Если уж говорить о тотальном
контроле и слежке за каждым в духе Оруэлла,
то настоящая угроза исходит не от широко
разрекламированного имплантата VeriChip.
Истинная опасность скрывается под
аббревиатурой RFID.
RFID - радиочастотная
идентификация (radio frequency identification). В
принципе, это те же самые крошечные чипы,
только об имплантации их людям говорить
как-то не принято.
На сегодняшний день у RFID задача
иная: дать возможность промышленникам
следить за своей продукцией. Притом, что
эти радиочипы уже встраивают в свои
изделия крупнейшие мировые производители,
шумиху никто не поднимает. Между тем,
масштабы этой "чипизации" могут
поразить воображение.
Судите сами: Gillette вставляет
чипы в бритвы и гели, Michelin внедряет
их в свои шины.
Nokia собирается включить
чипы в мобильники а European Central Bank к 2005 году вплетёт
чипы непосредственно в волокна банкнот
евро.
К разбору этих фактов мы ещё
вернёмся, но задумайтесь: готовы ли вы к
тому, что в любом предмете, в деньгах, может
оказаться незаметный "жучок" с
неизвестными функциями?
Чтобы разобраться в том, что же
такое эта радиочастотная идентификация,
обратимся к специализированному изданию -
RFID Journal,
причём сразу же в раздел часто задаваемых
вопросов - FAQ.
Итак, RFID - это технология,
которая находится в разработке со времён
Второй Мировой войны. Наиболее активный
период - последние лет 20. Всевозможные
усовершенствования RFID привели к тому, что
ею пользуются военные, промышленность и
торговля. Правда, не все и не везде, но это
вопрос времени.
RFID позволяет автоматически
идентифицировать изделия посредством
радиоволн. Есть несколько методов
идентификации объектов, но чаще всего -
это номер или другая информация,
заложенная в микрочип с антенной. Такое
устройство называют RFID transponder или RFID tag.
Антенна позволяет чипу
передавать идентификационную информацию
считывающему устройству (reader). Этот "читатель"
посылает чипу радиоволны, которые по
возвращении преобразовывает в ту или иную
понятную компьютеру форму.
В RFID используется много разных
радиочастот, но чаще всего 125 килогерц, 13,56
мегагерц, 850-900 мегагерц или 2,45 гигагерц. В
зависимости от страны и области
применения.
Транспондеры обычно хранят не
больше 2 килобайт, а бывают активными,
пассивными или полупассивными.
Активные стоят дороже всех -
цена может доходить до $100.
Зато такие чипы имеют собственный
источник питания, а следовательно,
информация с них передаётся практически
на любые расстояния.
Например, если RFID-чип
присоединяется к глобальной
системе позиционирования или
беспроводным коммуникациям, его стоимость
может достигать $500.
Пассивные и полупассивные
транспондеры оцениваются в от 25 до 50
центов за штуку. Информацию с них можно
считать с расстояния 3 метра - не больше.
Быстрому распространению RFID
препятствуют две вещи: отсутствие единых
стандартов, производители пока не могут
прийти к общему знаменателю, причин тому
масса, и дороговизна, к примеру,
считывающее устройство всё ещё стоит
около тысячи долларов.
Хотя RFID не претендует на то, чтобы
заменить собой штрих-коды, она может это
сделать, благодаря своей бесконтактности:
чип не надо прикладывать к сканеру, чип
устойчивее штрих-кода и несёт больше
информации.
Пока же эксперты говорят о мирном
сосуществовании штрих-кодов и RFID на
протяжении ещё нескольких лет.
Тем временем, многие компании уже
оценили преимущества радиочастотной
технологии. Помимо контроля над товарами,
транспондеры используются для
обеспечения безопасности в виде карт
доступа, слежения за животными,
за детьми,
багажом на авиалиниях, книгами в
библиотеках и так далее.
Несколько примеров. Про Gillette мы писали,
так что немного поговорим о Michelin.
Экспериментировать с RFID компания начала
не просто так: Конгресс США ужесточил
ответственность производителей в случае
отзыва бракованной продукции, так что
следить за товаром стало необходимостью.
17 января 2003 года эта компания,
выпускающая, между прочим, более 800 тысяч
шин в день, объявила о начале 18-месячных
испытания транспондеров с целью узнать
эффективность слежки за своей продукцией
с помощью электроники.
В микрочип Michelin поместила
уникальный номер шины, информацию о том,
когда, и где шина была сделана, её
максимальное давление и тому подобное. По
словам шинников, один чип стоит "несколько
долларов", но цена снизится, если
начнётся их массовое производство.
Кстати, чипы для Michelin сделали Fairchild
Semiconductor и Philips
по технологии Intellitag
компании Intermec.
Пусть себе экспериментируют на
здоровье: чипы в шинах - не так страшно,
как в деньгах. Довольно трудно судить о
серьёзности намерений Центробанка Европы
(European Central Bank -
ECB), но в декабре 2001 года, как раз перед
выпуском евро, представители ECB
подтверждали существование проекта, но
были осторожны в комментариях
относительно технологии, ссылаясь на
подписку о неразглашении.
Для банковского сообщества цель
"чипизации" банкнот, в особенности
крупных, простая - препятствовать
подделке и отмыванию денег. А для
индустрии выгода также очевидна - вот
он единый стандарт RFID, доведённый до
совершенства.
Тогда EE
Times стало известно, что партнёрами банка
по RFID в купюрах стали всё тот же Philips и
компания Infineon
Technologies. О своих возможностях по
имплантации чипов в деньги заявляла и Hitachi.
Скептики тогда говорили, что
такой технологии не существует, что это
безумно дорого, но ведь это был 2001 год.
Теперь всё, или почти всё существует.
Чем закончилась история с RFID-евро
и закончилась ли - до конца не ясно -
2005 год, срок реализации, ещё не наступил. Но
тот факт, что крупные компании в 2003 году
активно взялись за "чипизацию"
товаров, о многом говорит.
Да, в Великобритании поговаривают
об использовании RFID в компакт-дисках. Как
для того, чтобы отследить музыкальные
диски по цепочке поставки, так и для
предотвращения краж в магазинах. Всё
сходится - радиочастотная
идентификация прогрессирует на глазах.
И правильно пишет
на сайте Chipcenter
Пол О'Ши (Paul O'Shea), который сам в 1980-е работал
над радиочастотной идентификацией: RFID
доросла до того, чтобы следить за всем, чем
угодно - от поддонов до людей.
О'ши обращает внимание на то, что
RFID интересуется американский
Национальный институт профессиональной
безопасности и здоровья (National
Institute for Occupational Safety and Health - NIOSH),
подумывая об оснащении микрочипами
транспортных средств и рабочих на
производстве, связанном с повышенной
опасностью или секретностью. Вот,
пожалуйста, и люди с чипами. Для их же блага,
конечно.
Не стоит забывать и об электронной
одежде. То, что ею интересуется научно-исследовательское
агентство Пентагона DARPA, обещающее десятки
миллионов долларов тому, кто произведёт e-текстиль
в ближайшие пять лет, не оставляет
сомнений, что без RFID армия США своих солдат
не оставит.
Разумеется, то, что освоят военные,
позднее придёт и в мирную жизнь.
Кроме того, тревогу Пола О'Ши
вызывает борьба с международным
терроризмом, в свете которой Федеральное
управление авиации США (Federal
Aviation Administration - FAA) вынуждает
аэропорты использовать биометрические и
другие зверские
технологии для контроля над пассажирами
и багажом.
В заключение вопрос: "Scary thoughts, eh?" -
спрашивает автор статьи "Технологии
нового мирового порядка" ("Technology
of the New World Order") с сайта Kuro5hin.org. В смысле,
страшно вам, нет?
Если не читали Джорджа Оруэлла, то
вот - "1984".
Там, правда, про чипы ничего нет, зато есть
"Большой (Старший) Брат смотрит на тебя":
"Телекран работал на приём и на
передачу. Он ловил каждое слово, если его
произносили не слишком тихим шёпотом; мало
того, покуда Уинстон оставался в поле
зрения мутной пластины, он был не только
слышен, но и виден.
Конечно, никто не знал, наблюдают
за ним в данную минуту или нет. Часто ли и
по какому расписанию подключается к
твоему кабелю полиция мысли - об этом
можно было только гадать.
Не исключено, что следили за
каждым - и круглые сутки. Во всяком
случае, подключиться могли когда угодно.
Приходилось жить - и ты жил, по привычке,
которая превратилась в инстинкт, - с
сознанием того, что каждое твоё слово
подслушивают и каждое твоё движение, пока
не погас свет, наблюдают".
В общем, тушите свет.
Источник: http://www.membrana.ru/
|