Надежды на развитие таких видов бизнеса, как
B2G (Business-to-Government), G2C (Government-to-Citizens), G2G
(Government-to-Government), связывают с реализацией концепции электронного
правительства (e-government). Эта идея, на первый взгляд такая призрачная и
даже фантастическая, неожиданно стала опережать в своем развитии все остальные
е-концепции. Зарубежные аналитики считают, что развитие бизнеса вокруг
e-government происходит быстрее, чем в сфере В2В, и гораздо быстрее, чем в В2С.
Поэтому в последнее время е-government все чаще упоминается средствами массовой
информации — уже не только в развитых,
но и в развивающихся странах.
У нас трудности, связанные с
обращением в государственные учреждения, способны испортить настроение кому
угодно, причем надолго. Так уж повелось, что государственные органы не считают
обслуживание граждан своей первоочередной задачей. Общение миллионов граждан с
тысячами чиновников (а уровень оплаты труда последних крайне низок) неизбежно
приводит к массовым негативным явлениям, которым конца и края не видно.
• Неужели так будет
всегда?
Представим себе, что отношения
граждан и государственных органов построены таким образом, что любое физическое
или юридическое лицо может через Интернет-портал обратиться с запросом в
соответствующую инстанцию и после идентификации получить или передать необходимую
информацию в виде официального документа. Непосредственный контакт с реальным
чиновником при этом отсутствует, следовательно, отсутствуют потери времени и
средств; нет причин и для плохого настроения. E-goverment станет также
эффективным оружием в борьбе с коррупцией. Можно сказать, что в случае успеха
программы е-government изменится сама природа власти.
При нашей раздутой и
несбалансированной нормативно-правовой базе даже многолетний опыт работы на
рынке не гарантирует юридически правильного оформления всех необходимых
транзакций, что часто является причиной неэффективности бизнеса как такового.
Обращаться за помощью к юридическим фирмам либо содержать собственных юристов
по карману далеко не каждому.
В США после принятия известных
указов и директив власти штатов предложили сотни интерактивных услуг. Это
оплата штрафов за нарушение условий парковки, продление лицензий на
недвижимость и многое другое, на что жители Америки раньше тратили массу
своего, зачастую рабочего, времени. Гражданам интерактивные транзакции
позволяют сэкономить время, а властям - значительно сократить расходы.
Реорганизация работы правительства несет с собой улучшение качества
предоставляемых населению услуг и восприятие граждан как потребителей, а не как
просителей. Согласно проведенному в Аризоне исследованию интерактивное
продление лицензии обходится в $2 за транзакцию. Если ту же самую сделку
гражданин оформляет через кассу в государственном учреждении, ему приходится
платить $7. Учитывая, что в штате ежегодно предоставляется около 800 тыс.
лицензий, экономия только на этой услуге превышает $4 млн.
Большинство граждан не желают
вникать в суть юридических конфликтов между уровнями власти и разбираться. к
чьей юрисдикции относится тот или иной вопрос; они просто хотят решить свои собственные
проблемы.
И то, что отдельного гражданина
всего лишь раздражает, может оказаться просто непреодолимым препятствием для
компаний, чья деятельность требует взаимодействия с различными госучреждениями.
Например, в Великобритании
владельцы компаний ранее должны были регистрироваться в трех различных
министерствах. Для этого им приходилось заполнять три комплекта форм.информация
в которых на 80-90% повторялась. После открытия специального Интернет-портала
ситуация изменилась: теперь при регистрации фирмы ее владелец заполняет
единственную форму, не контактируя при этом с чиновниками.
Подобные перемены обещают
множество преимуществ гражданам и компаниям.
Поэтому реорганизация государственного управления вызывает огромный
интерес. Ведь создание e-goverment приведет не только к более эффективному и
менее затратному администрированию, но и к кардинальному изменению
взаимоотношений между населением и правительством. Процесс управления станет
более прозрачным и открытым для граждан.
Одним из важных преимуществ
e-government является возможность участия широких масс в обсуждении
законопроектов, Каждый гражданин может высказать свое мнение по обсуждаемой
проблеме и приобщиться к законотворчеству. В США обмен мнениями между
Конгрессом и общественностью по поводу разрабатываемых законопроектов
реализуется в рамках e-government Project.
Напомним, что большинству наших
граждан законотворчество абсолютно недоступно,
в чем легко убедиться, посетив сайт www.rada.kiev.ua
(секцию законопроектов). Чиновники привыкли самостоятельно разрабатывать и
принимать нормативные акты, а гражданам остается лишь выполнять (или пытаться
выполнять) их впоследствии... При наличии «электронного правительства"
свои интересы смогут отстаивать не только лоббирующие группы, но и рядовые граждане.
В директиве президента США,
выпущенной в 1997 году, говорится: «Я поручаю управляющему общих служб
осуществить переход федерального правительства к расширению онлайновой службы
покупок для федеральных нужд до 4 миллионов наименований в год». Через два года,
17 декабря 1999 года, появился еще один указ, посвященный переводу различных
процессов управления на он-лайновую технологию: «Управляющий общих служб должен
развивать доступ к правительственной информации, организованной не по
агентствам, а по типу служб, или информации, которую граждане могут искать...
Главы департаментов к декабрю 2000 года должны сделать доступными в онлайне 500
самых востребованных правительственных сервисов, необходимых гражданам».
Предполагается, что необходимую инфраструктуру и обслуживание обеспечивают
частные компании.
Американские бизнесмены
серьезно отнеслись к перспективам новой индустрии. О своих проектах объявили
такие компании, как IBM (NYSE: IBM), Ariba (NASDAQ: ARBA) и Commerce One
(NASDAQ: СМRС). Две последние компании продают правительству соответствующие
программные продукты. Существует множество более мелких компаний, которые
предлагают правительственным органам различные решения в этой области. Например, Digital Commerce Corporation (DCC)
поддерживает целую серию Интернет-сайтов. FedCenter.com является электронным
рынком для федерального правительства, MyGovClub.com предоставляет
правительству персональные ресурсы, Power-Trust.com выполняет функции
электронного оператора на энергетическом рынке, на торговой площадке StatE-GovCenter.com
власти штатов закупают необходимую продукцию.
National Information Consortium
(NIC) разрабатывает для правительственных органов Интернет-порталы, которые
позволяют выполнять в онлайновом режиме типовые транзакции. NIC уже создала 11
порталов в 9 штатах. За год ее доходы удвоились, составив $57 млн. в 1999 г.
Компания работает над несколькими совместными проектами, сотрудничая с
Военно-воздушными силами, Федеральной избирательной комиссией и Администрацией
общих служб.
На пути создания e-government
стоят две серьезные проблемы. Первая - это отсутствие массового доступа в
Интернет. Даже в США компьютеры имеют лишь 40,8% белого населения и только
19,4% граждан африканского и испанского происхождения. Конечно, эти цифры не
идут ни в какое сравнение с нашими 2%, однако возможно такое решение, как
создание сети общественных электронных приемных, вроде Интернет-кафе для
взрослых.
Вторая проблема связана с
информатизацией государственных органов. В отчете консалтинговой компании
Forrester Research оценивается степень «проникновения» высоких технологий в
правительственные органы США. Отчет основан на данных опроса, проведенного в 45
различных государственных организациях. Примерно половина респондентов
отметили, что самым главным препятствием на пути развития онлайновых технологий
является недостаточное финансирование, а также нежелание квалифицированных
IT-специалистов идти на государственную службу.
• Каковы шансы
создания e-government в Украине?
Это покажется парадоксальным,
но прежняя, достаточно жесткая ориентация на G2G, вероятно, будет
способствовать реализации идеи электронного правительства в Украине. Негативные
результаты кредитной информатизации, на которую было истрачено свыше $50 млн.,
многолетнее отсутствие финансирования проектов Национальной программы — все это
может стать основой дальнейшего поворота госполитики к нуждам граждан и
бизнеса. Смогли же правительства Эстонии, Латвии, Венгрии и других стран
наконец повернуться лицом к своим народам, измученным бюрократией.
Положительную роль может сыграть и принятый недавно Указ Президента «О
мероприятиях по развитию национальной составляющей глобальной информационной
сети Интернет», в первом разделе которого сказано: «Установити, що забезпечення
широкого доступу до мережі громадян та юридичних oci6 ycix форм власності в Україні, належне представлення в ній
національних інформаційних pecypciв є одним з
пріоритетних напрямів державної політики, задоволення конституційних
прав громадян на інформацію, побудови відкритого демократичного суспільства,
розвитку підприємництва». А это и есть главные задачи построения электронного
правительства.
Александр
Бернатович
Врезка в статью:
Великобритания
в скором времени создаст электронное правительство. Согласно прогнозу Deloitte
Research, к концу 2002 г. правительственные организации при оказании 41% услут
будут использовать Интернет.
К разработке
e-government приступили Германия, Франция и Италия.
Преидент США
Билл Клинтон объявил о консолидации 20 тыс. Web-сайтов различных
правительственных организаций и образовании единого Интернет-портала
(http://www.firstgov.gov), где пользователи Интернета могут круглосуточно
получать интересующую их информацию.
Informix
Corporation внедрила Informix.Reach в
минисгерстве промышленности и торговли Чешской Республики. Создана
централизованная ииформационная система,
доступ к которой граждане Чехии получают через Ингернет.
И в Катаре в
целях борьбы с бюрократией, а также для снижения затрат на содержание
администрации создается электронное правительство. Разработкой этой системы
занимаются ученые Катарского университета. Online-сервис будет доступен как
жителям Катара, так и эмигрантам; через два с половиной года он сможет заменить
привычные инстанции.
Президент
Латвии и депутаты латвийского сейма приняли вице-президента Microsoft Мишеля
Лакомбса. Встреча была посвящена созданию электронного правительства.
В Дубаи шейхи
поддержали инициативу представителя фирмы Microsoft, заявившего, что многие
функции правительства в арабских странах могут выполняться с помощью Интернета.
Эстония, уже
приступившая к созданию электронного правительства, намерена завершить этот
процесс до 2003 года. Система, созданная эстонскими компьютерными компаниями,
позволит сэкономить немало средств (примерно три миллиона крон за год) и даст
гражданам возможность контролировать действия правительства.
Во многих странах Интернет
рассматривается прежде всего как средство доступа населения к государственным
службам в рамках проектов е-government. Примером может служить проект стран
«семерки» (http://www.open.gov.uk/govoline/icagol.htm).
В Дании все
нормативные акты и решения правительства публикуются в электронном виде
одновременно с печатным вариантом. С целью обеспечения наилучшего доступа к этим материалам
разработан специальный стандарт (его описание приведено на http://www.fsk.dk)
Поскольку
информация государственных структур разбросана по различным Web-серверам, для
облегчения поиска обычно создается единый портал, на котором граждане могут
получить ответы на наиболее часто возникающие вопросы. В Норвегии, например,
функции такого портала выполняет сайг LivsIT(http://livsitnr.no/LivsIT).
Украинский
еженедельник по информационным технологиям и компьютерному рынку «Computer World Киев» № 41 (298) 1
ноября 2000 г., с.1, 15.
[an error occurred while processing this directive]
Украинская баннерная сеть
|