Геополитический ландшафт для всемирной паутины
Появление
Интернет настолько быстро и радикально изменило мировое сообщество, что
невольно возникает мысль: мир был готов к большим переменам и просто ждал
технологической базы для них. Успехи информационных технологий вызвали фундаментальное
перераспределение политической и экономической власти. Политико-экономические
решения все чаще принимаются не в столицах, а на уровне отдельных
территориально-административных единиц: городов и даже муниципальных структур.
Эти изменения объясняются не только желанием преодолеть бюрократическую инерцию
столиц, они вызваны также «информационным усилением» местных лидеров.
Во многих странах лидеры территориальных общин более не зависят от
национальных правительств в области политических идей и информации. Они
самостоятельно решают социальные и экономические проблемы подопечных территорий
и проводят политику, призванную создавать рабочие места, обеспечивать
экономический рост и улучшать качество жизни на этих территориях — независимо
от политики, принятой на национальном уровне.
Многие вспомнят знаменитое
ельцинское предложение: «Берите суверенитета, сколько сможете». В России эти
тенденции вызваны распадом империи и поиском нового федерализма. Однако
подобные явления носят глобальный характер. нередко их называют «обратным
потоком суверенитета». «Обратный поток» подразумевает. что местное территориальное
правительство принимает на себя больше, чем когда-либо раньше, ответственности
за качество жизни своих резидентов.
Мы живем в эпоху, когда информационные
потоки и рынки всех типов все в большей мере глобализуются. Товары, услуги.
валюта, новости, интеллектуальные ресурсы больше нельзя удержать в рамках национальных
границ. Они растекаются, часто спонтанно, по всем уголкам земного шара. Национальные
правительства сознают, что больше не могут влиять на политико-экономические
условия, которые они еще совсем недавно успешно контролировали. Отсюда -
геополитический парадокс: традиционное национальное государство. слишком
большое и протяженное для решения проблем местных сообществ, становится
чересчур маленьким для решения безграничных проблем мира.
В новых условиях возрастает роль локальных
лидеров, локальных правительств и местных сообществ, расширяется сфера их
действий и ответственности. Во многих отраслях промышленности и сервиса местные
фирмы, которые ранее конкурировали только с близлежащими предприятиями. теперь
вынуждены сражаться с компаниями всего мира за приверженность и кошельки
потребителей. Местные власти, которые ранее (даже в высокомобильных обществах. подобных
Соединенным Штатам Америки) боролись за ценных и высококвалифицированных
сотрудников только с соседними территориями, теперь должны противостоять всему
миру: все большее число людей может жить практически в любом месте, где они
пожелают, и при этом иметь доступ к тем же самым видам работ, доходам,
продуктам и услугам, к которым они привыкли.
Мы. живущие за пределами
высокоразвитых стран. воспринимаем это явление как гигантский иммиграционной
насос, высасывающий с наших территорий наиболее квалифицированных, энергичных и
перспективных жителей. Однако покидающее нас население отъезжает не в
абстрактный «развитый мир», а в конкретные города и поселки, которые
конкурируют между собой за привлечение наилучших граждан. Локальные сообщества
и локальные власти обнаруживают, что находятся в глобальном окружении, более
агрессивном и бросающем больше вызовов, чем когда-либо раньше. Возможно, они
становятся более похожи на города-государства античной Греции, чем на
муниципалитеты XIX-XX веков.
• Кибергорода и смарт-сооощества
Неотъемлемой частью этого
всемирного процесса локализации является построение адекватного отображения
городов и сообществ в киберпространство. Многие населенные пункты и сообщества
земного шара уже набросали первые варианты своих «кибергородов» XXI столетия.
Лос-Анджелес, Сиэтл, Сакраменто создали крупномасштабные общественные сети,
позволяющие их жителям получать информацию о деятельности местных властей,
важных общественных событиях и важнейших социальных службах. Некоторые
небольшие университетские города даже преобразовали себя в «электронные
деревни', в которых большинство жителей и местных фирм подключены к городской
компьютерной сети. В некоторых городах Соединенных Штатов инициированы проекты «города
будущего», подразумевающие создание весьма изощренной электронной
инфраструктуры, которая в недалеком будущем позволит осуществлять множество
правительственных, деловых и приватных взаимодействий в онлайновом режиме.
Подобные проекты не зависят от
размеров локального сообщества. Одной из самых блестящих реализации подобного
«города будущего» является Сан-Карлос (Калифорния). В этом городе проживает
всего 28,5 тысяч человек. Он же является одним из наиболее технологически
оснащенных муниципалитетов в стране. Его официальный Web-сайт (http://www.ci.sancarlos.ca.us)
часто рассматривается как пример для других муниципалитетов. На этом сайте есть
информация, представляющая интерес для всех жителей Сан-Карлоса (к примеру, не
только схема маршрутов транспорта, но и расписание его движения в будние дни и
в уик-энд).
Здесь же помещена информация для
отдельных групп населения. Например, описаны различные виды деятельности -
рекреационная. образовательная и социальная - совершенно замечательного центра
для людей старшего возраста. Словосочетание «образовательный центр для людей
пожилого возраста» режет «советское» ухо, но в Сан-Карлосе эти люди
действительно молоды и действительно учатся.
Еще один превосходный Web-сайт
представляет гораздо более крупный город штата Индиана - его столицу
Индианаполис (http://www.indygov.org). В этом городе
проживает более 750 тысяч человек.
На этом сайге есть любопытная
опция - «электронное правительство» (eGov). Официальные лица Индианаполиса
определяют понятие электронного правительства так:
«Обеспечение гражданам Индианаполиса
и округа Мэрион круглосуточного доступа к информации, услугам и официальным
лицам правительства».
Правительство штата Калифорния,
осознав, что муниципальные электронные сети играют важную роль в экономической
конкурентоспособности городов и поселков, инициировало программу смарт-сообществ
(Smart Community). которая управляется Международным центром коммуникаций
университета Сан-Диего. Эта программа определяет Смарт-сообщество как «некое
географическое пространство (размером от городского квартала до целого
региона), чьи жители, организации и правительственные структуры используют
информационные технологии для преобразования своей территории фундаментальным
образом».
Здесь нужны комментарии - как
филологические, так и содержательные.
Оксфордский словарь дает пять
основных значений слова «smart». Все они описывают некоторую степень
совершенства: умный, остроумный, разумный, сообразительный;
быстрый и точный; связанный со
светскими богатыми людьми; чистый, опрятный, хорошо одетый; привлекательный,
выглядящий новым.
Все эти оттенки, по-видимому,
можно передать термином «элитные сообщества». Однако ввиду того значения,
которое придается в определении этого термина электронным технологиям, мы
решили оставить «smart» без перевода.
В определении смарт-сообществ
фундаментальным является. конечно, не прилагательное «смарт», а существительное
«преобразование». Задача состоит в том, чтобы выявить преобразующий потенциал
информационно-компьютерных технологий и его воздействие на жизнь людей, а
главное - как эти преобразования проявятся в контексте территориального
сообщества. Здесь вместо термина «сообщество» возможно употребление выражений
«громада» или «комьюнити». Оба термина применяются в современном русском языке:
первый — в официальных переводах с украинского языка, а второй - под
воздействием профессионального жаргона компьютерного сообщества, зачастую не
утруждающего себя переводом терминов с английского.
Специалистам известно, что
подлинная задача электронных информационных сетей состоит вовсе не в том. чтобы
помочь сообществам (и различным структурам внутри них) выполнять их обычные
задачи более эффективно. Главная цель — глубокая трансформация соответствующих
структур с пользой для населения. Здесь программисты старшего поколения могут
вспомнить эпоху автоматизированных систем управления: разворачивание АСУ должно
было автоматизировать вовсе не то управление, которое существовало до АСУ, а то,
которое сложится после; в этой нелинейности процесса — корень многих трудностей
с внедрением АСУ.
Технологическое развитие в
смарт-сообществах не является конечной целью, это лишь средство для
преобразования жизни. На практике, конечно. муниципалитеты Калифорнии и других
местностей сфокусировались на создании инфраструктур информационных технологий,
а не на развитии каких-либо значимых социально-экономических приложений. Многие
технические и организационные инициативы смарт-сообществ (даже те, что
реализуются уже в течение ряда лет) были недостаточно преобразующими.
Частично недостаток такой
преобразующей силы связан с отсутствием ясной и убедительной модели
реорганизации общественной инфраструктуры, - реорганизации, которая позволяла
бы извлечь все преимущества, даваемые информационными технологиями. Нередко Web-страницы местных фирм
выглядели просто осовремененными high-tech-версиями обычной газетной рекламы.
Календари общественных событий напоминали анонсы в местных газетах. Разумеется,
так бывает не во всех проектах.
Вполне возможно, что концепция
смарт-сообществ может достигнуть своих целей и обеспечить экономическое
развитие, занятость и улучшение качества жизни в данной территориальной громаде только в том случае, если будет
достигнуто более глубокое понимание трансформационного потенциала технологий.
Специалисты Международного центра
коммуникаций из Сан-Диего считают, что ключевым словом в концепции новых
«городов-государств» является сотрудничество. Именно сотрудничество должно
объединить местную власть, бизнес, общественные организации, образовательные и
академические структуры данного географического региона. Именно сотрудничество
становится новой моделью для успешной организации городов в эпоху глобализации.
В него должны быть вовлечены все ключевые лидеры данной громады, чтобы быстро
преобразовать сообщество в конкурентоспособную, привлекательную и устойчивую
структуру. Новые информационные сети и их возможности должны быть внедрены в
жизнь резидентов настолько полно, быстро и плотно, насколько это возможно. Пока
значительная часть населения данного сообщества не охвачена подобной сетью,
традиционные способы жизни и управления, их структуры и процедуры будут
самовоспроизводиться, делая невозможным какое-либо существенное преобразование.
Безопасность и синдиника.
Важнейшей характеристикой
смарт-сообщест является его безопасность, трактуемая в самом широком смысле.
Традиционная «техника безопасности», давно существующая в промышленности,
создала ряд приемов и методов, предотвращающих аварии и катастрофы, а также
средства управления последствиями таких событий. Эти методы и средства часто
имеют всеобщую значимость, не привязанную к конкретной отрасли промышленности.
Всеобщие закономерности сейчас
оформляются и концептуализируются благодаря новой быстрорастущей науке. Это
наука об опасности, которая называется синдиника (от греческого слова «kindunos» — «опасность»).
Новая область знания имеет дело со всеми аспектами проблемы (научными.
культурными, социальными и правовыми), поскольку они воздействуют на физических
лиц и организации. В Париже с 1990 года существует Европейский институт
синдиники (http://www.cindynics.org), призванный
обеспечить постоянное междисциплинарное сотрудничество в развитии науки об
опасности, создать условия для диалога и прогресса в этой области — независимо
от места возникновения опасности (в промышленности, в естественных условиях,
муниципальном окружении, экономике или дома).
Концепции синдиники сейчас
применяются к разработке способов предотвращения опасных ситуаций и управлению
рисками на уровне городов и территориальных громад. В управлении рисками важную
роль играют городские информационные сети. Программа Smart and Safe Communities,
которую поддержали американские и европейские
университеты, призвана разработать методологию и технологию, позволяющие
объединить мониторинговые возможности муниципальных сетей и эффективность
синдинического подхода к управлению рисками и кризисами.
• GIS и DDSS как важнейшие
компоненты муниципального интранета.
Эффективные Интернет-технологии,
необходимые для местных властей, обязательно включают геоинформационные системы
(GIS). Другое важное управленческое средство, которое используется для
обеспечения готовности к чрезвычайным ситуациям и происшествиям, -
распределенные системы поддержки принятия решений (DDSS). Объединение Интернет-технологий
с GIS и DDSS позволит существенно уменьшить число жертв различных катаклизмов.
Как известно, GIS определяется
как компьютерная система, которая обеспечивает хранение, поиск, анализ и
представление пространственных данных. Пространственные данные имеют как
минимум две координаты для фиксации положения на поверхности Земли. Третья
координата — это не обязательно высота над поверхностью; это может быть
температура, влажность или вероятность автопроисшествия на дороге. GIS имеет
три существенных системных компонента: отображающая подсистема, база данных и
подсистема пространственного анализа. Из-за необходимости поддержки
присоединенных данных, системы построения изображений в GIS, как правило,
сложней, чем соответствующие программы САПР. Базы данных GIS содержат индекс
пространственных объектов, изображенных на карте, и атрибуты этих объектов.
Текстовые запросы к атрибутам обычно генерируются с помощью какой-либо версии
SQL. Аналитическая подсистема GIS может, используя картографические данные, генерировать
новые объекты: например, строить контурные линии по отдельным точкам. Кроме
того, результаты работы аналитической полсистемы могут использоваться для
обновления базы данных, при этом существующим объектам присваиваются новые
атрибуты.
Распределенные системы поддержки
принятия решений (DDSS) служат для обеспечения взаимодействия участников
синдиничсской ситуации. Эти участники используют четыре подсистемы DDSS:
подсистему данных, которая призвана получать информацию из окружающей среды и
проверять ее достоверность; подсистему анализа, которая сопоставляет текущую
ситуацию и предшествующие зарегистрированные ситуации; подсистему коммуникаций,
обеспечивающую обмен информацией между участниками ситуации: подсистему
информирования, призванную предоставить информацию всей общественности, а не
только лицам и организациям, затронутым опасной ситуацией.
Объединенная система «GIS плюс
DDSS» рассматривается как средство коллективного разума граждан данной громады.
Эта объединенная платформа используется в отдельных американских коммунах для
расчета траекторий движения и последствий торнадо, а в Европе - для мониторинга
лесных пожаров и наводнений. Соответствующие программы запрашивают
метеорологические данные и обеспечивают прогнозирование поведения пожара. Интернет-коммуникации
в подобных ситуациях призваны добавить наглядную визуальную поддержку к обычно
применявшимся ранее средствам радиообмена.
Сочетание платформы •GIS плюс DDSS» с тем сервисом.
который в Индианаполисе называется электронным правительством, очерчивает
возможные контуры города будущего вместе с населяющим его смарт-сообществом.
Новейшие данные о применении
современных информационных технологий к административно-территориальным
единицам доступны сейчас на двух европейских Web-сайтах – http://wwv.edc.eu.int/telecities и http://www.teleregionsnetwork.org. Компактное изложение
этих проблем можно найти в статьях французского специалиста по синдинике Жоржа
Ива Керверна и его соавторов из США и Великобритании —http://www.isoc.org/isoc/conferences/inet/99/proceedings/3j/3j_1.htm и http://www.isoc.org/inet2000/cdpocedings/8l/8l_1.htm
Валерий Teмненко,
Зарема Сейдаметова (vzts@home.cris.net)
Computer World Киев 21 февраля 2001 №6 (312), с.30-31
[an error occurred while processing this directive]
Украинская баннерная сеть
|