М-даа… Последние несколько лет поток сознания моего папы начинается и
заканчивается одной и той же фразой: «Все! Ставим спутниковую антенну - довели
хохлы!. Естественно, тарелка на крыше не появляется:
не по зубам она для семейного бюджета, зато нам с мамой достается вся
информация, адресованная „хохлам“. Что они лишили папу нормальных ТВ-программ,
что инструкция к таблеткам выглядит как „непереводимая игра слов“, что после
фразы „Не корчи дурня, шерифе!“ хочется переключить
канал, а переключать некуда… Общаться с родителем стало невыносимо, настолько
эти самые „хохлы“ оккупировали его сознание.
А вот буквально вчера я почувствовала себя папиной дочкой! Мне в руки
попался учебник „Введение в историю Украины“ для 5 класса. Я никогда себя не
считала ярой русофилкой, но здесь и на меня нашло что-то по-хорошему
патриотическое.
Этот учебник вывел из равновесия и видавших виды учителей. Написан он
Виталием Власовым и Оксаной Данилевской. Власов - это ведущий украинский
„дидакт“, главный редактор научно-методического журнала „История в школах
Украины“, научный сотрудник лаборатории исторического образования Института
педагогики АПН Украины. А Оксана Данилевская - его супруга. Оба - молодые люди,
моего возраста.
По полиграфии и дизайну учебник безукоризненный. Большой, красивый, с
картинками и фотографиями, отпечатан на добротной бумаге, да и написан
качественно - хороший слог, внятное изложение.
Что касается содержания, то здесь супруги отличились. Почитаем его и мы. Не
весь, конечно, а только отдельные куски, вызвавшие возмущение педагогов.
Содержимое „пидручника“ комментирует заместитель директора симферопольской
гимназии N1, историк Сергей Решетов.
Сергей Александрович преподает историю, любит историю и
вырастил с десяток молодых историков. Да и я сама помню его уроки, хоть
и закончила школу 7 лет назад. Если честно, то мы
историю Украины как-то не очень жаловали, больше любили мировую, ну или
современную. Нынешние дети - такие же, на уроках по истории Украины им так же
скучно. Но наши учебники были по сравнению с
теперешними более объективные и сдержанные. Судя же по регалиям Власова, его
концепция истории Украины предлагается школьникам как основная, к сожалению… Почему „к сожалению“ - сейчас поймете. Историческое
сознание у нынешних пятиклассников формируется, мягко говоря, по-новому.
Итак, слово моему учителю:
- В ХХ веке Украина получила возможность превратить свою
государственность из виртуальной в реальную, возникли условия для апробации
тезиса о том, что украинская нация - это не политическая фантасмагория.
Естественно, что история, как ни одна из школьных и вузовских дисциплин,
выполняла и выполняет функцию идеологического воспитания молодежи. История дает
ей как позитивные, так и негативные ориентиры. Этого не избежать, как бы мы ни
хотели быть объективными и беспристрастными в оценке событий прошлого. Не стоит
гоняться за стерильной объективностью, учебник по истории может иметь отражение
личности автора с его сильными и слабыми сторонами.
Что же это за личность, если в своем учебнике Власов 37(!) страниц подряд
выливает на 11-летнего ребенка плач безнадеги и упадка, в котором якобы
находилась Украина в советский период? Ужас, кровь, террор со стороны
„большевистской Москвы“, „большевистской России“ (как будто не было „большевистских“ Харькова, Одессы, Донбасса).
Все, что разделяет Россию и Украину, авторы старательно подчеркивают. Вот
несколько цитат:
… с 1918 г. продолжалась война большевистской России против Украины. Уже
первые бои засвидетельствовали неслыханную жестокость новой российской власти…»
- Во-первых, не против Украины, а против украинской
Центральной Рады, а во-вторых, взаимное ожесточение в годы Гражданской войны отличало
как «новую», так и «старую» российскую, да и «новую украинскую» власть,
достаточно вспомнить подавление войсками Центральной Рады восстания на киевском
заводе «Арсенал» в январе 1918 года, - уточняет Сергей Александрович.
Или:
«Чтобы окончательно сломать отпор украинских хлеборобов, большевистские
вожди в Москве решили спровоцировать голод. За одну только зиму-весну 1932-33
гг. на плодороднейших украинских землях от голода умерло 7-10 млн. душ».
- Историки, в том числе Конквест, говоря о числе жертв, сходятся на цифре от
5 до 7 млн. Конечно, насильственная коллективизация и страшный голодомор -
преступления сталинщины. Но ради исторической правды надо сказать, что «отпор
украинских хлеборобов» к тому времени уже был фактически «сломлен», да и голод
не выбирал жертвы по национальному признаку - огромные жертвы были и в
Поволжье, Приуралье, Казахстане, на Северном Кавказе. Действительно, в УССР,
дававшей основную массу товарного зерна, реквизиции хлеба на нужды
форсированной индустриализации, унесли наибольшее количество жизней.
А вот эти строки впечатлили и меня:
«22 июня 1941 года - через 22 месяца после присоединения Западной Украины к
СССР - Германия начала войну с Советским Союзом. Эту войну называют
советско-нацистской». Дальше еще «лучше»: «Для нашей земли II мировая война
была несправедливейшей из всех войн, так как ни Советский Союз, ни Германия не
стремились к освобождению Украины и построению в ней независимого государства.
Сознательные украинцы понимали, что ждать помощи неоткуда - нужно самим решать
судьбу Украины. И возглавила этих сознательных украинцев ОУН, созданная еще в 1929 году украинцами, выехавшими на
чужбину».
- Вот уж действительно «горе от ума»… Интересно, что бы было с автором, если
бы о своей «национальной несознательности» узнали украинцы: Иван Кожедуб -
великий летчик, трижды Герой Советского Союза; генералы Иван Черняховский, Петр
Рыбалко, другие шесть миллионов украинцев, сражавшихся на фронтах Великой
Отечественной войны, из которых погиб каждый второй? К счастью, еще живы
ветераны этой войны и способны сформировать отношение правнуков к подобным
«учебникам».
А теперь представьте, приходит ребенок после такого урока домой и на полном
серьезе рассказывает дедушке о «советско-нацистской» «несправедливой» войне -
дед хватится за валидол, а потом за ремень.
Читаем дальше:
«Отряды УПА освобождали украинские города и села от фашистских оккупантов,
защищали мирное население. Однако советское правительство не хотело, чтобы
Украина имела свою армию. Потому, когда в 1943 году из украинских земель были
изгнаны нацистские захватчики, большевики начали воевать с УПА. Эта позорная
война против своего народа продолжалась до 1953 года; она привела к новым
жертвам и стала еще одним свидетельством большевистского террора».
- Оставим на совести авторов утверждение об «освобожденных воинами
Украинской повстанческой армии украинских городах» (это несколько местечек на
Волыни…). Хочу отметить другое: путем несложных
арифметических подсчетов «война против своего народа» у автора продолжалась
якобы 10 лет (вся вторая мировая - 6 лет и 1 день). Не было войны: силы Красной
Армии и частей НКВД не шли ни в какое сравнение с разрозненными после 1944 года
частями ОУН-УПА. Кроме того, Полесская Сечь, Волынь,
Карпаты - это партизанские края, где УПА действительно оказывала сопротивление
немецко-фашистским захватчикам, но называть только их «сознательными
украинцами» - кощунственно, вклад в Великую Победу народа, в том числе
украинского, формировался не ими, а выходцами с Украины - офицерами и солдатами
Красной Армии, украинскими партизанами и подпольщиками. К сожалению, об этих
подвигах дети в этом учебнике не прочтут. И не клятва молодогвардейцев или
партизан-ковпаковцев приведена в книге, а клятва вояк УПА.
А как вам такие заявления?
«Века подневольного существования разрушали не только культуру Украины и ее
природу. Во все времена властители-чужаки безнаказанно грабили и уничтожали
богатства нашей земли, совсем не заботясь о будущих поколениях».
Вообще-то, цель учебника - заинтересовать пятиклашек историей Украины, дать
базовые представления об исторической хронологии, историческом движении,
развитии культуры, экономики и так далее. Какой там интерес! Эти
тексты, по мнению историка Решетова, формируют другое - нетерпимость,
ксенофобию, этноцентризм, граничащий с шовинизмом, а местами (цитированными,
например) - неверное историческое знание.
Последние 60 страниц посвящены исключительно «героям» борьбы за национальную
независимость Украины и только им.
- Весь период УССР показан в мрачных тонах, везде сквозит одна мысль, что
весь советский период - это сплошная кровавая борьба против
«национально-сознательных украинцев», а не общая трагическая, но в то же время
созидающая великая история нашей Отчизны. Преподавание подобной «истории» уже с
5 класса формирует негативное отношение к советскому периоду, «большевистской
России».
Какой уж тут принцип историзма… Кстати, этот
учебник победил (!) в конкурсе на лучший учебник истории Украины для 5 класса.
И он рекомендован школам…
Историки прочитали, ужаснулись и на заседании за круглым столом «Проблемы
развития мультикультурного образования в Крыму», состоявшемся на базе 1-ой
гимназии в рамках международного проекта «Культура добрососедства», решили обратиться
в Минобразования со своей рекомендацией - приостановить использование данного
учебника в Крыму.
Юлия ВЕРБИЦКАЯ.
От редакции:
О какой «культуре добрососедства» может идти речь, если наших детей хотят
воспитывать на подобных учебниках?
Мы не просто поддерживаем учителей, мы даже не «рекомендуем», мы требуем от Министерства образования запретить использовать
этот учебник в крымских школах.
Мы также надеемся, что депутаты Верховного Совета Крыма обсудят сие творение
и примут соответствующее решение. Такие учебники никак не способствуют
государственной политике по сближению с Россией и укреплению братских связей.
Наоборот, они сеют межнациональную рознь. А в объявленный президентом Украины
Год Российской Федерации на Украине это вообще выглядит как кощунство.
Крымская правда , 5 апреля 2003 г.
Источник: "Единое Отечество"
URL: www.otechestvo.оrg
[an error occurred while processing this directive]
Украинская баннерная сеть
|