У К А З ПРЕЗИДЕНТА УКРАИНЫ
О Программе интеграции Украины
в Европейский Союз
С целью ускорения имплементации Соглашения о
партнерстве и сотрудничестве между Украиной и Европейскими Сообществами и их
государствами-членами и реализации Стратегии интеграции Украины в Европейские
Сообщества (Европейский Союз)
п о с т а н о в л я ю:
1. Одобрить представленную Кабинетом Министров Украины Программу интеграции
Украины к Европейского Союза (далее - Программа).
2. Кабинету Министров Украины, центральным и местным органам исполнительной
власти, Украинской части Совета по вопросам сотрудничества между Украиной и
Европейскими Сообществами (Европейским Союзом) и Украинской части Комитету по
вопросам сотрудничества между Украиной и Европейскими Сообществами (Европейским
Союзом), образованным Указом Президента Украины от 24 февраля 1998 года N 148 (
148/98 ), Межведомственным координационным советом по адаптации
законодательства Украины к законодательству Европейского Союза обеспечить
выполнение Программы.
3. Кабинету Министров Украины:
разрабатывать и утверждать каждый год, начиная с 2001 года, план действий
относительно реализации приоритетных положений Программы, составной частью
которой может быть план работы по адаптации законодательства Украины к
законодательству Европейского Союзу, а также предусматривать в Государственном
бюджете Украины затраты на финансирование мер по его выполнению;
организовать вместе с Украинской частью Совета и Украинской частью Комитету,
указанными в статьи 2 этого Указа, проведение мониторинга мероприятий,
предусмотренных Программой, и учет его результатов во время разработки
ежегодного плана действий по реализации приоритетных положений Программы.
Президент Украины Л.КУЧМА
г. Киев, 14 сентября 2000 года
N 1072/2000
ОДОБРЕНО
Указом Президента Украины
от 14 сентября 2000 года № 1072/2000
ПРОГРАММА интеграции Украины в
Европейский Союз (извлечения)
Предисловие
Приоритетность сотрудничества Украины с Европейским Союзом (ЕС) и его
отдельными государствами-членами связанная с тем, что эта группировка будет
определять направления экономического прогресса и политическую стабильность в
регионе в долгосрочной перспективе.
Эта Программа интеграции Украины в Европейский Союз (далее - Программа)
должна стать главным инструментом общей стратегии на пути приближения Украины к
ЕС по всем спектрам сотрудничества - политическому, социальному, финансовому,
экономическому, торговым, научному, образовательному, культурному и т.п..
Другие программы и планы политического, социально-экономического направления,
которые разрабатываются или подлежат разработке органами исполнительной власти,
должны основываться на целях этой Программы.
На сегодня уже созданы политико-правовые и организационные предпосылки для
реализации Программы:
заключено Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Украиной и
Европейскими Сообществами и их государствами-членами (далее - СПС), которой
предусмотрены образования таких органов: Совет по вопросам сотрудничества между
Украиной и Европейскими Сообществами (Европейским Союзом) и Комитет по вопросам
сотрудничества между Украиной и Европейскими Сообществами (Европейским Союзом),
Комитет по парламентскому сотрудничеству между Украиной и Европейскими
Сообществами (Европейским Союзом);
разработана общая рабочая программа имплементации СПС, которая каждый год
пересматривается на основании данных общего мониторинга Украины и ЕС
относительно прогресса в его выполнении;
основаны политические диалоги:
на высочайшем уровне - ежегодные саммиты Украина - ЕС;
на уровне министров и подразделов министерств иностранных дел Украина - ЕС,
а также диалог Украина - Тройка ЕС;
на отраслевому равные структур и уровнях, которые отвечают за реализацию СПС
и европейскую интеграцию;
в рамках международных, общеевропейских и региональных учреждений;
по утвержденным планам длится работа отраслевых подкомитетов Комитета по
вопросам сотрудничества между Украиной и ЕС;
разработана Программа технической помощи ЕС Украине;
налажено сотрудничество на двусторонней основе Украина - государства-члены
ЕС.
Пути и темпы реализации отдельных приоритетов и Программы в целому будут
определяться прогрессом в проведении экономических реформ, которая является
главным условием успешной адаптации Украиной в достаточных объемах правовых и
нормативных стандартов ЕС - Acquіs communautaіre.
Структуру этой Программы определен с учетом опыта стран-кандидатов на
вступление к ЕС, а также отраслевых программ интеграции Украины в ЕС. В
Программе охвачено практически все сферы общественной жизни государства с целью
достижения критериев, которые вытекают из целей валютного, экономического и
политического союза стран-членов ЕС и сформулированные Советом ЕС в июне 1993
г. в г. Копенгагене (далее - копенгагенские критерии).
Программа содержит 140 разделов, любой из которых имеет такие части:
Текущая ситуация (характеризуется текущий уровень готовности Украины
выполнить соответствующие обязательства в конкретной сфере для достижения
главной цели - обретение членства в ЕС. Определяется текущая степень
соответствия нормативно-правовых документов Украины базовым нормам ЕС);
Краткосрочные (2000 - 2001 года), среднесрочные (2002 - 2003 года) и
долгосрочные (2004 - 2007 года) приоритеты (сформулирован верхний уровень
целей, которых следует достичь в соответствующий срок; кроме конкретных
организационных мероприятий по реформированию отдельных сфер общественной жизни
страны, определены важнейшие направления адаптации законодательства Украины к
законодательству ЕС);
Институционные потребности, финансовые потребности (дана оценка
ресурсов, необходимых для реализации определенных приоритетов).
Кроме того, в подразделе 19.3 приведенная общая оценка финансовых и
институционных потребностей для реализации Программы в целом. В связи с
отсутствием нормативных методов проведения такой оценки, ее необходимо
рассматривать лишь как ориентировочную для дальнейшей обработки вопроса
относительно финансирования интеграционных мероприятий.
В приложениях к Программе представлен справочный материал за основными
показателями экономического развития Украины и их динамикой, а также текущим
состоянием сотрудничества отдельных областей Украины с государствами-членами
ЕС.
Механизм реализации Программы определен в разделе ІІ Стратегии интеграции
Украины к Европейскому Союзу, утвержденной Указом Президента Украины от 11 июня
1998 года № 615, где предусмотрен со созданием Программы каждый год
разрабатывать План дои по реализации стратегического курса Украины на
интеграцию к ЕС.
Базовая система приоритетов Программы даст возможность каждый год определять
взаимосогласованный комплекс конкретных мероприятий в рамках указанного Плана действий.
Предполагается, что Украинской частью Совета по вопросам сотрудничества
между Украиной и Европейскими Сообществами (Европейским Союзом) и Украинской
частью Комитета по вопросам сотрудничества между Украиной и Европейскими
Сообществами (Европейским Союзом), Министерством экономики Украины,
Министерством иностранных дел Украины, Министерством юстиции Украины и
Межведомственным координационным советом из адаптации законодательства Украины
к законодательству Европейского Союза будет организованно систематический
мониторинг выполнения ежегодных планов действий с тем, чтобы прослеживать
прогресс реализации Программы и вносить необходимые коррективы для обеспечения
интеграционных процессов. Вместе с тем это не выключает возможность
оперативного планирования и реализации других мероприятий, которые не
противоречат целям Программы, но не предусмотренные ежегодным планом дои.
Начиная с 1998 года, Комитетом по вопросам сотрудничества между Украиной и
ЕС в Украине приобретен определенный опыт относительно мониторинга
интеграционных мероприятий. С обретением Программой действия он должен был бы
быть усовершенствован с тем, чтобы лучшее отвечать его главной цели.
Раздел 1. КРИТЕРИИ ЧЛЕНСТВА В ЕС
Текущая ситуация
Создание условий для обретения Украиной членства в ЕС означает, прежде
всего, необходимость проведения соответствующих реформ на основе реализации СПС
с постепенным достижением соответствия копенгагенским критериям.
Главные направления достижения соответствия копенгагенским критериям
1. Демократия и верховенство права. Это, в частности, развитие судебной
системы и соответствующей области законодательства (судебный кодекс, закон о
статусе судий, уголовный кодекс и прочее). Речь идет также о нормативной базе
относительно осуществления прокурорского надзора, управление судами, программы
подготовки судий и повышение их квалификации. Должна быть достаточно развитой и
соответствующая материально-техническая инфраструктура (помещение судов,
пенитенциарная система, специализированные информационные системы и базы данных).
2. Права человека и защита национальных меньшинств. Прежде всего это законы
о гражданстве, статусе государственного языка и его преподавание, миграционная
политика и соответствующие учреждения, присоединение страны - кандидата в
основоположные международные конвенции в указанной области.
3. Экономическая политика. В основном речь идет о практическом достижении
цели в трех таких направлениях:
ограничение макроэкономических рисков, связанных с возрастанием совокупного
спроса и дефицитом внешних текущих счетов;
повышение уровня производительности производства и расширение базы
экономического возрастания;
ускорение процесса подготовки страны - кандидата в присоединение к ЕС.
4. Способность выполнять обязательства, которые вытекают из членства в ЕС.
Предполагается работа в таких основных направлениях:
внутренний рынок;
экономические и бюджетные вопросы;
политика развития областей;
экономическая и социальная взаимодополняемость;
качество жизни и охрана окружающей среды;
инновации;
юстиция и внутренние дела;
внешняя политика.
Каждый из этих направлений охватывает в свою очередь значительное количество
конкретных мероприятий, которые должны обеспечить полноценное выполнение
Украиной обязательств, связанных с ее членством в ЕС. Например, направление развития
внутреннего рынка охватывает мероприятия, связанные с усовершенствованием
государственных закупок, охраны интеллектуальной и промышленной собственности,
законодательства по вопросам учреждения компаний, бухгалтерского учета и
аудиту, а также системы лицензирования, стандартизации, оценки соответствия,
метрологии и аккредитации. Осуществляется работа, связанная с ведением
наблюдения за рынком и безопасностью изделий, свободным оборотом и
безопасностью промышленных изделий. В своей совокупности такие мероприятия
должны обеспечить свободный оборот товаров, услуг, капиталов и рабочей силы,
как это предусмотрено основными документами относительно учреждения
Европейского Союза и, в частности, в части обязательств по созданию
Экономического и Монетарного Союзу.
Копенгагенские критерии неизменны для любой из стран-кандидатов на
вступление к ЕС и с учетом евроинтеграционных стремлений Украины обязательные и
для нее.
С обретением членства в Совете Европы Украина в значительной мере
приблизился к уровню соответствия первому из копенгагенских критериев. Намного
более сложным является вопрос относительно достижения уровня соответствия
другим критериям, связанным с экономическим развитием и конкурентоспособностью
производства в Украине. Решение этого вопроса может обеспечить реализация
приоритетов, предусмотренных данной Программой
Краткосрочные (2000 - 2001 года) и среднесрочные (2002 - 2003 года)
приоритеты создания условий относительно обретения членства Украины в ЕС:
Координированная реализация в рамках данной и отраслевых программ
ключевых организационно-экономических и нормативно-правовых мероприятий по
каждой области, которые бы обеспечивало предвиденное приближение к СТАНДАРТОВ ЕС.
Гармонизация законодательства соответственно нормам ЕС,
ориентированная на преодоление препятствий на пути свободного передвижения
людей, товаров, услуг и капиталов между Украиной и ЕС.
Синхронизация внутренних рыночных преобразований к изменениям в процессах
расширения ЕС.Прежде всего, это касается:
реформирование органов исполнительной и судебной власти и сотрудничества
Министерства юстиции Украины с судами;
проведение административно-территориальной реформы; формирование основ
политики регионального развития (в частности законодательства относительно
распределения компетенции, бюджетов, налогов);
завершение приватизации (прежде всего предприятий, которые имеют
стратегическое значение для экономики и безопасности государства и банков);
реформирование банковского сектору в целому
Обеспечение соответствия торгового режима нормам ЕС. С этой целью:
якнайскоріше обретение членства в Мировой Организации Торговли (СОТ);
проведение консультаций и переговоров относительно учреждения зоны свободной
торговли с ЕС;
заключение двусторонних соглашений о свободной торговле с державами-апликантами
на вступление к ЕС;
обретение членства в ЦЕАВТ и заключение соглашения о свободной торговле с ЕАВТ.
Асимметрическая либерализация внешнеторгового режима с ЕС при условии,
которое:
переходный период будет составлять близко 10 лет;
будет обеспечиваться дифференцированный подход к либерализации торговли
сельскохозяйственной продукцией, в том числе с учетом требований соглашений
Уругвайского раунда ГАТТ/СОТ.
Максимальное использование существующих внешних возможностей продвижение
к членству в ЕС:
последовательное осуществление шагов относительно обеспечения участия
Украины:
- в работе Европейской Конференции;
- в мероприятиях в рамках Общей внешней политики и политики безопасности ЕС;
- в проектах ЕС так называемого "второго столба" (общая внешняя и политика
безопасности) и "третьего столба" (сотрудничество в области юстиции и
внутренних дел);
- в общих проектах в рамках программ финансовой поддержки ЕС - PHARE и Tасіs
из пограничного сотрудничества;
- создание предпосылок для поддержки со стороны держав-апликантов на
вступление к ЕС и других третьих стран (в частности США) стремление Украины
присоединиться к ЕС.
Раздел 2. ДЕМОКРАТИЯ И ВЕРХОВЕНСТВО ПРАВА
Текущая ситуация
Соответственно статье 1 Конституции Украины Украина есть суверенное и
независимое, демократическое, социальное, правовое государство.
Статьей 5 Конституции определено, что Украина является республикой.
Носителем суверенитета и единым источником власти в Украине является народ.
Народ осуществляет власть непосредственно и через органы государственной власти
и органы местного самоуправления.
Право определять и изменять конституционный порядок в Украине належит
исключительно народу и не может быть узурпировано государством, его органами
или должностными лицами; никто не может узурпировать государственную власть
(статья 5 Конституции Украины).
Народное волеизъявление осуществляется через выборы, референдумы и прочие
формы непосредственной демократии (статья 69 Конституции Украины).
Статьей 71 Конституции Украины установлено, что выборы к органам
государственной власти и органов местного самоуправления является свободными и
происходят на основе общего, равного и прямого избирательного права путем
тайного голосования. Избирателям гарантируется свободное волеизъявление.
В соответствии с статьей 8 Конституции Украины в Украине признается и
действует принцип верховенства права. Конституция Украины имеет наивысшую
юридическую силу. Законы и другие нормативно-правовые акты принимаются на
основе Конституции Украины и должны отвечать ей. Нормы Конституции Украины
является нормами прямого действия. Обращение к суду для защиты конституционных
прав и свобод человека и гражданина непосредственно на основании Конституции
Украины гарантируется
Краткосрочные (2000 - 2001 года) и среднесрочные (2002 - 2003 года)
приоритеты
Привести в соответствие с нормами Конституции Украины нормативно-правовые
акты, принятые к вступлению в силу Конституцией Украины (28 июня 1996 года).
Справочно. Пунктом 1 Раздела XY "Переходные положения"
Конституции Украины установлено, что законы и прочие нормативные акты, принятые
к вступлению в силу этой Конституцией, является действующими в части, которая
не противоречит Конституции Украины
Закончить работу, связанную с определением юридических рамок деятельности
объединений граждан в Украине, упрощением порядка отчетности и прочее. Ускорить
принятия проектов Законов Украины о политических партиях, об общественных
организациях.
С целью содействия построению в Украине гражданского общества по схеме
сотрудничества "государственные учреждения - негосударственные
организации" осуществить комплекс мероприятий, направленных на развитие
отношений и популяризацию эффективности отношений с общественными
организациями, создание благоприятного климата для существования гражданского
общества с привлечением к этой работе признанных международных общественных
учреждений и международных организаций, в том числе специализированных агентств
Организации Объединенных Наций
Раздел 3. СУДЕБНАЯ СИСТЕМА
3.1. Повышение уровня институционной и административной возможности
Текущая ситуация
Правосудие в Украине осуществляется исключительно судами. Правосудия
осуществляют профессиональные судьи и, в определенных законом случаях, народные
заседатели и присяжные. Делегирование функций судов, а также присвоение этих
функций другими органами или должностными лицами не допускается. Юрисдикция
судов распространяется на все правоотношения, которые возникают в государстве.
Судопроизводство в Украине осуществляется Конституционным Судом Украины и
судами общей юрисдикции. Система судов общей юрисдикции строится по принципам
территориальности и специализации. Государство обеспечивает финансирование и
надлежащие условия для функционирования судов и деятельности судий. В
Государственном бюджете Украины в отдельности определяются расходы на удержание
судов.
Высочайшим судебным органом в системе судов общей юрисдикции является
Верховный Суд Украины. Высшими судебными органами специализированных судов
является соответствующие высшие суды. Соответственно закону действуют апелляционные
и местные суды. Создание чрезвычайных и особых судов не допускается.
Для решения вопросов внутренней деятельности судов действует судейское
самоуправление.
В данное время в Украине действует 800 судов общей юрисдикции (кроме
Верховного Суду Украины и арбитражных судов), а именно: Верховный суд
Автономной Республики Крым, межобластной, 24 областные, Киевский и
Севастопольский городские суды, 744 районных (городских судов), 3 воинских суды
регионов и воинский суд Военно-Морских Сил и 24 гарнизонных суды.
Соответственно статье 19 Закона Украины "О судоустройстве Украины"
Министерство юстиции Украины осуществляет организационное обеспечение
деятельности судов с суровым соблюдением принципа их независимости и покорение
лишь закона.
Главной задачей для Украины в этой сфере является обеспечение соответственно
требованиям, определенных в Декларации, которая принятая Европейским Советом на
Копенгагенском саммите в июне 1993 года, развития судебной системы, которая бы
оказывала содействие достижению стабильности в обществе, гарантировала
верховенство права, права человека и обеспечивала функционирования рыночной
экономики
Краткосрочные приоритеты (2000 - 2001 года)
Ускорить принятия Верховной Радой Украины подготовленного с учетом опыта стран-членов
ЕС проекта Закона Украины о судебном устройстве.
Разработать с целью реализации статьи 130 Конституции Украины относительно
создания надлежащих условий для функционирования судов и деятельности судий
проекты Законов Украины о финансировании судов, об оплате работы и
социально-бытовое обеспечение судий и работников аппарата судов.
Провести консультации с ЕК (ее органами) относительно соответствия проекта
новой судебной системы Украины, а также проектов отдельных нормативно-правовых
актов стандартам и требованиям ЕС.
Решить вопроса относительно внедрения в Украине системы органов
административной юстиции, в том числе административных судов.
Обеспечить дальнейшее реформирование пенитенциарной системы Украины.
Среднесрочные приоритеты (2002 - 2003 года)
Доработать с учетом рекомендаций ЕК и подать в Верховную Раду Украины
проекты Законов Украины о финансировании судов, об оплате работы и
социально-бытовое обеспечение судий и работников аппарата судов.
Закончить работу над проектами Кодекса Украины об административных
проступках, Административного процессуального кодекса Украины, новых
Уголовно-процессуального и Гражданского процессуального кодексов Украины.
В меру окончания работы над проектами этих нормативных актов проводить
консультации с ЕК (ее органами) относительно их соответствия ВИМОГАМЕС.
3.2. Улучшение деятельности судебных органов
Текущая ситуация
Конституция Украины устанавливает, что права и свободы человека и гражданина
в Украине ограждаются судом. Любому гарантируется право на обжалование в суде
решений, действий или бездеятельность органов государственной власти, органов
местного самоуправления, должностных лиц. Каждый имеет право любыми не
запрещенными законом средствами защищать свои права и свободы от нарушений и
противоправных посягательств.
Реализация указанных прав возможная лишь при условии функционирования в
Украине эффективной, независимой судебной системы. Суды при осуществимые
правосудия независимы и подчиняются лишь закону. Независимость и
неприкосновенность судий гарантируются Конституцией и законами Украины. Влияние
на судий в любой способ запрещается.
Государство обязанная обеспечить финансирование и создать надлежащие условия
для функционирования судов и деятельности судий. В Государственном бюджете
Украины в отдельности определяются расходы на удержание судов
Краткосрочные (2000 - 2001 года) и среднесрочные (2002 - 2003 года)
приоритеты
Доработать в комитетах Верховной Рады Украины проект Закона Украины о
порядке выполнения решений Европейского Суда из прав человека.
Подготовить проект Кодекса поведения судий.
Завершить в 2001 году реформирования системы судов общей юрисдикции
соответственно Конституции Украины и Закона Украины "О судебном
устройстве".
Подготовить проекты Законов Украины о внесении изменений и дополнений в
Законы Украины "О статусе судий", "О квалификационных комиссиях,
квалификационную аттестацию и дисциплинарную ответственность судий судов
Украины", "Об органах судейского самоуправления", другие
законопроекты относительно деятельности и полномочий Конституционного Суда
Украины, прокуратуры и адвокатуры (2000 год).
Внести на рассмотрение Верховной Рады Украины проект Закона Украины о
третейских судах (2000 - 2001 года).
Провести анализ соответствия проектов нормативно-правовых актов Украины
относительно улучшения работы судебной системы ВИМОГАМЕС.
3.3. Подготовка специалистов
Подготовка работников аппарата судов
Текущая ситуация
С целью подготовки высококвалифицированных кадров для формирования
судейского корпуса в соответствии с Распоряжением Президента Украины от 14
апреля 1999 года № 83 "О подготовке профессиональных судий" в
Национальной юридической академии Украины имени Ярослава Мудрого с 1 сентября
1999 года создан факультет для подготовки профессиональных судий на квалификационно-просветительном уровне магистра.
Краткосрочные (2000 - 2001 года) и среднесрочные (2002 - 2003 года)
приоритеты
Разработать специальную программу повышения квалификации судий и других
работников аппарата судов относительно изучения иностранных языков и основ
права ЕС.
Создать при Государственной судебной администрации Украины Академию судий
Украины для подготовки кадров на должности судий, повышение квалификации судий
и работников аппарата судов.
Разработать отдельные учебные программы по вопросам судебного
администрирования для подготовки резерва кадров на должности голов судов и
переподготовки голов судов и программы относительно подготовки работников
районных (городских) судов.
Обеспечить функционирование центра судейских студий при Министерстве юстиции
Украины с целью повышения квалификации работников аппарата судов в соответствии
с нормами европейского и международного права
Подготовка специалистов по правоведению
Краткосрочные (2000 - 2001 года) и среднесрочные (2002 - 2003 года)
приоритеты
Осуществить мероприятия с целью внедрения программ относительно изучения
законодательства по вопросам защиты прав человека и гражданина, устройства
судебной власти и осуществления правосудия в государствах – ЧЛЕНАХ ЕС.
3.4. Улучшение доступа к информации относительно решений судов
Текущая ситуация
В судах общей юрисдикции (кроме Верховного Суда Украины и арбитражных судов)
не создан компьютерной сети системы судов, автоматизированной системы
делопроизводства и единой базы данных судебных решений.
Действует лишь локальная компьютерная сеть и создается база судебных решений
в трех судах (Шевченковский районный суд г. Киева, Ивано-Франковский городской
суд, Мелитопольский городской суд Запорожской области).
Краткосрочные (2000 - 2001 года) и среднесрочные (2002 - 2003 года)
приоритеты
С целью улучшения доступа к информации относительно решений судов создать
локальные компьютерные сети судов Украины.
Для выполнения этой задачи необходимо принять меры для приобретения рабочих
станций и сетевого оснащения; разработка информационных технологий обеспечения
деятельности суда.
Создать компьютерную сеть системы судов Украины, обеспечить их средствами
электронной почты, доступом к информационным ресурсам сети Іnternet. Улучшить
информационное обеспечение судебной системы, доступ к базам данных
законодательства и нормативных актов Украины, юридической информации других
стран.
До 2005 года разработать и внедрить автоматизированные системы
делопроизводства в судах Украины и создать единую базу данных судовых решений.
Раздел 4. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ЗАЩИТА ПРАВ НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ
4.1. Гражданского и политического права
Текущая ситуация
Статьей 24 Конституции Украины предусмотрено, что граждане имеют равные
конституционные права и свободы и являются равными перед законом. Не может быть
привилегий или ограничений по признакам расы, цвета кожи, политических,
религиозных и других убеждений, стати, этнического и социального происхождения,
имущественного состояния, местожительства , за языковыми или другими признаками.
Равенство прав женщины и мужчины обеспечивается, в частности,
предоставлением женщинам равных с мужчинами возможностей в
общественно-политической и культурной деятельности и т.п.. Статьей 4
Конституции Украины определено, что в Украине существует единое гражданство.
Основания обретения и прекращение гражданства Украины определяются Законом
Украины "О гражданстве Украины".
Соответственно статье 25 Конституции Украины гражданин Украины не может быть
лишен гражданства и правая изменить гражданство. Гражданин Украины не может
быть изгнан за границы Украины или выданный другому государству. Украина
гарантирует забота и защита своим гражданам, которые находятся за ее пределами.
Соответственно статье 33 Конституции Украины любому, кто на законных
основаниях находится на территории Украины, гарантируется свобода передвижения,
свободный выбор местожительства , право свободно оставлять территорию Украины,
- за исключением ограничений, которые устанавливаются законом. Гражданин
Украины не может быть лишен права в любое время возвратиться в Украину.
Соответственно статье 26 Конституции Украины иностранцы и лица без
гражданства, которые находятся в Украине на законных основаниях, пользуются
теми самыми правами и свободами, а также несут такие самые обязанности, как и граждане
Украины, -- за исключениями, установленными Конституцией, законами или
международными договорами Украины. Иностранцам и лицам без гражданства может
быть предоставлен приют в порядке, установленному законом. В данное время
предоставления приюта иностранцам и лицам без гражданства законодательством
Украины не урегулирован.
Вместе с тем Законом Украины "О беженцах" определен правовой
статус беженцев, установлены правовые, экономические и организационные гарантии
защиты прав лиц, которые натянуто оставило территорию государства, гражданином
которой он является (или территорию страны своего постоянного проживания) при
условиях, предусмотренных этим Законом.
Длится работа над усовершенствованием законодательства относительно
беженцев, порядка предоставления приюта в Украине иностранцам и лицам без
гражданства, их правового статуса, иммиграции.
Статьей 36 Конституции Украины определено, что граждане Украины имеют право
на свободу объединения в политические партии и общественные организации для
осуществления и защиты своих прав и свобод и удовлетворения политических,
экономических, социальных, культурных и других интересов, за исключением
ограничений, установленных законом в интересах национальной безопасности и
общественного порядка, здравоохранения население или защиты прав и свобод
других людей.
Политические партии в Украине оказывают содействие формированию и выражению
политической воли граждан, принимают участие в выборах. Членами политических
партий могут быть лишь граждане Украины. Ограничение относительно членства в
политических партиях устанавливаются исключительно Конституцией и законами
Украины.
Граждане имеют право на участие в профессиональных союзах с целью защиты
своих трудовых и социально-экономических прав и интересов. Профессиональные союзы
являются общественными организациями, которые объединяют граждан, связанных
общими интересами за родом их профессиональной деятельности. Профессиональные
союзы получаются без предшествующего разрешения на основе свободного выбора их
членов. Все профессиональные союзы имеют равного права. Ограничение
относительно членства в профессиональных союзах устанавливаются исключительно
Конституцией и законами Украины.
Никто не может быть принужден к вступлению в любое объединение граждан или
ограниченный в правах за принадлежность или непринадлежность к политическим
партиям или общественным организациям.
Все объединения граждан равные перед законом.
Законом Украины "Об объединении граждан" урегулирован порядок
реализации права граждан на свободу объединения. Законом Украины "О
профессиональных союзах, их права и гарантии деятельности" реализованы
конституционные гарантии на участие граждан в профессиональных союзах,
определен особенности правового регулирования, основы создания, права и
гарантии деятельности профессиональных союзов.
Соответственно статье 35 Конституции Украины каждый имеет право на свободу
мировоззрения и вероисповедание. Это право включает свободу исповедовать любую
религию или не исповедовать никакой, беспрепятственно отправлять единолично или
коллективно религиозные культы и ритуальные обряды, вести религиозную
деятельность. Осуществление этого права может быть ограничен законом лишь в
интересах охраны общественного порядка, здоровье и нравственность населения или
защиты прав и свобод других людей .
Церковь и религиозные организации в Украине отделенные от государства, школа
- от церкви. Ни одна религия не может быть признана государством как
обязательная. Никто не может быть уволен от своих обязанностей перед
государством или отказаться от выполнения законов за мотивами религиозных
убеждений. В случае если выполнение воинской обязанности противоречит
религиозным убеждениям гражданина, выполнение этой обязанности может быть
заменен альтернативной (невоенной) службой.
Законом, который регулирует правоотношения, связанные со свободой совести и
деятельностью религиозных организаций, является Закон Украины "О свободе
совести и религиозные организации".
Статьями 51, 52 Конституции Украины определено, что в Украине каждый из
супружества имеет равные права и обязанности в браке и семье, а дети равные в
своих правах независимо от происхождения, а также от того, родившиеся они в
браке ли вне ним. Семья, детство, материнство и отцовство предохраняются
государством
Краткосрочные (2000 - 2001 года) и среднесрочные (2002 - 2003 года)
приоритеты
Усовершенствовать законодательство Украины о миграции, в частности:
- привести его в соответствие с Конституцией Украины, международными
обязательствами, связанными с вступлением Украины к Совету Европы, присоединением
Украины к Конвенции о защите прав и основных свобод человека;
- поэтапно создать условия для присоединения к Конвенции ООН о статусе
беженцев 1951 года и Протокола 1967 года к ней.
Выучить вопрос о приведении Закона Украины "О гражданстве Украины"
в соответствие с Европейской Конвенцией о гражданстве 1997 года.
Провести экспертизу законодательства Украины в сфере обеспечения гражданских
прав с целью выявления расхождений в внутреннем законодательстве и устаревших
норм.
Завершить доработки проектов Законов Украины о внесении изменений в Закон
Украины "О правовом статусе иностранцев", о порядке предоставления
приюта в Украине иностранцам и лицам без гражданства, об иммиграции.
Оказывать содействие ускорению принятия Верховной Радой Украины Законов Украины
об охране детства, о внесении изменений в Закон Украины "О беженцах",
о государственном обеспечении равных прав и возможностей мужчин и женщин.
Внести в установленном порядке необходимые изменения в Закон Украины "О
свободе совести и религиозные организации".
Определить нормы ЕС, которые регулируют сферу защиты гражданских и
политических прав, а также осуществить их перевод на украинском языке и
провести соответствующие консультации со специалистами ЕК.
Провести сравнительный анализ законодательства Украины и ЕС, подготовить
предложения относительно необходимости приведения законодательства Украины в
соответствие с нормами международного права и разработки новых нормативных
актов, адаптированных к законодательству ЕС.
4.1.1. Избирательное право Украины
Текущая ситуация
Статьей 69 Конституции Украины определено, что народное волеизъявление
осуществляется через выборы, референдум и прочие формы непосредственной
демократии. Право голоса на выборах и референдумах имеют граждане Украины,
которые достигло на день их проведения восемнадцати лет. Не имеют права голоса
граждане, которых признан судом недееспособными (статья 70 Конституции
Украины).
Соответственно статье 71 Конституции Украины выборы в органы государственной
власти и органов местного самоуправления является свободными и происходят на
основе общего, равного и прямого избирательного права путем тайного
голосования. Избирателям гарантируется свободное волеизъявление. Конституцией
Украины установлено, что организация и порядок проведения выборов определяются
исключительно законами Украины (пункт 20 части первой, статьи 92). Организация
и порядок проведения выборов в Украине определяются соответственно Законам
Украины "О выборах Президента Украины", "О выборах народных
депутатов Украины", "О выборах депутатов Верховной Рады Автономной
Республики Крым", "О выборах депутатов местных советов и сельских,
поселковых, городских голов", "Про Центральную избирательную
комиссию".
Ведется работа, связанная с внесением изменений в Законы Украины "О
выборах народных депутатов Украины", "О выборах депутатов местных
советов и сельских, поселковых, городских голов". Основанием для внесения
изменений в указанные Законы являются результаты всеукраинского референдума за
народной инициативой, решение Конституционного Суда Украины, предложения
органов государственной власти, в частности Генеральной прокуратуры Украины,
Верховного Суда Украины.
Соответственно части второй статьи 14 Закона Украины "О выборах
Президента Украины" территориальные избирательные комиссии получаются не
более поздний как за 70 дней до дня проведения выборов Президента Украины
решением соответственно Верховной Рады Автономной Республики Крым, областных,
Киевской и Севастопольской городских советов в составе председателя,
заместителя голов, секретаря и членов комиссии за представлениями партий
(блоков), от которых зарегистрированные кандидаты в Президенты Украины, а также
за представлениями кандидатов в Президенты Украины, которые зарегистрированные
Центральной избирательной комиссией от сборов избирателей.
Частью пятой статьи 10 Закона Украины "О выборах народных депутатов
Украины" предусмотрено, что каждая политическая партия, избирательный блок
партий, список кандидатов в народные депутаты которых зарегистрирован для
участия в выборах, может на период избирательной кампании делегировать одного
представителя к Центральной избирательной комиссии для участия в его заседаниях
с правом совещательного голоса
Краткосрочные (2000 - 2001 года) и среднесрочные (2002 - 2003 года)
приоритеты
Подготовка проекта Закона Украины о внесении изменений в Закон Украины
"О выборах народных депутатов Украины".
Рассмотрение Верховной Радой Украины проекта Закона Украины о внесении
изменений в Закону Украины "О выборах депутатов местных советов и
сельских, поселковых, городских голов".
Учет опыта стран-членов ЕС во время подготовки проектов нормативных актов
избирательного законодательства.
Унификация избирательного законодательства Украины
4.1.2. Выполнение обязательств Украины перед Советом Европы
Текущая ситуация
Вхождение в мировое сообщество, сотрудничество с ЕС и Советом Европы Украина
рассматривает как неотъемлемую составную часть своего развития на пути к такому
обществу, в котором человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство,
неприкосновенность и безопасность признаются высочайшей социальной ценностью.
Руководствуясь такой целью, Украина 9 ноября 1995 года приобрела членство в РЕ.
Украина принимает меры для выполнения обязательств, взятых во время
вступления к этой Организации, и присоединилась к значительному количеству
международно-правовых документов; активно участвует в деятельности основных
органов Совета Европы - Комитете Министров, Парламентской ассамблее, Конгрессе
местных и региональных властей Европы с целью обеспечения реализации собственных
интересов во время разработки проектов международно-правовых документов и
приоритетных направлений деятельности Организации; является участницей программ
сотрудничества Совета Европы с странами Центральной и Восточной Европы в
правовой сфере, в частности программ АDACS, общих программ ЕС и Совета Европы
относительно Украины и по вопросам борьбы с коррупцией и организованной
преступностью в странах с переходной экономикой.
Следует учитывать, что поддержание нормальных отношений Украины с Советом
Европы, соблюдение общеевропейских норм и стандартов в сфере верховенства
права, защиты прав человека и плюралистической демократии, соответствие
законодательства Украины общеевропейским принципам рассматривается ЕС как один
из первичных показателей готовности страны выполнять требования ЕС.
Вывод Парламентской ассамблеи Совета Европы № 190 (1995) относительно
обязательств Украины перед Советом Европы содержит около пятидесяти положений,
которые касаются правового, политического и организационного обеспечения важнейших
аспектов формирования гражданского общества.
Украина постоянная участником основных конвенций Совета Европы, выполнила
подавляющее большинство положений, предусмотренных Выводом № 190 (1995). В частности,
принят Конституцию Украины, Законы Украины "Об утверждении Конституции
Автономной Республики Крым", "О выборах Президента Украины",
"О выборах народных депутатов Украины", "О выборах депутатов
местных советов и сельских, поселковых, городских голов", "О выборах
депутатов Верховной Рады Автономной Республики Крым", рамочный документ
относительно государственной политики Украины в области прав человека - Основы
государственной политики Украины в области прав человека, утвержденные
Постановлением Верховной Рады Украины от 17 июня 1999 года № 757 - ХІ (соответственно
подпункту V пункта 11 Вывода № 190).
Конституцией Украины предусмотрено, что Конституционный Суд Украины решает
вопрос о соответствии Конституции Украины (конституционность) правовых актов
Верховной Рады Автономной Республики Крым (соответственно подпункту Х пункта 11
Выводу № 190).
В Украине упразднена смертная казнь.
Верховной Радой Украины ратифицирована Конвенция о защите прав и основных
свобод человека и соответствующие протоколы к ней, Рамочную конвенцию Совета
Европы о защите национальных меньшинств, Европейскую хартию местного
самоуправления. Всего Украиной подписан 40 документов Совета Европы.
Во исполнение обязательств Украины в
связи с ее членством в Совете Европы, а также с целью усовершенствования
процедуры решения вопросов, связанных с гражданством и регистрацией физических
лиц, обеспечение при этом соблюдение прав человека и гражданина издан Указ
Президента Украины от 31 октября 1998 года № 1201 "О службе гражданства и
регистрации физических лиц". Этим Указом Президента Украины предусмотрена
передача функций паспортной службы органов внутренних дел органам Министерства
юстиции Украины.
Разработан с учетом положений Конвенции Совета Европы от 28 января 1981 года
№ 108 о защите лиц относительно автоматизированной обработки данных
персонального характера проект Закона Украины о Государственном реестре
физических лиц, которое будет определять правовые и организационные основы
внедрения, ведение и ликвидации Государственного реестра физических лиц и
порядок их регистрации, которая заменит прописку на регистрацию физических лиц.
Подготовлены также проекты Законов Украины о порядке регистрации физических лиц
по месту проживания, о внесении изменений в некоторые законодательные акты по
вопросам гражданства и регистрации физических лиц.
Вместе с тем Украина еще не присоединилась к указанной Конвенции. Выводом №
190 (1995) Парламентской ассамблеи Совета Европы относительно вступления
Украины к Совету Европы ее подписания и ратификация не предусмотренные в
обязательствах Украины.
В проекте Закона Украины о документах, которые заверяют лицо и подтверждают
гражданство Украины, предусмотрено, что документирование граждан Украины будут
осуществлять органы Министерства юстиции Украины. Передача функций паспортной
службы органов внутренних дел относительно документирования населения
гражданскому министерству обусловленная необходимостью выполнение Украиной
обязательств перед Советом Европы (соответственно подпункту VІІ пункта 11
Вывода № 190).
Краткосрочные (2000 - 2001 года) и среднесрочные (2002 - 2003 года)
приоритеты
Завершение передачи функций паспортной службы, в том числе относительно
документирования населения, органам Министерства юстиции Украины.
Доработка проекта Закона Украины о Государственном реестре физических лиц.
Внедрение Государственного реестра физических лиц, которое заменит прописку
на регистрацию физических лиц.
Обеспечение принятия Закона Украины о документах, которые заверяют лицо и
подтверждают гражданство Украины.
Подготовка и представление на рассмотрение Верховной Рады Украины нового
проекта Закона Украины о политических партиях, которые бы урегулировал вопроса
деятельности политических партий и в полной мере отвечал положениям Конституции
Украины, интересам развития демократического общества в государстве.
Проведение анализа законодательства ЕС в области защиты общественных и
политических прав с целью выявления сфер, которые не освещены в Вывода
Парламентской ассамблеи Совета Европы № 190 (1995) относительно обязательств
Украины перед Советом Европы.
Имплементация конвенций и соглашений, стороной которых является Украина,
использование преимуществ от присоединения к этим документам, изучение
целесообразности участия в других документах Совета Европы
Справочно. Это касается в первую очередь Конвенции о защите прав и
основных свобод человека и возможности граждан Украины обращаться к
Европейского суда из прав человека, Европейской конвенции о предотвращении
пытки и нечеловеческого или такого, что унижает достоинство, обращению и
наказанию, Криминальной и Гражданской конвенции о борьбе с коррупцией,
Европейской социальной хартии (пересмотренной), Антидопинговой конвенции,
Европейской конвенции о насилии и ненадлежащем поведении со стороны зрителей во
время спортивных мероприятий и, в частности, футбольных матчей, частичных
соглашений Совета Европы о создании "ГРЕКО" и Группы
"Помпиду" и др..
Проведение консультаций с Европейской Комиссией или с ее органами
относительно соответствия проектов нормативных актов Украины требованиям ЕС.
Изучение общественной мысли относительно изменений, которые предполагается
внести в законодательство Украины в связи с членством Украины в Совете Европы
Окончание
Ежеквартальное приложение
к информационно-аналитическому бюллетеню «Права Человека»
Харьковской правозащитной группы , http://www.khpg.org/
СВОБОДА ВИСЛОВЛЮВАНЬ І ПРИВАТНІСТЬ (СВіП)
№2(10) апрель-июнь 2001 г.
http://www.khpg.org/svip/0102/index.html
Перевод с украинского языка «Украины
Шенгенской»
[an error occurred while processing this directive]
Украинская баннерная сеть
|