Украинский деловой
еженедельник
№ 10,
март 2001
На рынке карточек меняются приоритеты: развитию и внедрению новых
"пластиковых" технологий уделяется больше внимания и выделяется больше
средств, чем обычной эмиссии карточек под зарплатные проекты
Еще год назад банкиры были категоричны: финансовые учреждения могут
развивать "пластиковый" бизнес только за счет введения так называемых
зарплатных проектов. То есть, выпуская карточки для выплаты заработной платы
на предприятиях. И они были правы.
Только за прошлый год банки-эмитенты выпустили вдвое больше "пластика", чем
в 1999-м: число эмитированных международных карточек приблизилось к 1 млн штук
(по данным Ассоциации Europay, на 1 января 2000 года было выпущено свыше 900
тыс. карточек). Теперь оказалось, что такой прирост за счет зарплатных
проектов не приводит к росту прибыльности карточных операций.
Прежде всего из-за того, что обороты по дебетным карточкам (в основном
именно они используются для выплаты кровно заработанных) довольно
незначительны. Поэтому банкиры начали менять свои стратегии: переходя от
массовых эмиссий к конкретным карточным проектам.
Банки меняют стратегию на "пластиковом" рынке
Впрочем, пока нет однозначного ответа на ключевой вопрос: что выгодно банку -
просто эмитировать "зарплатные" карточки или выпускать четко ориентированный
пластик? В последнем случае речь идет о том, что банкиры называют co-brand -
совместные карточные проекты, которые финансисты разработают вместе с другими
компаниями.
Например, с авиакомпаниями, страховыми компаниями, операторами мобильной
связи и т. п. Обычно потребители этих карточек - так называемый средний класс.
Поэтому сегодня найдется немного банков, которые позиционируются только на
одном из сегментов рынка - зарплатных проектах или co-brand'ах. В прошлом году
банки пытались одновременно проводить эмиссии дебетных карточек для выплаты
зарплат и разрабатывать новые продукты. Пересмотр банковских стратегий начался в
начале этого года. "Эмиссия зарплатных карточек исчерпала себя как основной
источник дохода для банка, поэтому банки вынуждены менять свою карточную
политику". - рассказал "Контрактам" директор украинской Ассоциации Europay
Александр Карпов.
Основные операторы рынка утверждают, что в этом году акцент в "пластиковом"
бизнесе будет делаться не на увеличение эмиссии карточек, а прежде всего на
улучшение качества услуг. Банкиры будут делать все, чтобы росли обороты по
карточкам. Попросту говоря, чтобы пластиком пользовались не только, снимая
деньги в банкомате, но и для расчетов в торговых точках. Кстати, это будет
делаться не только для того, чтобы научить население пользоваться карточками, но
и по меркантильным причинам. Общеизвестная аксиома: чем больше оборот по
карточкам, тем больше банковские прибыли.
Активнее всего по co-brand'ам работают с операторами мобильной связи
Артподготовку по внедрению пластиковых ноу-хау банкиры осуществили еще в
декабре 2000 года. Тогда карточные подразделения различных банков наперебой
предлагали новые продукты. Среди таких программ можно выделить несколько
проектов.
Прежде всего это две мобильные программы - Приватбанка и АППБ "Аваль".
Приватбанк вместе с "Киевстар GSM" выпустил продукт на базе StarCard. По
условиям программы за каждые $10, "наговоренные" в сети "Киевстар GSM", "или
каждые $50, израсходованные в других торговых точках, владелец StarCard получал
одну бесплатную минуту разговора. Кроме того, благодаря дополнительной услуге -
GSM-banking - клиент при помощи SMS-сообщения может вносить регулярные платежи
(за телефонные разговоры, коммунальные услуги и т.п.).
Подобный проект, но с другим мобильным оператором (UMC) осуществлял и банк
"Аваль". Владелец карточки UMCVisaAval получил возможность рассчитываться за
мобильные телефонные переговоры, говорить по телефону в кредит, получать скидки
на мобильные телефоны и аксессуары к ним. Правда, кредит будет предоставляться
только клиентам, имеющим в банке кредитную историю не менее года. Для скидки
клиенту следует сначала накопить "пойнты": их можно получить за покупку
стоимостью свыше 40 грн или в магазинах UMC - свыше 5 грн. Накопленные пойнты
трансформируются в бесплатные минуты разговора или скидки на мобилки.
Два проекта реализуются вместе с авиакомпаниями. Первый Украинский
Международный Банк (ПУМБ) предлагает карточку Visa Gold, а ВАбанк - Air Ukraine
MasterCard. За каждые потраченные $5 владелец Visa Gold зарабатывает так
называемые мили, набрав определенное количество которых он получает скидки на
авиабилеты в Международных авиалиниях Украины, Austrian Airlines, Swissar,
Sabena. Подобная система баллов заложена и в карточку Air Ukraine MasterCard (от
ВАбанка): набрав определенное количество баллов, владелец пластика получает
бесплатный авиаперелет рейсом авиакомпании или перелет в "бизнес-классе" вместо
"эконом-класса".
Ирина ЛЫСЕНКО
Мнение специалистов
Александра ВОРОПАЕВА, начальник управления
пластиковых карточек Укрэксимбанка:
- На сегодня характерная тенденция заключается во все более активной
деятельности банков по разработке новых карточных продуктов и услуг. Для
нашего банка - это стратегия: помимо внедрения зарплатных проектов для наших
клиентов, мы разрабатываем и новые продукты для "среднего" клиента.
В этом году мы планируем активно заниматься автомобильным
со-brand-проектом.
Программа будет разделена на несколько направлений: для VIP-клиентов и
специальные массовые программы. В конечном счете доходы банка могут обеспечить
только качественно внедренные проекты. Политика банка в области эмиссии
состоит, в первую очередь, в обеспечении высокого качества обслуживания. Так,
в среднем суммарный оборот по карточкам Укрэксимбанка в 2,5 раза выше оборота
по карточкам крупнейших банков-эмитентов. Я думаю, подобную стратегию на рынке
будет продолжать и Проминвестбанк.
Александр КАРПОВ, директор украинской Ассоциации
Europay:
- Сейчас банки будут пересматривать стратегию работы с клиентами. Есть два
ключевых момента. Во-первых, банкирам придется учить клиентов тому, что по
дебетным карточкам также можно работать с торговой сетью. Во-вторых,
финансовые учреждения будут взвешивать, на каких карточных продуктах работать
по зарплатным проектам - дебетных или кредитных. Эмиссия зарплатных карточек
исчерпала себя как основной источник дохода для банка. Сегодня несколько
банков имеют большие обороты через торговую сеть: Приватбанк, АППБ "Аваль",
ПУМБ, Правэкс-банк, Проминвестбанк, Укрэксимбанк, Сбербанк.
http://www.kontrakty.com.ua/rus/gc/nomer/2001/10/10zakon2.html
[an error occurred while processing this directive]
Украинская баннерная сеть
|