84 года назад, 7 февраля 1918 года, в ста метрах от северо-западной стены Киево-Печерской Лавры был расстрелян митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский) - первый из новомучеников российских, с убиения которого началась эпоха жесточайших гонений на Православную Церковь в стране воинствующего атеизма.
Мощи прославленного новомученика находятся в Дальних пещерах Киево-Печерской Лавры у подземного храма Благовещения.
Мы не знаем, о чем думал старец-митрополит, когда в
последний раз поздней мочью вышел из митрополичьих покоев под конвоем матросов
в кожаных тужурках. Как всегда в это время, дули тревожные февральские ветры.
То был час, когда на златоверхую Лавру сыпались пули и снаряды, когда над
землей святого князя Владимира витал дух безбожия и ненависти - расплаты
«жестоковыйного» народа за многовековые прегрешения, за дерзкую безбожную мысль
«передовых умов» о построении земного рая без Бога, где человек сам станет богом,
где камни в пустынях будут превращаться в хлебы.
Мы не знаем, что именно думал Владыка о судьбе Церкви
Христовой на земле равноапостольного князя Владимира, имя которого носил, но,
предчувствуя свою мученическую кончину, остановился на минуту помолиться у
великого Успенского собора, как описывают очевидцы, и пошел тихой святительской поступью к Экономическим воротам
Лавры, куда вели его мучители.
Святитель, конечно, хорошо знал письма священномученика
Игнатия Богоносца, его пламенные строки, написанные на пути в Рим, куда его
везли казнить на арене Колизея: «Дайте мне стать пищей зверей и посредством их
достигнуть Бога. Я - пшеница Божия: пусть измелют меня зубы зверей, чтобы я сделался
чистым хлебом Христовым... Живой пишу вам, горя желанием умереть. Моя любовь
распята, и живая вода, струящаяся во мне, говорит: иди ко Отцу... Не хочу более
жить этой земной жизнью. Хлеба Божнего желаю, Хлеба небесного, Хлеба жизни,
Который есть Плоть Иисуса Христа, Сына Божия, и пития Божия желаю - Крови Его, Которая есть Любовь нетленная и
Жизнь вечная».
Владыка любил детей. Он был прекрасным педагогом и оставил
после себя множество замечательных работ по педагогике, где с тревогой указывал
современникам на яд материализма, который все более пропитывал систему образования
и мировоззрения. Был он и крупным богословом, и опытным администратором,
занимал наибольшие тогда кафедры -Санкт-Петербургскую и Московскую, и в числе
первых заявил Императору об опасном влиянии Распутина. За это был «сослан» в
Киев, на древнюю Киевскую, тогда уже провинциальную кафедру.
Вот как описывает очевидец последние минуты жизни
митрополита Владимира.
Между революционером-матросом и лаврским монахом произошел
такой диалог:
«Матрос: - Ты знаешь, кто Христа распял?
Монах: - Книжники и фарисеи.
Матрос: - Книжники, фарисеи и ваши архиереи и
митрополиты... А за что распяли? За то, что Он стоял за простой народ.
Вслед за тем матрос встал, за ним поднялись солдаты и пошли
из трапезной, причем матрос, обращаясь к монаху, проговорил:
- Больше вы митрополита не увидите.
Через 15-20 минут после прихода митрополит Владимир вышел из
своей спальни, окруженный тремя солдатами, в рясе, с панагиею на груди и белым
клобуком на голове. Келейник Филипп встретил его в передней и хотел подойти к
нему под благословение. Матрос оттолкнул его от митрополита, грубо заметив:
«Довольно кровопийцам кланяться, кланялись, будет...» Но келейник решительно
приблизился к митрополиту и тот ступил к нему, благословил, поцеловал и, пожав
руку» сказал: «Прощай, Филипп!» Вслед за тем вынул платок и вытер слезу. Он был
спокоен, и казалось идет на обычное служение литургии...
Митрополит сначала вышел за двери своего дома на лаврский
двор в сопровождении убийц. Через несколько минут швейцар Федор оделся и пошел
за ним, спросил сторожа, куда повели митрополита. Тот указал на Экономические
ворота. Однако часовой его не пропустил.
Один из лаврских монахов видел, как убийцы вели митрополита
через двор. Пройдя к углу Великой церкви (Успенского собора. ---Авт.), солдаты
закурили папиросы.
Митрополит, дойдя до главного входа в Великую церковь,
остановился, обратился ко храму и стал молиться. Идя далее, он напевал что-то
про себя. Возможно, погребальный канон. Дойдя до Экономических врат, обратился
к иконе святителя Николая и, перекрестившись, поклонился. Привратник, монах
Софроний, открыл обе половинки ворот и пропустил митрополита и его убийц,
скрывшихся в ночном мраке…
Через несколько минут монахи на дворе услышали сначала
четыре, а затем еще два частых выстрела. Один из них сказал другому:
- Это Владыку расстреливают...
По свидетельству Неробова Гавриила, жителя с. Покрова,
приехавшего в Киев из Ярославской губернии, митрополит, стоя у земляного вала
под прицелом солдат, сказал:
-
Вы здесь хотите меня расстрелять?
-
А что же, церемониться с тобой?
Тогда митрополит попросил у них времени помолиться.
- Но только поскорее, -прозвучал ответ.
Архипастьрь-мученик возвел руки кверху и сказал:
- Господи, прости мои согрешения, вольные и невольные. и
прими дух мой с миром.
Потом он благословил крестообразно обеими руками своих убийц
и сказал:
-
Бог да простит вас...
После этого, когда митрополит еще не успел опустить руки,
прозвучали выстрелы»
(<Венок на могилу», Киев, 1918г.).
Так закончил свою жизнь первомученик-святитель, Митрополит
Киевский (Богоявленский),-ставший первой жертвой великих гонений на Церковь в
XX веке. Решением Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917-1918 гг.,
когда было восстановлено патриаршество, этот день, 7 февраля по новому стилю,
был определен называться Собором новомучеников и исповедников, «во дни гонения
безбожного жизнь свою за веру во Христа положивших и кровьми Истину соблюдших».
За последние годы Русская Православная Церковь причислила к
лику святых сотни новомучеников, жития которых
еще предстоит написать потомкам. И не для обвинения того режима, который
пролил эту кровь. Но, прежде всего как свидетельство о том надмирном явлении, в
котором человечество живет уже 2000 лет, увы, чаще всего забывая и не понимая
сокровенных истин Богоявления и тех семян, посеянных кровью мученической,
которые, прорастая ныне, сохраняют этот бренный мир от гибели.
Александр Сергеев
украинская православная миссионерская
газета «SOS» № 2 (23)
за 2002 г.
OCR
"Украина Шенгенска"
Священномученик Владимир, митрополит
Киевский и Галицкий.
Священномученик
Владимир, митрополит Киевский и Галицкий (в миру Василий), родился 1
января 1848 года в с. Малые Моршки Моршанского уезда Тамбовской губернии в
семье священника Никифора Богоявленского, впоследствии также принявшего
мученическую кончину. С детства Василия отличали скромность и
чистосердечность. Воспитываясь в деревне, он хорошо знал народную жизнь,
чутко относился к человеческому страданию. Стремление быть ближе к простым
людям стало в дальнейшем особенностью его пастырского пути. После Духовных училища и Семинарии в Тамбове он в 1874 году
окончил Киевскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия и
получил назначение преподавателем в родную Семинарию.
31 января 1882 года Василий Никифорович Богоявленский был
рукоположен во пресвитера в Покровской соборной церкви г. Козлова и вскоре
назначен настоятелем Троицкого храма и благочиннымгородских церквей. С начала своего пастырского
служения он в полноте проявил административные способности и стяжал любовь
и уважение клира и мирян.
В трагической смерти
жены и единственного ребенка молодой священник усмотрел Промысл Божий.
Поступив в Тамбовский Казанский монастырь, он 8 февраля 1886 года принял
иноческий постриг с именем Владимир, на следующий день был возведен в сан
архимандрита, назначен настоятелем Троицкого Козловского
монастыря, а в октябре того же года - настоятелем Антониева монастыря в
Новгороде Великом.
3 июня 1888 года в
Александро-Невской Лавре архимандрит Владимир был рукоположен митрополитом
Новгородским, Санкт-Петербургским и Финляндским Исидором (Никольским; +
1892) и другими иерархами во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии.
Преосвященный Владимир проявлял постоянную заботу об устроении
церковноприходской жизни, уделял особое внимание духовно-нравственному
просвещению мирян. Его проповеди, продуманные и прочувствованные горячо
верующей и любящей душой, привлекали многих слушателей и производили на
них сильное впечатление. При поддержке Владыки Владимира получили развитие
начинавшие тогда вводиться в церковную жизнь внебогослужебные беседы
священников с паствой, к которым привлекалось все приходское духовенство.
19 января 1891 года святитель Владимир был
назначен на Самарскую кафедру. Тогда всю губернию поразили эпидемия холеры
и неурожай. Митрополит Казанский и Свияжский Серафим (Александров; + 1938)
вспоминал впоследствии о том, что святитель "для блага народного, в
известные холерные бунты, когда власть терялась, первый пошел к народу с
крестом в руках", явившись в тяжелую минуту его истинным печальником и
крепкой нравственной опорой. Благодаря энергичной и самоотверженной
деятельности Владыки Владимира был учрежден епархиальный комитет
взаимопомощи, организован сбор пожертвований пострадавшим. При его
содействии устраивались дешевые или даже бесплатные столовые и чайные для
голодающих, распространялись через духовенство правильные сведения об
эпидемии и средствах борьбы с холерой. Святитель повсюду стремился быть
вместе с паствой: совершал о почивших панихиды на холерном кладбище,
служил на площадях города молебны об избавлении от бедствий, безбоязненно
посещал холерные бараки в местах, охваченных эпидемией. В те тяжелые дни
Владыка Владимир много внимания уделял и духовному образованию,
катехизации населения. О времени пребывания в Самаре святитель всегда
вспоминал с душевной теплотой, считая его лучшим в своей жизни.
С 18 октября 1892 года в течение шести лет святитель
Владимир управлял Грузинским Экзархатом в сане архиепископа Карталинского
и Кахетинского. Возглавляя Тбилисскую кафедру, он неустанно трудился над
духовным просвещением разноплеменного населения, укреплением и
распространением православной веры на Кавказе.
Совершая частые поездки по епархии, святитель не только проповедью, но еще
более своей благочестивой жизнью возвещал клиру и мирянам слово Божие.
В результате его неутомимых трудов было построено
и возобновлено более ста храмов, в том числе много старинных, заброшенных;
открыто свыше 300 церковноприходских школ, устроена Духовная Семинария в
Кутаиси. С 21 февраля 1898 года Владыка Владимир
- митрополит Московский и Коломенский. На древней кафедре великих
святителей Московских во всей полноте раскрылись его разносторонние
дарования. Он открывает многочисленные просветительские курсы,
общеобразовательные чтения для рабочих в народных домах и публичные
богословские чтения для интеллигенции, устраивает благотворительные
общества, миссионерские братства, богадельни и приюты.
Будучи
духовным руководителем Великой
княгини Елисаветы Федоровны(прославлена в лике святых в 1992 году), митрополит
Владимир оказал ей содействие в основании Марфо-Мариинской обители в
Москве на ул. Б. Ордынке. Вспоминая о служении
святителя в Москве, один из его современников писал: "Кроткий и смиренный,
ничего для себя лично никогда не искавший, правдолюбивый и честный,
Владыка Владимир постепенно восходил на высоту иерархической лестницы. Он
привлек сердца церковной и патриотической России в дни всеобщего шатания и
измены (1904 - 1905), когда немногие оставались верными долгу и присяге,
твердыми в защите Православной Церкви". 23 ноября
1912 года Высокопреосвященный Владимир был назначен митрополитом
Санкт-Петербургским и Ладожским с присвоением ему звания и прав
Первенствующего члена Святейшего Синода.
Святейший
Патриарх Тихон позднее так говорил о деятельности Владыки
Владимира в тот период: "Он был верен канонам Святой Православной Церкви,
преданиям отеческим и безбоязненно и смело, честно и благородно
исповедовал эту снедающую его ревность перед всеми, какими бы
последствиями это не сопровождалось". Три года
управления тогдашней столичной епархией оказались чрезвычайно трудными для
него: в городе усиливалось влияние "распутинщины", явственно ощущалась
гибельность последствий ее проникновения в церковные и государственные
дела, в жизнь царской семьи. За открытое неприятие и осуждение Распутина
святой Владимир впал в немилость и в ноябре 1915 года переведен в Киев.
Октябрьский переворот 1917 года вызвал нестроения
в церковной жизни на Украине. Состоявшийся в то время в Киеве епархиальный
съезд клира и мирян образовал самочинное управление и призвал к созданию
"независимой" Украинской Церкви. Выступая против переустройства уклада
жизни епархии и неканонических действий по образованию автокефалии,
митрополит Владимир призывал пастырей и пасомых избегать вражды и
препятствовать расколу, сохраняя Церковь в единстве и чистоте Православия.
В адрес святителя Владимира стали высказывать оскорбления и поступать
угрозы, однако он, предвидя свою Голгофу, оставался непреклонен.
С приходом в Киев гражданской войны и захватом
большевиками города начались невиданные там дотоле грабежи и насилия,
сопровождавшиеся осквернением монастырей и храмов, святынь Киево-Печерской
Лавры. 25 января 1918 года вооруженные люди
ворвались в покои митрополита Владимира и после издевательств над ним
вывели его за стены Лавры и расстреляли. Перед смертью архипастырь
совершил молитву, благословил своих убийц и сказал: "Господь вас да
простит". Найденное братией его тело было изувечено множеством колотых и
огнестрельных ран. Мученическая кончина святителя
Владимира явилась началом длительного периода гонений на Русскую
Православную Церковь, во время которых бесчисленное множество клириков и
мирян приняло мученические венцы, свидетельствуя о вере Христовой "даже до
смерти" ( Откр.
12, 11). Честные мощи священномученика
Владимира, митрополита Киевского и Галицкого, были обретены летом 1992
года и положены в Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры. Память
священномученика Владимира празднуется 25 января старого стиля и в день
Собора новомучеников и исповедников
Российских.
Тропарь
Владимиру, митр. Киевскому и Галицкому.
Веры православныя непорочный блюстителю / и заповедей Христовых усердный исполнителю, священномучениче Владимире, / Христа всем сердцем возлюбив, паству твою добре упасл еси, / незлобиво мученическую смерть приял еси. / Сего ради в вечной славе пребывая, / моли спастися душам нашим.
Православный календарь, http://www.days.ru/
[an error occurred while processing this directive]
Украинская баннерная сеть
|