[an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive]
На главную страницу

МАТЕРИАЛЫ СМИ

Миры виртуальныеТехнологии электронного доносаНМП в действии

РАССЫЛКА
Русское Воскресение

Обновления сайта "Стояние за Истину" 
и других страниц 
и разделов сервера "Русское Воскресение", выходит еженедельно


БАННЕРЫ
православных сайтов

СЧЕТЧИКИ

Rambler's Top100
TopList
liveinternet.ru: показано число просмотров и посетителей за 24 часа
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU
Reklama:
SetLinks error: Incorrect password!

Поиск

Искомое.ru

Украинские БАННЕРЫ

Поиск




uaportal.com

Украина Православная. Официальный сайт Украинской Православной Церкви.

Редкие украинские исторические документы.

Каталог Православное Христианство.Ру

Камо грядеши, Украина?

Версия для печати

Камо грядеши, Украина?

Членство в ЕС связано для Украины с гораздо большей утратой суверенитета, чем членство в евразийском сообществе, в котором, в отличие от ЕС, где многие решения принимаются квалифицированным большинством, действует исключительно принцип консенсуса. Впрочем, вопрос о том, какое количество национального суверенитета утратит Украина после вступления в ЕС, кажется совершенно абстрактным, поскольку никаких реальных шансов вступить в этот союз у Украины нет. Последний Ялтинский саммит Украина —ЕС (сентябрь 2001) вновь показал, что ЕС не заинтересован в переводе сотрудничества с Украиной с нынешнего статуса партнерства на статус ассоциации, подобный тому, какой имеют страны центральной Европы.

Трудности выбора

На встрече президентов Украины, России и Молдовы в Одессе 17 марта с.г., а также в ходе визита украинского премьер-министра в Москву в апреле с.г. обсуждался вопрос о возможности присоединения Украины к Евразийскому Экономическому Сообществу, созданному в 2000 г. на основе Таможенного Союза России, Беларуси, Казахстана, Киргизии и Таджикистана. Несомненно, этот вопрос вновь будет затронут и в ходе предстоящего майского саммита СНГ в Кишиневе. Учитывая прежнее негативное отношение Украины к членству в Таможенном Союзе, думается, не следует ожидать, что она присоединится к новому Сообществу. Участие в Евразийском Сообществе предусматривает проведение единой внешнеэкономической политики в отношении третьих стран, создание общего рынка, что несовместимо со стратегической целью внешней политики Украины - вступлением в Европейский Союз.

“Европейский выбор” Украины с самого начала означал дистанцирование от России, отказ от вступления с ней в какие-либо экономические, политические и военные союзы. Невозможно одновременно состоять в экономическом союзе с Россией или в Евразийском Экономическом Сообществе - c одной стороны, и в ЕС - с другой. Поэтому, опасаясь, что интеграция с Россией может стать помехой на пути в ЕС, Украина отказывается от любой формы экономического сотрудничества с Россией более высокого уровня, чем зона свободной торговли, которая в отличие от таможенного союза, не предусматривает единой внешнеэкономической политики по отношению к третьим странам. Отсутствие такой единой политики приводит к тому, что в подобных зонах наиболее ликвидные товары изымаются из режима свободной торговли. С учетом ориентации Украины на вступление в Европейский Союз сотрудничество с Россией приобретает не стратегический, а чисто тактический, временный характер: оно как бы призвано подготовить экономику Украины к вступлению в ЕС, а затем свернуться. Ведь в случае приема в ЕС Украина будет вынуждена в соответствии с его правилами отказаться от зоны свободной торговли с Россией и ввести с ней визовый режим..

В последнее время, убедившись, что ЕС придает гораздо большее значение сотрудничеству с богатой энергоресурсами Россией, чем с Украиной, ряд украинских политиков выдвинул идею “вхождения в Европу вместе с Россией”. Однако, в отличие от Украины, Россия официально заявила, что она не стремится ни к полному, ни к ассоциированному членству в ЕС. Цель России - углубление сотрудничества с ЕС, но при этом как великая держава она желает сохранять свободу в своей внутренней и внешней политике. Вступление же в ЕС привело бы к утрате значительной части суверенитета. Ведь ЕС - это тесный союз с общей политикой, с единой валютой. Нелогичной кажется в этой связи позиция тех украинских политиков, которые выступают против союза с Россией (мотивируя это утратой суверенитета), и в тот же время, стремясь вступить в ЕС, готовы передать этот суверенитет его наднациональным органам.

А есть ли выбор?

Впрочем, никаких реальных шансов на вхождение в ЕС у Украины нет. И дело не только в том, что номинальный ВНП на душу населения в Украине составляет 750 дол. в год (143 место в мире), в то время как аналогичный показатель в среднем по ЕС равен 20 тыс. дол., а в особо развитых странах ЕС колеблется от 23 до 32 тыс.дол. Если бы Украине даже удалось заключить договор с ЕС об ассоциации, то и в этом случае нет гарантии вступления в ЕС на правах члена. Турция заключила соглашение об ассоциации с ЕС еще в 1963 г., но и поныне вопрос о ее членстве не решен, что можно объяснить нежеланием европейцев интегрировать Турцию с ее большим населением (70 млн.) и чуждой исламской культурой. Аналогичным образом трудно интегрировать в ЕС Украину с населением почти в 50 млн. чел. Кроме того, хотя Украина идентифицирует себя как европейское государство, все же для западноевропейцев в цивилизационном смысле она остается частью Евразии.

Так, обозреватель “Франкфуртер Альгемайне Цайтунг” К.Франкенбергер заявляет, что присоединение к ЕС таких государств, как Турция или Украина, приведет к тому, что ЕС, будучи не в состоянии “переварить эти страны с их большим населением,” превратится в конечном счете в “колосса, который в результате своих размеров и веса не сможет дальше развиваться и членов которого не будет связывать никакая общая цивилизационная идея”( Internationale Politik, N 6, 1998, S.24-25). В.Шнайдер-Детерс, руководитель бюро по сотрудничеству с Украиной при Фонде Фридриха Эберта в Киеве, отмечает: “В то время, как между ЕС и Россией существует согласие относительно их будущих связей, между ЕС и Украиной не существует никакого совпадения взглядов относительно развития их отношений в долгосрочной перспективе. Официально провозглашенной целью нынешнего украинского правительства является полное членство в ЕС, в то время как ЕС поставил целью достижение с Украиной “доброго соседства”. В настоящее время ЕС видит в Украине одного из “партнеров,” а не потенциального члена”( Osteuropa, N 6, 2001, S.719). Бывший канцлер ФРГ Гельмут Шмидт в интервью “Независимой газете” подчеркивает, что ЕС “должен определить свои восточные границы как границы с Россией, Беларусью и Украиной. Все другие далеко идущие пожелания на практике будут развенчаны, как бы они не подпитывались европейской стороной, речь здесь идет скорее о мании величия” (Дипкурьер НГ, N5, 22.03. 2001, с.2).

На официальном уровне представители ЕС не подтверждают и не отвергают возможность вступления Украины в ЕС. Такая тактика — “ни да, ни нет” —подогревает надежды в Украине на присоединение к ЕС в каком-то отдаленном будущем и одновременно препятствует интеграции между Украиной и Россией. Западные страны не заинтересованы в развитии украинско-российских интеграционных процессов и сделают все возможное, чтобы их сорвать или хотя бы затормозить. Такая интеграция неизбежно приведет к восстановлению экономической и военной мощи восточнославянских государств, а это противоречит стратегической цели Запада: поставить все пост-советское пространство под свой политический, военный и экономический контроль.

Сергей Фомин

Украинская общественно-политическая газета для православных
«SOS» pravoslavie.org.ua № 9 (30) за 2002 г.


См. также


[an error occurred while processing this directive]

Украинская баннерная сеть
Написать письмо ->

Дизайн  © Православное сетевое братство "Русское Воскресение"