В работе Верховной Рады и
Правительства настала очень ответственная пора - бюджетный процесс. К
парламентским комитетам уже поступил проект Закона "О Государственном
бюджете Украины на 2001 год". И народные депутаты успели кое-что сделать
относительно подготовки к его рассмотрению, в особенности в плане дальнейшей
проработки Налогового кодекса. С открытия шестой сессии не было заседания, на
котором бы не рассматривались законодательные проекты по вопросам
налогообложения. Один из последних касался изменений в действующий Закон
"О Государственном реестре физических лиц - плательщиков налогов и других обязательных
платежей". Заместитель Председателя Государственной налоговой администрации
Украины Алексей Шитря, который совместно с парламентскими специалистами доводил документ до нужного уровня и докладывал о нем в
сессионном зале, указал: "Этот чрезвычайно важный правовой акт. В нем речь
идет о персонифицированном учете. А это - веление нашего времени. И не только в
налоговой системе, а и в социальной сфере вообще...".
- Давайте, - продолжил Алексей Шитря,
- сначала напомним конкретно, в чем суть. Указанный закон действует уже свыше пяти лет. В соответствии с ним были внедренны идентификационные
номера как основной элемент государственного персонифицированного учета.
Изобретение неоригинальное. В принципе (в определенных разновидностях) они применяются во многих развитых странах. И
обеспечивают простоту, прозрачность, открытость и, я бы сказал, демократичность
учета в государственных системах, в том числе и в налоговых, так как своей
обязательностью уравнивают зажиточных и небогатых, пожилых, взрослых и малолетних граждан. Такая
форма учета существует во многих европейских странах, в Росси, Австрали, в Соединенных Штатах.
Так вот, мы не изобретали велосипеда. Может, только попробовали его
модернизировать, приспосабливая к отечественным реалиям. И этот
"велосипед", считайте, сделал свое дело, в особенности при условиях
перехода Украины на свои паспорта. Внедрение идентификационных номеров
предоставило возможность начать процесс развития единого информационного
пространства, что должно обеспечить контроль полноты уплаты налогов и вместе с
тем предоставление субсидий, социальной помощи действительно тем, кто ее
требует. Идентификационные номера стали базовыми в создаваемой системе
Персонифицированного пенсионного учета и Единой автоматизированной паспортной
системе. Слаженное взаимодействие всех этих систем станет помехой деятельности нечестных
"ловких дельцов", чего невозможно добиться при использовании лишь
паспортов граждан.
- Сняло ли внесение изменений в Закон в июле минувшего года напряжение среди
граждан, которые отказывались от принятия номеров, как это было задекларировано
инициаторами изменений?
- ГНА Украины имела согласованную позицию с
Минфином, Пенсионным фондом, Госкомитетом в делах религий, МВД о
нецелесообразности внесения изменений в Закон. Вы помните, как нам тогда предъявляли обвинение
в недемократизме. Начали поступать письма от граждан с отказами от
идентификационных номеров со ссылкой на их религиозные убеждения. А тем временем под прикрытием
понятия "религиозные и прочие убеждения" некоторые лица нашли
возможность уклоняться от единого государственного учета физических лиц.
Государство теряло возможность контроля за полнотой уплаты налогов и
обеспечение принципа справедливости при предоставлении социальной помощи. До сего времени четко не
истолкованно понятие "другие убеждения". Законодательством не
определен, каким государственным органом устанавливается отношение гражданина к
религии и кто будет вносить, скажем, в паспорта отметки с разрешением не
получать идентификационный номер. А еще взвесьте, каким образом могут делаться
такие отметки в паспортах лиц, которые не имеют постоянного
местожительства в Украине или вообще не
имеют паспортов, но в соответствии с законодательством обязаны платить налоги? И
это при условии того, что в соответствии с частями первой и второй ст. 24 и частью четвертой ст.
35 Конституции Украины уплата налогов - обязанность, которая не допускает
исключений ни по
религиозным, ни по любым другим убеждениям...
- О чем свидетельствует международный
опыт в этом аспекте?
- Способы учета, как уже отмечалось,
разные. Но в их основу положен один принцип - единые номера, которые
предоставляются физическим лицам определенным государственным органом. Причем
не предполагается исключений, в том числе и по религиозным убеждениям. Это только мы зашли так
далеко в "демократизации". И везде определены государственные органы,
которые этим занимаются. В США единый номер предоставляется службой социальной
защиты, в Росси - пенсионным фондом, в Молдове - департаментом документирования
граждан. Благодаря этому там и действуют единые автоматизированные
(компьютерные) информационные системы. Они, кстати , стали основанием и для
приведения в порядок областей социальной защиты, выплаты льгот и т.п..
- То есть вероятность не вносить в
реестр определенную категорию лиц вообще сводит на нет задача автоматизации
налогообложение и в целом, наверно, персонифицированного учета в государстве? А
паспортная система? О ней много говорилось. Немало сделано для ее приведения в
порядок. Ею можно воспользоваться?
- Мы анализировали возможность вообще отказаться
от идентификационных номеров и воспользоваться паспортными данными физических
лиц. Но результат оказался не в пользу этого принципа. Вообразите, что ныне в
Государственном реестре зарегистрированы лица, например,
по фамилии, имени и по-отчеству: Шевченко Николай Иванович - 759, Коваленко Николай Иванович - 525,
Ткаченко Николай Иванович - 608. И вдобавок
десятки из них имеют одну и одну и ту же дату рождения. Проведение
автоматизированного контроля в условиях неоднозначной идентификации лица невозможное.
Выход - присвоение каждому лицу своего единого номера. И еще одно
доказательство не в пользу применения паспортной нумерации. По данными ГНА Украины, у нас
на сегодня есть 174 тыс. физических лиц в возрасте до семи
лет, которые имеют собственность и получают доходы, а в возрасте до 16 лет, то есть
до паспортного учета, - 1 млн. 300 тыс. лиц.
Итак, если отказаться от принципа единой нумерации, для определенной категории
лиц есть возможность не прийти к единой государственной системе учета и выйти из-под контроля органов
государственной налоговой службы за полнотой уплаты налогов. А это - огромные
суммы, ведь речь идет не о бедных гражданах...
- В печати было сообщение о заявлении
Священного Синода Русской Православной Церкви относительно использования идентификационных номеров в
Государственном реестре как таких, которые не имеют никакое отношение к религии.
- Было такое заявление. Оно определенной мерой
поддержала нас в поисках оптимального выхода из положения, которое сложилось. Вообще на этот раз мы
подали в парламент, мне кажется, оптимальный вариант изменений в Закон о
Государственном реестре. Вместо идентификационного номера предлагается просто
номер учетного дела физического лица для регистрации в Государственном реестре.
- Это будет важным штрихом к
Налоговому кодексу. В любом случае такая мысль доминировала в процессе
обсуждения законопроекта. Не ли
так?
- Намерение решить вопрос относительно
внесения изменений в Закон ощущался у всех причастных к нему законодателей. Его обобщил председатель
Комитета по вопросам финансов и банковской деятельности Валерий Алешин, подчеркнув, что
законопроект исходит
из принципа равенства всех перед законом. Он будет оказывать содействие
устранению несогласований, которые имели место в действующем законодательстве, в частности
приведет его в соответствие с требованиями Конституции Украины относительно недопущения привилегий в выполнении
законов по
религиозным,
расовым и
национальным
признакам. Важно
также, что тогда Закон "О Государственном реестре лиц - плательщиков налогв и других обязательных
платежей" полнее будет адаптироваться к международным нормам в этой сфере общественной
жизни.
Беседу вел Николай Хоцький,
главный консультант Аппарата Верховной Рады Украины.
Вестник налоговой службы Украины № 36 2000 г.
http://www.sta.gov.ua/vіsnіk/36-2000/shіtrya.htm
(перевод с украинского языка)
[an error occurred while processing this directive]
Украинская баннерная сеть
|