Нельзя без дрожи в руках
листать четыре тома «Талергофского альманаха», изданного во
Львове в 1924 г. В этой «пропамятной книге австрийских
жестокостей, изуверств и насилий над карпато-русским народом
во время всемирной войны 1914-1917 годов» приводятся
воспоминания многочисленных жителей восточной Галиции,
Лемковщины (западной Галиции), Буковины и Закарпатья,
пострадавших за преданность русскому языку и Отчизне.
В «Талергофском альманахе»
помещаются оригинальные австро-венгерские документы репрессивного
характера, соответствующие приказы и распоряжения. Третья и
четвертая части альманаха непосредственно посвящены воспоминаниям
узников Талергофа, австрийского концентрационного лагеря для
интернированных русинов, расположенного в одной из альпийских долин
вблизи Зальцбурга. При чтении Талергофского альманаха первым
делом возникает чувство сюрреалистичности, бредовости описываемых в
нем событий. Невозможно представить, что еще не прошло и 100 лет со
времени, когда в сверкающих изумрудной зеленью альпийских
предгорьях, возвышались не роскошные отели с отдыхающими
миллионерами, а грязные, сколоченные из необструганных досок бараки,
в которых вши заживо съедали заключенных. Но вот иллюстрации к
альманаху: труп крестьянина, облепленный насекомыми; заключенные
жгут в печи «живую» солому, кишащую вшами. Прогуливаясь
сегодня по чистым улицам Львова, не верится, что здесь австрийские
солдаты вместе с мазепинцами возводили многочисленные виселицы.
Однако документы неумолимы. Вот искаженные предсмертной агонией лица
повешенных. Врезавшаяся до кости в запястья проволока, которой
скручивались перед казнью руки осужденных. А в качестве фона
улыбающиеся австрийские офицеры в начищенных до блеска
сапогах. Кто мог бы подумать, что приветливые мадьяры,
неизменно готовые всякому входящему в их дом гостю услужливо
предложить сливовицу и домашнее вино, могли изрубить на куски
семнадцатилетнюю девушку, дочь православного священника. Просто так,
за то, что в присутствии мадьяр она перекрестилась по православному
обычаю, и произнесла: «Матерь Божия, спаси нас». А ведь в 1914 г.
это событие действительно произошло в городе Перемышле, в доме №2 по
ул. Дворской. Множество фотографий сожженных дотла деревень,
развалины храмов. И всюду виселицы. После просмотра альманаха
виселица воспринимается уже не как чудовищное орудие казни, но как
«обычная деталь ландшафта». Не правда ли, до боли знакомая
картина? Подобные фотографии мы видели с детства. Правда, отсняты
они были уже тридцать лет спустя. Листая «Талергофский альманах»,
невольно вспоминаешь «Обыкновенный фашизм» Михаила Ромма. Воистину
нет пророка без чести, разве что в собственном отечестве. Мы
ежедневно слышим о чудовищном геноциде еврейского народа, но ничего
не знаем о произошедшем всего на тридцать лет ранее славяно-русском
холокосте, не менее чудовищном и масштабном. А ведь эти события
связаны между собой, и вполне может оказаться, что именно
существование Талергофа сделало возможным возникновение легендарных
лагерей Майданека и Освенцима. Непосредственно в Талергофе,
на кладбище «Под соснами», захоронено около 3 000 человек, погибших
от холода, голода, избиений, холеры и тифа. Еще около 10 000
захоронений расположено за пределами официального участка. Во
время 1-й Мировой, 90-летие начала которой мы отмечаем в этом году,
всего от австрийских репрессий пострадало 60 тыс. человек. Однако,
если учитывать число репрессированных русинов в довоенное время,
начиная с дела Ольги Грабарь (1903 г.), эта цифра вырастает уже до
140 тысяч. Настоящий геноцид, забывать о котором мы не имеем права.
Евгений Гордейчик
Источник: сайт "Русская правда" http://www.pravda.org.ua/print.php?id=1096646280
[an error occurred while processing this directive]
Украинская баннерная сеть
|