Известно, что главный документ украинца -- паспорт, хотя те же американцы вполне обходятся водительскими правами. А главное платежное средство украинца -- наличные деньги, хотя полмира давно уже пользуется кредитными карточками. И еще --
где-то в комоде у каждого украинца хранится кипа разных бумаг -- амбулаторная карточка,
расчетные книжки за коммунальные услуги и электроэнергию, свидетельство о браке
и мало ли еще что. И все потому, что наш человек без бумажки -- сами знаете
кто. Впрочем, всей этой макулатуре нашлась достойная замена.
Недавно на заседании Консультативно-экспертного совета по вопросам информатизации в Киевской
горгосадминистрации рассматривался проект "Удостоверение киевлянина",
предложенный АО "Технологии и системы Украины". По словам
председателя правления Михаила Олифиренко, идея проекта -- создать механизм
цивилизованных отношений между киевлянами и столичной властью в социальной,
производственной, коммунально-бытовой и финансово-экономической сферах. Звучит довольно
сухо, хотя на самом деле все намного веселее и привлекательней.
Каждому
киевлянину предполагается вручить так называемую смарт-карту -- пластиковую
карточку, оснащенную новейшим микропроцессором размером с почтовую марку. Не
смотря на свои габариты, это творение способно вместить массу информации -- цветное
фото, фамилию, имя, отчество, дату рождения, идентификационный код, место
жительства и даже автограф владельца, а также данные о страховке и счетах в
банке. Всего этого должно быть достаточно, чтобы упростить процедуру оформления
документов и справок, которые практически все время нужны жителям города. При обращении
киевлянина, например, в жэк для получения необходимой справки, ему достаточно
будет предоставить свою карточку оператору, а компьютер в считанные минуты
оформит необходимый документ.
Микропроцессор
вмещает также расчетный блок, который позволит производить необходимые расчеты
по разного рода платежам, учитывая всевозможные скидки и льготы. А платежный
блок -- это фактически "электронный кошелек", с которого можно будет,
не используя наличные деньги, рассчитываться, например, за коммунальные услуги.
Предусматривается, что городские власти смогут гарантировать своевременное
поступление на счета пенсий, стипендий, зарплат бюджетникам, а пополнять свой
"электронный кошелек" и снимать с него наличку владелец сможет с
помощью широкой сети таксофонов и банкоматов.
ПРОЙТИ В МЕТРО, НЕ
ВЫНИМАЯ РУК ИЗ КАРМАНОВ
Контактно-бесконтактную
карточку удобно будет использовать, например, при оплате за проезд в городском
транспорте. Владельцу такой карточки, проходя через турникет метро, нет необходимости
доставать ее из кармана, сумки или портмоне -- он будет мгновенно идентифицирован
(проще говоря -- опознан) специальными устройствами, а его электронный кошелек
-- дебитирован на соответствующую сумму. Для большей привлекательности предлагается
предложить владельцам таких карточек льготные тарифы, а "зайцам" и так
называемым "льготникам", нередко проезжающим по сомнительным документам,
придется раскошелиться или пройтись пешком.
Скептики могут
возразить, мол, это новшество выкачает немалые деньги и внедрять его сегодня,
мягко говоря, нецелесообразно. Но авторы проекта уверены: Украине, чтобы не
отстать безнадежно от современных технологий, пора идти именно по этому пути,
тем более, что эффективность его давно признана в мире. Более того, удастся не только
учесть опыт развитых стран, но и не повторить их ошибки и не внедрять
устаревшие технологии (например, пластиковые карточки с магнитной полосой).
И еще
несколько преимуществ "ноу-хау". Карточки позволят владельцам не
переплачивать "лишние деньги" за наперед оплаченную, но не
использованную по разным причинам услугу (например, в случае неиспользования
месячного проездного билета). А если карточка утеряна, ее без труда можно
восстановить -- ею все равно не сможет воспользоваться никто, кроме владельца,
знающего код. Естественно, карточку можно повредить, но если владелец не будет
протыкать чип иголкой или подогревать зажигалкой, она легко прослужит десять
лет.
-- Стоимость проекта исчисляется
десятками миллионов долларов, -- сказал в интервью "Сегодня"
председатель правления АО "Технологии и системы Украины" Михаил
Олифиренко, -- а стоимость одной карточки будет около шести долларов (льготные
категории населения -- студенты, пенсионеры, участники войны -- получат
карточки бесплатно). Для некиевлян предусмотрены карточки гостя столицы, а в перспективе
-- студенческие, транспортные, "школьные" смарт-карты. (Сегодня
родителям приходится давать детям деньги "на карманные расходы". А
так -- положили папа с мамой карточку, а потом посмотрели распечатку:
оказывается, любимое чадо за день выпило сока на пятнадцать гривен или сьело
мороженого на пятьдесят.)
ОДОБРИТЬ!
По словам
представителя Национального банка Украины Бориса Дьяченко, уже в этом году
завершается создание национальной системы массовых электронных платежей
Национального банка Украины. И поскольку магнитные пластиковые карточки так и
не приобрели популярность, необходимо использовать более совершенную технологию
-- смарт-карты. Кстати, аналогичные проекты уже разрабатываются в Харькове и
Одессе.
В общем,
Консультативно-экспертный совет по вопросам информатизации идею
информационно-платежной системы "Удостоверение киевлянина" поддержал,
а специальная рабочая группа уже к концу месяца должна отработать детали
проекта и подготовить обоснованные предложения главе Киева Александру
Омельченко относительно подготовки к его реализации в столице. Реально пилотный
проект может быть запущен уже через полугода.
И ЭТО ЕЩЕ НЕ ВСЕ
Практически готов еще один проект
-- удостоверение водителя, с помощью которого водителям не придется возить с
собой определенную сумму денег (на случай нарушения правил), а инспекторам ГАИ
-- выполнять роль кассиров. Достаточно вставить карточку, посмотреть хронологию
всех нарушений, наложить штраф и выдать квитанцию. В карточке будет и
медицинский блок -- в случае аварии, например, врачи скорой помощи смогут в
течение нескольких минут получить информацию о болезнях владельца карточки, его
группе крови, совместимости с медпрепаратами. Проблема одна -- этот проект не может
иметь локальный (местный) характер, его нужно ввести на национальном уровне,
соответствующим образом изменив законодательство
Роман ГРЕБА , газета "Сегодня",
12.11.99 № 466 Полоса 7
http://asearch.com.ua/redirect.asp?h=8&u=today%2Eviaduk%2Enet%2Ftodayol%2Ensf%2F5e969c7984c1a3f7c22568e2007cb41f%2Fc052b0e1504cbc4cc2256827004ab5e3%3FOpenDocument
[an error occurred while processing this directive]
Украинская баннерная сеть
|