актов Конституции Украины и дает
официальное толкование Конституции и законов Украины.
Как усматривается из вышеупомянутого
письма, в данном случае налоговая администрация в лице заместителя председателя
ГНА Украины обратилась к вопросам толкования термина "привилегии"
("льготы") в соотношении с термином "право" и термином "обязанности", ссылаясь на статье
24, 35 Конституции Украины и на Закон Украины "О внесении изменений в
Закон Украины "О государственном реестре физических лиц -
плательщиков налогов и других
обязательных платежей", то есть, фактически она присвоила себе
полномочия Конституционного Суда Украины.
Согласно
статьи 19 частью 2 Конституции Украины органы государственной
власти и местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать лишь
на основании, в границах полномочий и способом, которые предусмотрены
Конституцией и законами Украины.
При принятии новых законов или внесении изменений в
действующие законы не допускается сужение содержания и объема существующих прав
и свобод (статья 22, часть 2 Конституции Украины).
Невыполнение служебными лицами требований Закона Украины
"О внесении изменений в Закон Украины "О Государственном реестре
физических лиц - плательщиков налогов и
других обязательных платежей" может повлечь ( и уже влечет - УШ) юридическую ответственность в
соответствии с действующим законодательством Украины.
Иван Ткач, адвокат
http://www.khpg.org/index.php?au=0117020402
Перевод с украинского "Украина Шенгенская"
© 2003 При
перепечатывании ссылки на ХПГ-інформ
обязательна
Информационный
бюллетень Харьковской правозащитной группы
СВОБОДА ВЫСКАЗЫВАНИЙ
И ПРИВАТНОСТЬ.
Читайте также:
[an error occurred while processing this directive]
Украинская баннерная сеть
|