По благословению высокопреосвященнейшего
Илариона, Митрополита Донецкого и Мариупольского ПРЕДИСЛОВИЕ
Старец... В сознании православного верующего народа -
это высшее духовное звание, не по внешней церковной иерархии,
но по иерархии благодатности, указывающей на предельную для
человека близость к Богу. Старец - это не седой монах
преклонных лет, но избранник Божий, кто «состарился в
подвигах» и достиг меры мужа совершенного, то есть его чистое
сердце соделалось обителью Духа Святаго.
Поэтому Старец -
это всегда носитель благодатных даров Духа Святаго:
рассуждения, утешения, сердечной непрестанной молитвы,
исцеления, прозорливости... Именно благодатная
прозорливость (хотя, может быть, и наименее существенный дар
из вышеуказанных) характерная опознавательная черта истинных
Духоносных старцев. Прозорливость - - от семантических
составных: «про» и «зрение», отсюда и русское слово -
прозреть, прозрение. То есть Старец, который находится в Духе
Святом, как бы совершенно по-иному видит весь мир, он как бы
прозрел от дебелости греховной слепоты - и имеет особый
благодатный дар: видеть судьбы Божии в мире сем, в настоящем,
прошедшем и будущем... И человеки, подобно Самарянке в беседе
со Христом, из этого сверхъестественного свойства заключают,
что человек, с которым беседуют, не обычный... В ветхозаветные
времена таких людей называли пророками, а в аскетической
традиции православия — старцами. Весьма и весьма немногие
подвижники сподобились в народе звания Старца, — в полном,
самом таинственном значении этого слова, в значении
«избранного сосуда Духа Святаго». Старцем называл православный
люд и схиархимандрита Зосиму. Все, кто имел радость общаться с
этим дивным подвижником, отмечают, что он как бы излучал некий
Свет, Свет доброты, мира душевного и радости о Господе. Сей
Свет витает и ныне над его обителью, а особенно — у его
могилки. Потому что это Свет той великой Любви, которая, по
слову Писания, «сильнее смерти». «Любовь превыше всего», -
это изречение апостола часто повторял схимник: «Немощного
Старца под руки привели в крестилку, он едва сидеть мог, и вот
первые слова, которые я от него услышал: «Любовь превыше
всего, — и опять повторил, — Любовь превыше всего...» (из
воспоминаний р.Б. Сергия). Эти слова, как нельзя лучше,
раскрывают сущность жизненного подвига о. Зосимы, великого
Старца нашего времени. Великого - не ради красного словца, а
ради тех дел, которые он совершил. И то, с чем читатель
познакомится в этой книге — это только капля в море его
великой жизни.
ДЕТСТВО
И ЮНОШЕСКИЕ ГОДЫ ИОАНН - БЛАГОДАТЬ БОЖИЯ
Схиархимандрит Зосима, в миру Иван Алексеевич Сокур,
родился среди слёз и пожаров войны — 3 сентября 1944 года. И
хотя разрушительный смерч сражений перенёсся за пределы
отчизны, но его смертоносные порывы слезами вдов и матерей
вновь и вновь сотрясали убогие жилища простых тружеников. Вот
и воин Алексий, отец Старца, погиб на фронте в год рождения
сына. Родом он был из донских казаков, поэтому Батюшка так
любил песни казацкой вольницы — они как бы рассказывали ему об
отце, которого он никогда не видел. Мать Ванюши Мария,
простая крестьянка из Винницкой губернии — была женщиной
глубоковерующей и благочестивой. Она приняла своё вдовство как
крест Господень — и несла его до конца своих дней, без ропота,
с терпением и благодарением Богу. Всю свою жизнь она посвятила
воспитанию сына. Родила она своего Ванюшу в тюремной
больнице - в далекой сибирской деревне Косолманка
Верхотурского района Свердловской области, где отбывала срок
за «религиозную пропаганду». Главная ее вина состояла в том,
что верующая женщина посещала тайные ночные богослужения
монахинь, которые жили в их селении. На одном из них по доносу
соседей милиция и арестовала всех молящихся. Так среди подвига
исповедничества, среди уз и страданий за имя Христово появился
на свет будущий схимник, мужественный исповедник веры
православныя. Крестили младенца трижды, так как в то время
найти священника было не просто: всех разогнали по ссылкам и
лагерям. Первый раз — простая верующая женщина, из страха,
чтобы младенец не помер некрещённым... Второй раз - некий
благочестивый дедушка: мол, не бабье это дело детей крестить.
А третий раз — уже священник, в церкви, полным чином.
Мальчика хотели наректи Фаддеем — в честь апостола, память
которого совершается 3 сентября. Но сердобольные люди из их
селения накануне были у о. Кукши (в Киево-Печерской Лавре,
которая только что открылась) и попросили у него молитв за
благочестивую семью Сокур: мол, мальчик - сирота, отец погиб,
мать - уборщица, оклад 20 рублей, нужда жуткая - с голоду не
помереть бы... «Пусть нарекут Иоанном — благодать Божия
будет», - неожиданно ответил после молитвы святой Старец,
известный на всю Русь даром прозорливости. Так по особому
Промыслу Божию, с благословения схиигумена Кукши,
причисленного ныне к лику святых, младенца нарекли Иоанном — в
честь Иоанна Крестителя. Во время совершения таинства,
когда батюшка нёс мальчика на руках, тот крепко ухватил его за
крест и за бороду. За крест — ибо крест станет его главным
оружием в борьбе за души человеческие. За бороду — ибо
подражание Христу (символом чего и служит борода православного
священника) станет главным смыслом его жизни. Детские годы
Батюшки прошли в Авдеевке — небольшом городишке шахтёрского
Донбасса. По неисповедимым судьбам Божиим именно Авдеевка в
послевоенные годы стала благодатным оазисом среди духовной
пустыни пролетарского края. Здесь после долгих скитаний,
тюрем, ссылок и лагерей нашли пристанище сестры Иоанновского
монастыря, а также многие чада великого Кронштадского Пастыря:
схимницы, монахини — великие молитвенницы и исповедницы. Среди
них была и тётушка Старца, сестра его матери — монахиня
Антонина, которая и помогала Марии воспитывать мальчика,
разделяя её труды и лишения. И вот всё это воинство Христово,
воодушевлённое великим Богоносным о. Иоанном Кронштадским,
часто вместе собиралось для тайных ночных молений в доме
благочестивых сестёр Сокур. «Позакрываем все окна, двери -
подушками, одеялами (чтобы никто не видел, тогда ведь гонения
были) вспоминал Батюшка и поём вечерню, утреню, акафисты,
правило - и так целую ночь... Особенно во дни памяти дорогого
батюшки о. Иоанна Кронштадского - всегда собирались матушки
молиться... Все чтили о. Иоанна как великого святого и жили
верой, что неминуемо придёт время всемирного прославления
Кронштадского Пастыря. И мне, малому, матушки говорили: мы не
доживём до этого светлого дня, а ты должен дожить и петь
величание о. Иоанну...» От духовных чад великого
Чудотворца о. Зосиме достались в духовное наследство многие
личные вещи святого (облачение, которое впоследствии он
передал вновь открывшемуся Иоанновскому монастырю, шляпа и
другие личные вещи). От них он узнал живые примеры его
богоугодной жизни. Но самое главное, пожалуй, наследие это
мужественный дух истинного христианства и жертвенной любви,
взлелеянный Богоносным Пастырем и прошедший закалку в
неслыханных гонениях. «Монахи — это мужественные люди», —
любил повторять впоследствии Батюшка. Так, ещё с
младенчества в духовное сознание Старца вошли мужественные
образы мучеников и исповедников XX века, он как бы был овеян
их духом, духом их пламенной молитвы. «Читайте жития мучеников
и исповедников там найдёте правдивую, священную историю XX
века», - повторял впоследствии о. Зосима, знавший эту историю
из уст живых её свидетелей. Особенно большое влияние на
духовное формирование мальчика оказала его тётушка, монахиня
Антонина - ревностная хранительница заветов Иоанна
Кронштадского, исповедница и подвижница. Она имела радость
лично окормляться у Всероссийского Чудотворца: исповедоваться,
причащаться из его рук, пользоваться его советами и
наставлениями. Таким образом, с раннего детства в его
сердце запечатлелся светлый образ о.Иоанна Кронштадского,
который стал любимым и самым родным святым его жизни.
«Иоанн Кронштадский — это святой, который ходит по земле,
— говорил Старец, познавши опытно его помощь. — Ещё будет
большое событие — обретение мощей дорогого Батюшки о. Иоанна:
благословение великое на весь мир, сколько будет чудотворений,
исцелений... Произойдёт это в самую трудную минуту для нашего
отечества, как укрепление свыше...» Главным методом
воспитания будущего схимника была церковная, храмовая молитва:
«Сколько себя помню, вся моя сознательная жизнь принадлежала
Церкви», - говорил Батюшка. Сначала ещё несмышлённым
младенцем Мария на руках носила ребёнка на службу. Сама
молится, а дитя в пеленах тихонько на скамейке лежит - как бы
внимая божественному пению. Неудивительно, что и первое
членораздельное слово, которое пролепетало дитё, было
составлено из тех звуков, которые больше всего услаждали его
слух: «Аллилуа». И как не вспомнить слова Писания: «Из уст
младенцев и сосущих совершил еси хвалу!» Потом, когда
Ванюша немного подрос он сам спешил в дом Божий... В семь лет
мальчик уже свободно читал в храме Апостола на
церковно-славянском языке. В семь лет он вышел, как сам
вспоминал, и на своё первое общественное служение: «По
соседству умер дед Захария. По обычаю надо было читать
Псалтырь. Кинулись по бабкам (которые читали по славянски), а
их всех уже разобрали. Тогда и вспомнили обо мне — у нас же
Ванюша читать умеет. Пришли за мной..., одел я башмачки,
сделанные из кусков материи, штаны, пошитые из старой маминой
юбки, которые одевал только в церковь и на большие праздники —
и пошел Псалтырь читать... Прочёл 17 кафисму, а бабы все
плачут: «Как хорошо наш Ванюша по-славянски читать
научился!»... За чтение Псалтыри по усопшему мне, малому, дали
аж сто рублей — это был мой первый священнический
заработок...» В тяжёлые послевоенные годы благочестивое
семейство жило во глубокой нужде, терпя голод, холод, гонения
от безбожной власти. Чтобы выжить, малому дитяте надо было
трудиться наравне со своей матерью и тётей - так уже в
детстве, превозмогая истощённость, болезненность и слабость
возраста, ковался характер великого Труженика, каким был
приснопамятный Старец. В детстве Ванюша часто встречался
со смертью. Весь опухший, едва не умер с голода. Несколько раз
болел воспалением легких (после войны, при общем истощении
организма и отсутствии необходимых лекарств, каждое воспаление
одной ногой уже в могиле). Трижды мальчика едва не убил поезд.
Так однажды, собирая уголёк на железных путях - по камешку,
что потерялось от паровоза (чтобы было на чём кушать
приготовить), он попал между двух составов, а третий - мчал
прямо на него. «Господи!» - только и успел вскрикнуть ребёнок)
и упал на рельсы. И Господь в который раз сохранил его жизнь:
паровоз промчался над ним, не причинив никакого вреда. Уже
с детства сестры - исповедницы учили Ваню соединять труд и
молитву. «Копаем картошку, — вспоминал Старец — а тётя и
маменька вслух молятся: «Господи Иисус Христе Сыне Божий
помилуй нас» или поют псалмы. Первое ведёрко накопаем -
отнеси, Ванюша, батюшке церковь — от нашего труда
картошечки... Второе накопаем там матушки у нас больные...
Третье накопаем Харитиночка скрученная лежит, двадцать лет
болеет... А я, малый, еле несу это ведро — аж глаза вылазят...
Занёс батюшке, «Спаси Господи, Ванюша, буду молиться о
вас». Занёс матушкам - а мать София (25 лет в тюрьмах
провела за веру Христову, святой жизни) меня чаем напоит да
встанет перед иконами, помолится о нас... Так меня
приучали к милосердию, это и была наша десятая доля, церковная
лепта от убогой нашей хаты...» От голодной смерти семью
спасали козочки. Они и кормили, и копеечку приносили: на
целебное козье молоко охотников было много. Поэтому Старец
всегда с глубокой благодарностью говорил о своих кормильцах:
«Козочки наши милые, козочки наши родные», - благословляя и
своих чад заводить этих неприхотливых животных. Необходимо
отметить, что, несмотря на голодные годы, в семье Сокур всегда
нерушимо соблюдались все постные дни. Так однажды, когда Мария
с сыном приехала погостить к родне, мальчику подали стакан
сметаны. Была пятница, Ванюша, поблагодарив, решительно
произнёс: «Сегодня пост, а я в пост молока не ем...» Когда
мать Батюшки, уже будучи схимонахиней Мариамной, по
преклонности возраста болела, ей предложили по болезни вкушать
в постные дни молоко: «Я никогда в жизни поста не нарушила, и
теперь не нарушу!» — воистину, слова праведницы, достойной
иметь праведника-сына! (За эту исповедническую верность Закону
Божьему Господь сподобил её и блаженной, святой кончины она
преставилась на праздник первоверховных апостолов за чтением
Псалтыри, в молитве. Смертью праведницы умерла и тётушка
Старца, после причастия мирно и тихо - так что священник на
проповеди, известный духовник о. Димитрий (Песков) ставил
своей пастве в пример её кончину: «Блаженны Умирающие о
Господе!». ШКОЛЬНЫЕ ГОДЫ: ОТРОК-ИСПОВЕДНИК
Так возрастал, Ванюша в вере и добродетели, согретый!
заботой и душевным теплом благочестивой матери, в атмосфере
любви и доброжелательства малого стада Христового. Когда
же достиг мальчик школьного возраста, пришёл час ему в полноте
испытать злобу человеческую, наступила время его
исповеднического подвига, мужественного стояния в вере перед
«просвещёнными» богоборцами (ведь советская школа была
рассадником воинственного атеизма). И ни разу этот хрупкий,
болезненный ребёнок не отошёл от Господа, явно укрепляемый
свыше на эти бескровное мученичество благодатью Божией;
Никогда он не одел на себя ни значка октябрёнка, ни
пионерского галстука, ни комсомольской атрибутики, несмотря на
оголтелую пропаганду и откровенную травлю: «У меня всю жизнь
была одна партия, - говорил Старец, - это Матерь Церковь, у
меня был один партийный устав - это Евангелие и Закон Божий...
Надо мной в школе очень издевались, за то что я в Церковь
ходил. Перевоспитывали учителя, привлекали школяров: вы там
побейте этого попа, чтоб он в церковь не бегал!» «Поп» или
«батюшка» — вот школьное прозвище Ивана. «Батюшка,
благослови!» — не раздурачились одноклассники, как бы склоняя
головы под благословение. А Ванюша серьёзно-серьёзно
посмотрит, и по-иерейски благословляет! Нельзя не
удивляться, с какой благостью и великодушием терпел богомудрый
отрок все издевательства исполнительных школьников: его бьют,
бьют — аж умаются, а он в конце этого воспитательного процесса
кротко улыбнётся и скажет: «Ну ладно, хватит. Давайте я буду
вас благословлять». Так с детства он научился побеждать всех
своих врагов кротостью и любовью. Как-то вызвали юного
«попа» к директору прямо c первого урока на беседу: о Церкви,
о Боге и о светлом коммунистическом будущем. Толковали с ним
на продолжении всех занятий подряд без перерыва. — Товарищ
директор, уже шестой урок кончился, — просится мальчик. -
Ребятишки домой пошли, мои учебники порастаскают. — Да-да,
Ванюша, хорошо... Значит, ты в Церковь ходить больше не
будешь? — Ну, конечно, сегодня не пойду. — Ну, а что —
пойдешь еще? — Так завтра же Покров - всенощная, как же,
надо идти — Богу молиться. Бедный директор от волнения
сразу за папиросу - шесть часов напрасный разговор был... А
разумный не по возрасту отрок уже его поучает: - Товарищ
директор, курить при учениках нельзя - плохой пример
подаёте... - Иди, иди - вон из глаз моих! - только и сумел
сказать в ответ старый работник политфронта (Записано по
воспоминаниям Батюшки). Однажды директор с целой
учительской делегацией нагрянули к «заблудшему» ученику прямо
на дом: «Ванюша, покажи нам свой ученический уголок, где ты
уроки делаешь». Не растерялся отрок, подошёл ко святому
углу и дерзновенно произнёс: «Я, когда приступаю к урокам,
всегда так делаю: Господи, благослови! - и при этих словах
перекрестился на иконы, приложился ко Кресту и св. Евангелию и
спросил не прошеных гостей: «А вы так делаете? Надо, чтобы и
вы так поступали...» Не нашлись, что ответить боголюбивому
отроку жрецы коммунизма: поняли, что они попросту тратят время
— и молча вышли из хаты. Так ещё в детстве Господь о.
Зосиме подавал ту богопросвещённую мудрость, перед которой не
могли устоять идолы человеческих сердец. Чем больше Ванюшу
обижали, били и перевоспитывали, больше он укреплялся в вере.
«Гонимый, ненавидимый, шёл и шёл я в храм Божий, - вспоминал
Старец, - бесу на зло… Батюшке Алексию сказали не пускать
меня, иначе, церковь закроют, а его выгонят... Так я окольными
путями огородами (чтобы никто не видел) за два часа приходил в
церковь, прятался под лестницей, чтобы только побывать на
службе...» Уже тогда Церковь Христова стала главным
смыслом его жизни. В каких грехах только не обвиняли
верующего мальчика, но всегда его спасало одно обстоятельство
— учился он на «отлично», а сочинения писал лучше всех, так
что даже им печатали в «Учительской газете» как образцовые.
Во всех учебных дисциплинах он показывал глубокие
познания. И это была характерная черта Старца — жажда знаний,
до последнего вздоха, казалось, не было темы, которая его б не
интересовала... И конечно же, особенно много Ванюша читал
душеспасительных книг. У них дома была собрана огромная (как
на те времена) православная библиотека. В семье; внимательно
следили за духовным образованием мальчика: он читал жития
святых, а потом должен был тщательно пересказать прочитанное.
Так уже в детстве он несколько раз перечитал этот
неисчерпаемый кладезь духовной мудрости - «Жития святых»
Димитрия Ростовского. И этот православный эпос живыми образами
запечатлелся в его памяти на всю жизнь. Настольной книгой
детства и юности о. Зосимы, из которой он черпал, как
драгоценные небесные жемчужины, благодатные мысли и чувства,
был духовный дневник св. Иоанна Кронштадского «Моя жизнь во
Христе». В золотом переплёте, с дарственной надписью самого о.
Иоанна, она лежала в их доме вместе со св. Евангелием — во
святом уголке, под иконами. Как вспоминал Батюшка, в их
семье особо благоговели и дорожили этой книгой; читая «Мою
жизнь во Христе», благочестивый отрок как бы молитвенно
общался с самим Богоносным Пастырем: «Маменька меня всегда
учила: «Ты, дитё, подойди, помолись, перекрестись и открой
наугад книгу. Что тебе о. Иоанн Кронштадский скажет - так и
поступай... Всегда подойду, малый, открою книгу, помолюсь,
почитаю: «Мама, мне то и то говорил дорогой Батюшка». «Вот так
и поступай, дитё...» Познавши опытно пользу от такого
общения с этой чудной книгой, Старец впоследствии многим
советовал: «Не знаете как поступать? Помолитесь — и откройте
книгу «Моя жизнь во Христе», и о. Иоанн Кронштадский вразумит
вас, у него найдёте ответы на все ваши вопросы...» Однажды
к семейству на дом нагрянула с обыском милиция. Забрали всё: и
иконы, и духовные книги, которых насобирался целый мешок. «Моя
жизнь во Христе» лежала на самом видном месте — на столе.
«Заберут, непременно заберут!» — Ванюша аж побледнел от
волнения за свою любимую книгу. Но чудесным образом сыщики,
которые в каждую щель заглядывали, её-то и не увидели. Со
школьных лет Господь сподобил будущего Старца пользоваться и
живым, личностным примером ревностного святого пастырского
служения Богу и людям — в Авдеевский храм пришёл служить отец
Димитрий (Песков). Он был известен как проповедник и
молитвенник, обладавший даром благодатного рассуждения,
которого и стали окормляться духовные чада Иоанна
Кронштадского. Отец Димитрий сразу полюбил благочестивое
семейства Сокур: сестёр он благословил печь просфоры, а Ванюша
пономарил у него в алтаре - ему многоопытный пастырь уделял
особое внимание, видя в нём восходящее светило церкви. И когда
Иван уже учился в семинарии о. Димитрий всегда духом как-то
предузнавал, когда тот должен приехать, и с радостной улыбкой
своей пастве говорил: «Вот, завтра к нам Ванюша приедет...»
Любимым отдыхом христолюбивой семьи было паломничество по
святым местам: поклониться святыне поговеть, причаститься,
чтобы укрепиться благодатью и обновиться духом на земном пути
к Небесному Отечеству. Как-то, когда Мария с сыном приехали в
Почаев, они подошли под благословение преп. Кукши, который в
то время уже подвизался в Почаевской Лавре. Преподобный
благословляя Ванюшу, пророчески рассказал всю его жизнь:
будешь священником, монахом и схимником. Схимник же -
молитвенник за весь мир, печальник о грехах человеческих.
Но для того, чтобы исполнились эти слова святого
Прозорливца, Ивану Сокуру надо было преодолеть немало преград
коммунистической системы, где судьбу каждого способного юноши
решал «особый отдел». С приходом к власти Хрущёва начался
новый период гонений на Церковь. Вновь закрывались храмы,
монастыри, а жизнерадостный Никита Сергеевич обещал советском!
народу показать по телевизору последнего
попа.
Часть 2
концепция, текст В. Карагодин OCR http://voskresschool.com
Читайте также:
[an error occurred while processing this directive]
Украинская баннерная сеть
|