На главную страницу

СЛОВО ЦЕРКВИ

СвященноначалиеМонастыри и епархииМирянеНаследники Царства

РАССЫЛКА
Русское Воскресение

Обновления сайта "Стояние за Истину" 
и других страниц 
и разделов сервера "Русское Воскресение", выходит еженедельно


БАННЕРЫ
православных сайтов

СЧЕТЧИКИ

Љ в «®Ј Џа ў®б« ў­®Ґ •аЁбвЁ ­бвў®.ђг
Rambler's Top100
TopList
liveinternet.ru: показано число просмотров и посетителей за 24 часа
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU

Поиск

Искомое.ru

Украинские БАННЕРЫ

Поиск




uaportal.com

Украина Православная. Официальный сайт Украинской Православной Церкви.

Редкие украинские исторические документы.

Каталог Православное Христианство.Ру

Реклама:

* * *

Житие новопрославленного священномученика Александра (Петровского), Архиепископа Харьковского

Версия для печати

Икона новопрославленнfого священномученика Александра (Петровского), Архиепископа Харьковского

К большому прискорбию изложить подробно житие архиепископа Александра (Петровского) почти невозможно, в силу тех обстоятельств, что уже ушли в вечность все свидетели этих трагических дней, когда святителей нашей Православной Церкви и ревностных пастырей Ее поголовно истребляли. Тщетными оказались наши поиски в разных архивах города, что явствует о том, что подобные документы тайно истреблялись. В одном из зарубежных изданий говорится, что будущий архиепископ Александр (Петровский) получил светское образование, окончил юридический факультет. Жил с матерью, которую очень любил. По смерти ее, он стал жить вольной жизнью юноши. Однажды он, возвратясь поздней ночью домой, лег у себя в комнате, которая была отделена занавеской от комнаты, где почивала его покойная мать. Комната эта так и осталась в своем прежнем виде. Внезапно видит он: раздвигается занавеска, входит его мать и говорит ему: оставь это все и поступай в монастырь.

Это видение так повлияло на молодого человека, что он резко переменил образ жизни, а скоро и действительно принял монашеский постриг. И вот привел его потом Господь в Козельщанскую женскую обитель Полтавской епархии, которая была тогда многолюдной и богатой. Был там прекрасный храм, типография, иконописная мастерская. Служило там, найдя пристанище после закрытия церквей, двенадцать священников. «Забыть нельзя, Ч пишет свидетель Ч как они пели акафист Живоносному Гробу. Мощным хором раздавался припев: «Радуйся, Живоносный Гробе, из него же Христос воскресе». Были между ними замечательные люди Ч подвижники, певцы, проповедники.
Когда уж очень стало туго монастырю от всяких репрессий, часть сестер, до пятидесяти человек, переместились на реку Псел, где образовался скит. Духовником его и стал о. Александр. Он обладал прекрасным тенором, любил пение и умел вдохновить народ на общее пение. Закрыт был Козельщанский монастырь, закрыты все храмы поблизости. Старосте одного из них удавалось с большим трудом отстаивать скит, и туда собиралась масса народа со всей округи. «Пойте все!» Ч обращался архимандрит Александр к народу Ч и вся масса молящихся подхватывала все основные молитвословия всенощного бдения или литургии. Служба совершалась истово, по уставу, всенощная тянулась не меньше четырех часов Ч и проходила с громадным подъемом.

Батюшка особенно заботился об улучшении народного пения. Так шло до 1932 года. Вызвали тогда старосту и о. Александра в «сельраду» Ч и всему наступил конец. этом же 1932 году архимандрит Александр был хиротонисован во епископа, впоследствии же возведен в сан архиепископа, и через несколько лет видим мы его в г. Харькове, где он быстро приобрел такую же всеобщую любовь. Был он человеком необыкновенно живым, общительным, ласковым, а вместе умел стойкость свою сочетать с удивительной выдержкой, которая проявлялась во всем.

Одна за одной стали закрываться церкви в г. Харькове. Наконец, оставались всего три: Трех Святителей, называемая «гольбергская», и две церкви на горе Холодной Ч Озерянская и Казанская. Согласно оставшейся доброй памяти среди православного харьковского народа, архиепископ Александр являлся ревностным архипастырем и защитником Святой Канонической Православной Церкви, пребывая непрестанно в молитвенном подвиге и ходатайстве пред Богом за спасение Святого Православия и нашего боголюбивого многострадального народа.

В последствии в г. Харькове и по всей Харьковщине оставался единственным храмом Канонической Православной Церкви выше упомянутый Свято-Казанский храм г. Харькова (все остальные храмы были насильственным образом заняты обновленцами и самосвятами, старанием которых, священнослужители, преданные Канонической Церкви, были репрессированы и большинство из них истреблены), в котором Владыка Александр постоянно священнодействовал и своим архипастырским ревностным словом согревал и укреплял боголюбивый православный народ Слобожанщины стоять на жизнь и смерть за чистоту Святого Православия.

Как для многих православных иерархов того времени, наступил роковой день и для Владыки Александра засвидетельствовать свою верность Христу и Его святой Церкви своим мученическим исповедничеством. Согласно полученной справки из архива Государственной Безопасности Харьковской области от 14 мая 1993 г. за № 6012258, Петровский Александр Феофанович 1851 года рождения (число и месяц не указаны), уроженец города Луцка Волынской губернии (бывшая Польша) до ареста архиепископ Ч Управляющий Тихоновской епархией Украины (разумеется Патриаршей церкви), проживал по адресу г. Харьков, Павловка, ул. Софиевская, дом 33. В том же вышеупомянутом источнике говорится, что архиепископ Александр в 1937 году Митрополитом Константином (Дьяковым) был назначен Управляющим Харьковской Епархией.
28 июля 1938 года архиепископ Александр был арестован УНКВД по Харьковской области по подозрению в контрреволюционной пропаганде и агитации, якобы являясь участником антисоветской церковной организации «Иоаннитов», а также обвинялся в шпионаже в пользу Польши.
17 июня 1939 года военным трибуналом Харьковского военного округа Владыка Александр был осужден к 10 годам тюремного заключения. После суда архиепископ Александр содержался в тюрьме и оттуда доверил гражданке Падалкиной Иустине Яковлевне, проживающей по ул. Руставели, № 31-а, получить из его квартиры на Павловке по ул. Софиевской, .№ 33 все принадлежавшие ему вещи на сохранение.
5 января 1940 года приговор был отменен и дело было возвращено на доследование. О его страданиях в тюремных застенках и о факте его мученической кончины лишь одному Богу известно. Из среды тюремного персонала говорили, что он был удушен. В архивной же справке 1940 года, архиепископ Александр (Петровский Александр Феофанович) умер в больнице тюрьмы № 1 города Харькова, о чем имеется запись следующего содержания истории болезни: «Петровский Александр Феофанович, возраст 89 лет поступил 24/У 1940 года в 13 часов 30 минут. Умер 24/У 1940 г. в 18 часов 15 минут. Диагноз окончательный: «Острая сердечная слабость».

Из рассказа работника Харьковского Епархиального Управления Криворученко Николая Степановича (умершего в 1986 г.), очевидца этих трагических действий, явствует, что в городской судебно-медицинский морг г. Харькова был привезен из корпуса неизлечимых больных колонии НКВД тюрьмы № 1 труп старика, совершенно раздетого, только с номером на ноге и с документом, в котором была указана фамилия Ч Петровский, с предписанием похоронить. Но вдруг, было получено из тюрьмы предписание Ч труп Петровского немедленно возвратить, так как он был послан по ошибке. Служащие при морге, доктор, бывший иподиакон и привратник, в будущем протоиерей Иоаким (Орехов), перевязав номер с тела Владыки на тело безродного, отправили такового с документом Петровского в тюрьму, тело которого должны были уничтожить. Выше упомянутым лицам удалось уговорить охрану тюрьмы и под видом вывоза мусора тело святителя на подводе, присыпанное навозом, вывезли за пределы тюрьмы. Затем ночью, при псалмопении со слезами надгробного рыдания, тело Священномученика, монашествующие и близкие его почитатели облачили в архиерейские одежды, после чего было совершено отпевание и с благоговением захоронили на Залютинском кладбище города Харькова, в стороне от общего места захоронения, которое они обозначили особым знаком.

Могила священномученика Александра особенно почитается православными харьковчанами, которые постоянно украшают ее живыми цветами. Так, промыслительной волей Божией архиепископ Александр своим архипастырским деланием и мученическим страданием восполнил лик Святых, в земли нашей просиявших, вплел в венец бессмертной славы свою верность и любовь к Богу, Его Святой Церкви и нашему многострадальному православному народу. Согласно нашего прошения архиепископ Александр (Петровский) от 10 февраля 1993 года на основании статьи 1 Закона Украины от 17 апреля 1991 года «О реабилитации жертв политической репрессии на Украине» Ч реабилитирован.
Богу содействующу, учитывая исповеднический подвиг за Церковь Христову и святую веру православную нашего народа, многострадального Архиепископа Александра (Петровского), восполнившего сокровищницу Церкви Небесной своей мученической кончиной, было предпринято следующее. Митрополитом Харьковским и Богодуховским Никодимом были направлены документы об исповеднической жизни Божьего Иерарха, верного Пастыря народа православного Блаженнейшему Владимиру, Митрополиту Киевскому и всея Украины и Священному Синоду Украинской Православной Церкви с ходатайством о причислении Архиепископа Александра (Петровского) к лику местночтимых святых.

Так, изволением Духа Святого и Священного Синода Украинской Православной Церкви, Божий страдалец достойно был причислен к лику местночтимых святых с другими священномучениками и мучениками Слободского края. Память его чтится 19 мая по старому стилю и 1 июня по новому стилю, вместе со всеми священномучениками Слободского края и в день его мученической кончины 11 мая (ст. ст.)/ 24 мая (н. ст.).

В последствии по просьбе Высокопреосвященнейшего Владыки, Митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима, при наблюдении особой комиссии, в состав которой входили следующие специалисты: Когут Сергей Александрович Ч заместитель начальника экспертно-криминалистического Управления УВД Харьковской области, Рябинин Игорь Ч эксперт этого же Управления, Дерий Станислав Васильевич Ч начальник отдела Харьковского областного Бюро судебно-медицинских экспертиз, Ершик Владимир Яковлевич и Гайдамака Александр Антонович Ч старшие следователи, имеющие опыт работ по эксгумации, Мурзин Николай Николаевич Ч проректор 1-го заместителя ректора Международного Славянского университета, а также в присутствии клирика Благовещенского Кафедрального Собора г.Харькова протоиерея Олега Легкого и делопроизводителя Харьковского Епархиального Управления Владимира Швец, мощи Святителя Александра с благоговением были изъяты из могилы на Залютинском кладбище и перенесены в Свято-Благовещенский Собор г.Харькова, и положены в раку, заранее заготовленную настоятелем Свято-Вознесенского храма г.Харькова протоиереем Михаилом Скорик, где они установлены на особом месте для молитвенного поклонения боголюбивого православного народа Слобожанщины, с глубоким благоговением почитающего своего Небесного Покровителя, наряду со святыми мощами Святителя Афанасия Цареградского и Лубенского Чудотворца и Святителя Мелетия Архиепископа Харьковского и Ахтырского.

Почитание обретенных святых мощей Святителя Александра приурочено к празднованию чтимой Озерянской иконы Божией Матери 30 октября по старому стилю и 12 ноября по новому стилю. Во исполнение общей духовной радости нашего Слобожанского православного народа и полноты Украинской Православной Церкви Синодальная Комиссия Русской Православной Церкви под председательством Его Святейшества Святейшего Алексея II Патриарха Московского и всея Руси от 22 марта 1994 года за № 711 постановили: «Заключение гражданской комиссии по изъятию останков Священномученика Александра (Петровского) рассмотрели и считают, что освидетельствование его мощей произведено согласно с церковной традицией. Вашему Высокопреосвященству благословляется молитвенное почитание сего Святого Подвижника. Алексей, Патриарх Московский и всея Руси».
Документ Синодальной Комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви о выше упомянутом Постановлении официально был направлен на имя Митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима. Итак, Богу содействующу, исповеднический подвиг Святителя Александра поднят нашей Святой Православной Церковью из бесславия к вечной земной и небесной славе, а боголюбивый православный народ Слобожанщины приобрел своего нового молитвенника и ходатая пред Богом, память которого в продолжении стояния за веру своих дедов и прадедов будет свято чтиться из рода в род.1859.


Икона Собор святых Слободского края



Харьковская епархия Украинской Православной Церкви
http://www.pravoslavie.kharkov.ua/


Украинская баннерная сеть
Написать письмо ->

Дизайн  © Православное сетевое братство "Русское Воскресение"