На главную страницу

СЛОВО ЦЕРКВИ

СвященноначалиеМонастыри и епархииМирянеНаследники Царства

РАССЫЛКА
Русское Воскресение

Обновления сайта "Стояние за Истину" 
и других страниц 
и разделов сервера "Русское Воскресение", выходит еженедельно


БАННЕРЫ
православных сайтов

СЧЕТЧИКИ

Љ в «®Ј Џа ў®б« ў­®Ґ •аЁбвЁ ­бвў®.ђг
Rambler's Top100
TopList
liveinternet.ru: показано число просмотров и посетителей за 24 часа
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU
Реклама:

* * *

Поиск

Искомое.ru

Украинские БАННЕРЫ

Поиск




uaportal.com

Украина Православная. Официальный сайт Украинской Православной Церкви.

Редкие украинские исторические документы.

Каталог Православное Христианство.Ру

Дьявольская пародия, или «Ничего ты не понимаешь, Булгаков!»

Версия для печати

Известнейший, можно сказать культовый, роман советской интеллигенции "Мастер и Маргарита" М.А. Булгакова, имеет прямой прототип - повесть «Венедиктов, или Достопамятные события жизни моей». Автор - профессор Александр Васильевич Чаянов. Чаянов в своей повести также обрисовал заранее, в 1922 году, главные детали будущей трагедии: ее герой захочет поселить сатану в Москве и сам станет его новой жертвой. А фамилия героя ... Булгаков. И это порождает уже в реальной жизни однофамильца-писателя интереснейшие коллизии. Посмотреть на известную книгу с новой, неожиданной стороны нам предлагает харьковский филолог Маргарита Строкова в фрагменте своей книги "Глупый пастух"



…Читая роман «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова, можно заметить, что между автором и персонажем - между Булгаковым и Воландом - сложился совершенно особый стиль отношений. Всякий раз, приближаясь в пространстве романа к изображению фигуры Воланда, Булгаков уже на пороге робеет, теряется, старается тише говорить, в глаза не смотреть, резких движений не делать, ни в коем случае не позволять себе ни тени иронии... - чему усиленно обучает и своих персонажей... Уважает!

Воланд как персонаж обладает невероятной магнетической силой, сместившей центр тяжести романа - через головы и мастера, и Маргариты, и, конечно же, Пилата - к нему, таинственному московскому гостю, сделав его первым лицом романа. Первым и единственным. Поскольку основным действующим лицом романа является - Зло. Зло и его обаятельное воплощение.

В этом нет ни доли преувеличения. Спросите любого из прочитавших книгу: кто самый глубокий и притягательный персонаж в романе? - Ответ всегда будет однозначным.

В борьбе за титул «мистер Зло» Мефистофель окажется в безусловном проигрыше: Гете, его создатель, находится всецело на Божьей стороне, а значит, и правила игры его драмы строго оговорены: Мефистофель знает свое место, уважает иерархию, а затем, чтобы получить полномочия для искушения Фауста, он вынужден, что само собой разумеется, обратиться к Господу («О Ассур, жезл гнева Моего!»). И Господь позволяет это, будучи совершенно уверенным в том, что Фауст сможет найти выход из любой затруднительной ситуации:

Он служит Мне, и это налицо,

И выбьется из мрака Мне в угоду.

Когда садовник садит деревцо,

Плод наперед известен садоводу.

Усилия Мефистофеля напрасны: Гете не уступает ему ни Фауста, ни Маргариту - добро побеждает.

...Читая Булгакова, мы наблюдаем странное и страшное смещение сил. Воланд правит не только своим балом, но и всем мировым порядком. Никакой Высшей Силы, контролирующей его, нет. Отсутствует полностью! Лишенный всех полномочий, униженный всеми возможными средствами, неназванный Христос (на произнесение Его имени, очевидно, наложен негласный запрет) посылает Своего апостола... к нему, к Воланду! - слезно просить его обустроить судьбы героев! Воланд нехотя отвечает и при этом буквально вытирает об апостола ноги. Христа уважают немного больше: его называют «бродягой», «безумным философом», «подкидышем» - словом, как угодно, да только не тем, Кем Он является на самом деле.

Возникает естественный вопрос: неужели все это - эмоции Булгакова- атеиста? - Ничуть! Роман и написан был затем, чтобы отделать атеистов по первое число - всех и каждого в отдельности, - да так, чтобы получить от этого максимальное удовлетворение (месть, да!..). Но он пошел и значительно дальше, и пошел именно по программе, изложенной атеистом Берлиозом: «главное... в том, что Иисуса-то этого как личности вовсе не существовало на свете и что все рассказы о нем - простые выдумки, самый обыкновенный миф».

Злая насмешка Персонажа, начальствующего над автором, - насмешка над нами, атеистами, - в том как раз и состоит, что Булгаков так или иначе сделал именно это, и мы это не заметили - а ведь мы этого не заметили! - отсутствие Бога в романе!

Произвол этот воспринимается душой очень тяжело: при первом чтении романа все ожидалось: вот, Он воскреснет (не воскрес!), вот, Он проявит Свою посмертную власть - перед сатаной (никакой власти), но уж хоть бы на суде от Себя не отказывался!..

Отказался, и на этом был сделан особый акцент:

« - Кто ты по крови?

- Я точно не знаю, - живо ответил арестованный, - я не помню моих родителей. Мне говорили, что мой отец был сириец...»

« - ...Кстати, скажи: верно ли, что ты явился в Ершалаим через Сузские ворота верхом на осле, сопровождаемый толпою черни, кричавшей тебе приветствия как бы некоему пророку? - тут прокуратор указал на свиток пергамента.

Арестант недоуменно поглядел на прокуратора.

- У меня и осла-то никакого нет, игемон, - сказал он. - Пришел я в Ершалаим точно через Сузские ворота, но пешком, в сопровождении одного Левия Матвея, и никто мне ничего не кричал, так как никто меня тогда в Ершалаиме не знал».

Вот что не имеет объяснения: Воланд есть, Спасителя нет. Мир, созданный Булгаковым, - обезбоженный мир, время от времени посещаемый и контролируемый Злом - мир Смерти. После чтения романа остается ощущение дикой тоски и опустошенности: такое впечатление, что у тебя что-то отняли, чего-то не дали... Нет Христа, нет тепла, нет надежды!

Трудно понять Булгакова-человека... Трудно. Но интересно оценить роль Булгакова-персонажа: он был отмечен, на него было указано: ты, Булгаков, - персонаж... И они не ошиблись с выбором - он с готовностью откликнулся на призыв, талантливо поменяв местами добро и зло... Одного лишь он не понял: всей тонкости юмора того, кто сделал его своим персонажем:

Л. Е. Белозерская-Булгакова «Воспоминания»:

«... Здесь же, на Большой Пироговской, был написан «Консультант с копытом» (первый вариант в 1928 году), легший в основу романа «Мастер и Маргарита». Насколько помню, вещь была стройней, подобранней: в ней меньше было «чертовщины», хотя событиями в Москве распоряжался все тот же Воланд с верным своим спутником волшебным котом. Начал Воланд также с Патриарших прудов, где не Аннушка, а Пелагеюшка пролила на трамвайные рельсы роковое постное масло. Сцена казни Иешуа была также прекрасно - отточено написана, как и в дальнейших вариантах романа.

<...> В описании архива Михаила Булгакова ... подробно рассматриваются все варианты романа «Мастер и Маргарита», т.е. история его написания, однако отмечается : «Нам ничего не известно о зарождении замысла второго романа».

Вот что по этому поводу могу сказать я. Когда мы познакомились с Н.Н. Ляминым и его женой художницей Н. А. Ушаковой, она подарила М.А. книжку, в которой делала обложку, фронтисписную иллюстрацию «Черную карету» и концовку. Это «Венедиктов, или Достопамятные события жизни моей». <...> Автор, нигде не открывшийся, - профессор Александр Васильевич Чаянов.

Н. Ушакова, иллюстрируя книгу, была поражена, что герой, от имени которого ведется рассказ, носит фамилию Булгаков. Не меньше был поражен этим и Михаил Афанасьевич.

Все повествование связано с пребыванием сатаны в Москве, с борьбой Булгакова за душу любимой женщины, попавшей в подчинение к дьяволу. Повесть Чаянова сложна: она изобилует необыкновенными происшествиями. Рассказчик, Булгаков, внезапно ощущает гнет, необычайный над своей душой..., «казалось... чья-то тяжелая рука опустилась на мой мозг, раздробляя костные покровы черепа...» Так почувствовал повествователь присутствие дьявола.

<...>По ночной Москве преследует герой повести зловещую черную карету, уносящую Настеньку (так зовут героиню) в неведомую даль. Любуется попутно спящим городом и особенно «уносящейся ввысь громадой Пашкова дома».

Судьба сталкивает Булгакова с Венедиктовым, и тот рассказывает о своей дьявольской способности безраздельно овладевать человеческими душами.

«Беспредельна власть моя, Булгаков, - говорит он, - и беспредельна тоска моя, чем больше власти, тем больше тоски...» Он повествует о своей бурной жизни, о черной мессе, оргиях, преступлениях и неожиданно:

NB!

...неожиданно: «Ничего ты не понимаешь, Булгаков!» - резко остановился передо мной мой страшный собеседник. «Знаешь ли ты, что лежит вот в этой железной шкатулке?.. Твоя душа в ней, Булгаков!» <...>

После многих бурных событий и смерти Венедиктова душа Настеньки обретает свободу и полюбившие друг друга Настенька и Булгаков соединяют свои жизни.

С полной уверенностью я говорю, что небольшая повесть эта послужила зарождением замысла, творческим толчком для написания романа «Мастер и Маргарита».

Почему-то все вспоминается гибель «Титаника». За полтора десятилетия до этого, в 1898 году Морган Робертсон в романе «Тщетность» предсказал его крушение во всех подробностях гибелью выдуманного «Титана».

Чаянов в своей повести также обрисовал заранее, в 1922 году, главные детали будущей трагедии: ее герой захочет поселить сатану в Москве и сам станет его новой жертвой.

Ничего-то, ничего-то ты не понял, Булгаков...

***Больше всего шишек было ссыпано на Ивана Бездомного - единственного воителя со злом на весь роман.

Конечно, там был еще Иешуа - изуродованный образ Того, Кто по идее должен был стать оплотом для сил Добра... Хотя бы для поддержания равновесия! Но этого, как мы уже отметили, не случилось: уважать противников здесь не принято!

В результате наивный и простодушный до полной слепоты Иешуа - в принципе не способен видеть зло и понимать, для какой цели жил и - во имя чего умер!

В результате и главный враг Воланда в современности, Иван Бездомный, сумевший-таки зло увидеть и оценить его как Зло - тысячекратно более смешон, чем Иешуа!

В этом, кстати, особо ярко проявилась полярность романа Булгакова и повести Чаянова, вдохновившей его: функцию Булгакова, главного героя повести, - преследование дьявола - взял на себя самый жалкий и карикатурный персонаж во всем романе! Ведь это главная заповедь, утверждаемая дьявольской книгой: с Воландом воевать нельзя! а тот, кто думает иначе - безумен, жалок и смешон!

И вроде бы такой подход отвратителен - хотелось бы видеть хоть кого-нибудь противником достойным, хотелось бы и Иешуа принять - как образ Христа!.. Но талант Булгакова всемогущ: и вот мы уже сжились с этими никчемными персонажами, как с родными, и Воланд стал безусловно положительным героем - на фоне померкшего образа Добра...

А за последствиями ходить далеко не нужно: не успел роман появиться в печати в 1966 году, как у одного из читателей возникла новая песня (людям вообще свойственно увлекаться нестандартной постановкой вопроса).

В. Высоцкий, 1967:

Добрый молодец Иван решил попасть туда:

Мол, видали мы кощеев, так-растак!

Он все время: где чего - так сразу шасть туда,

Он по-своему несчастный был - дурак!

*** *** ***

Началися его подвиги напрасные,

С баб-ягами никчемушная борьба...

Вот так, под ненавязчивым влиянием великой литературы, мы и дожили до переоценки ценностей... И безумству храбрых мы славу больше не поем... Да и по большому счету: никто и никогда не подсчитает, сколько постсоветских служителей сатаны породила эта черная несушка, «Мастер и Маргарита»... Сатанисты - люди скромные и немногословные, и сколько их теперь-то уже - Бог весть!

Я все больше склоняюсь к мысли, что все вышеприведенное злостное вытравливание образа Добра, как и необъяснимое нарочитое ошельмовывание Христа, - есть вполне сознательное подыгрывание Булгакова желаниям своего Шефа. Ведь Булгакову не нужен Христос - он хочет лишь покоя:

«Это знает уставший. И он без сожаления покидает туманы земли, ее болотца и реки, он отдается с легким сердцем в руки смерти, зная, что только она одна успокоит его».

Не спорю: соблазнительные рассуждения. Особенно, если это действительно случится так, как мечтается: вечный дом, венецианское окно, вьющийся виноград...

Серединный вариант (ни рай, ни ад - покой) - это маленькая хитрость, придуманная Венедиктовым для Булгакова. Маленькая хитрость с большими последствиями...

По этому поводу мне всегда приходит на память одно из библейских пророчеств, прицельно разносящее в щепки каждую из опор идейной платформы «Мастера и Маргариты».

Исаия, гл.28:

«12 Им говорили: «вот - покой, дайте покой утружденному, и вот успокоение». Но они не хотели слушать.

14 Итак слушайте слово Господне, хульники, правители народа сего, который в Иерусалиме.

15 Так как вы говорите: «мы заключили союз со смертию, и с преисподнею сделали договор: когда всепоражающий бич будет проходить, он не дойдет до нас, потому что ложь сделали мы убежищем для себя, и обманом прикроем себя»,

17 ...поставлю суд мерилом и правду весами; и градом истребится убежище лжи, и воды потопят место укрывательства.

18 И союз со смертию рушится, и договор ваш с преисподнею не устоит. Когда пойдет всепоражающий бич, вы будете попраны.

20 Слишком коротка будет постель, чтобы протянуться; слишком узко и одеяло, чтобы завернуться в него.

22 Итак не кощунствуйте, чтобы узы ваши не стали крепче; ибо я слышал от Господа, Бога Саваофа, что истребление определено для всей земли».

Эта истина всегда была всем известна: есть либо награда («брачный пир»), либо наказание («тьма внешняя») - середины нет и не было никогда!

Матфей, гл. 22; 11-13:

«Царь, вошед посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду.

И говорит ему: друг! Как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал.

Тогда сказал царь слугам своим: связавши ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов...»

И это лишь для простых грешников. А какая участь может ожидать создателя такого мощного по убойной силе орудия, как «Мастер и Маргарита»? высмеивающего сторонников Бога равно как и атеистов? изуродовавшего евангельскую историю и образ Иисуса Христа? Какая участь может ожидать орудие сатанинской воли - лжепророка? богохульника? верноподданного господина Воланда?

Не будем говорить об этом...

Однако в наследство от него нам досталась книга, вошедшая в нашу жизнь на редкость талантливо сотворенным образом Обаятельного Зла, бесспорно удачными и - что примечательно - очень глубокомысленными афоризмами Воланда о квартирном вопросе и осетрине второй свежести. - Книга, требовательно заставляющая возвращаться к себе снова и снова...

Мы давно уже забросили веру. Не верим в Христа, не читаем Новый Завет, что всегда можно объяснить своим атеизмом. И никто не осудит!

А вот не прочитать Булгакова - признак дурного тона. Это читают все. Инсценируют. Экранизируют. А теперь уже - креста на них нет! - в школе преподают! (Какой идиот составлял программу? Закон Божий изучать не хотим, а «Евангелие от сатаны» штудировать - уже необходимость!) И мы подключаемся к тотальному богохульству, наблюдая каждый раз уже привычным оком трагедию из трагедий: как Спаситель мира снова и снова - отрекается от Самого Себя! - Тот, Кого мы должны помнить и знать - другим:

«И говорит им: что вы так боязливы, маловерные? Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина. Люди же, удивляясь, говорили: кто это, что и ветры и море повинуются Ему?»

Матфей, гл. 8; 26-27

«...но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его...»

Матфей, гл. 3; 11

«...Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его...»

Матфей, гл. 11; 12

«И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле».

Матфей, гл. 28; 18

«Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся».

Лука, гл. 12; 49

«Не думайте, что Я пришел принести мир на землю: не мир пришел Я принести, но меч... И кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня».

Матфей, гл. 10; 34-38

«...возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем...»

Матфей, гл. 11; 29

Вот Он, наш Учитель и Спаситель, от Которого мы дружно отвернулись - по первому пробному жесту Воланда, автора «Мастера и Маргариты».

Шаляпин после исполнения роли Мефистофеля постился и молился. Постимся ли, молимся ли мы после общения с этой скверной? Запрещаем ли, - в конце концов?

Да, я не американка - русская до мозга и костей. Поэтому считаю: моральная чистота - превыше свободы, смирение - превыше битвы за права. Демократия - не райское понятие. Хотя мир от Бога построен по законам свободы…

Я против! Против свободы, против равноправия - идолов, которым приносит жертвы Последняя цивилизация...

(C)Маргарита Строкова, г. Харьков

Из книги «Глупый пастух»,фрагменты главы . «Дьявольская пародия, или

«Ничего ты не понимаешь, Булгаков!»



  • - в формате MS Word (упакован Zip) - скачать (14 kb):

Украинская баннерная сеть
Написать письмо ->

Дизайн  © Православное сетевое братство "Русское Воскресение"