Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
С благоговением и молитвенным настроем мы открываем на
«Украине Шенгенской» новый раздел «Наследники Царства». Раздел - житийный и
посвящен он вновь прославленным святым мученикам и исповедникам нашего
Отечества.
Может быть кто-то найдет странным появление такого
раздела в издании, основной темой которого является хроника процессов
вовлечения Руси в Новый мировой порядок, развертывания глобальных систем
контроля над личностью, развращения и погубления человеческих душ и жизней. В духовной же сфере Новый мировой порядок - это прежде всего война против Христа и Его Церкви. И поэтому мир вплотную приближается ко временам катаклизмов, которые всегда следовали за самыми безумными безбожными человеческими начинаниями.
Антихристианская глобализация бесспорно является таким
начинанием, которое, как волк в овечьей шкуре исподволь уничтожает казалось бы аксиоматические основы жизни, подготавливая трон апокалиптическому Зверю. Ведь идеологи мондиализма-глобализма объявляют своим врагом №1 Православную Церковь, ведь это по их словам нас ждут «реформы», по сравнению с которыми можно назвать «мягкими» «реформы» Робеспьера и Ленина, этих антихристов, проливших реки крови. И мы сегодня являемся свидетелями начала таких «реформ».
Стоит ли удивляться, что для нас – немощных
современников, весьма актуальным может стать бесценные опыт и пример
мученического и исповеднического стояния в Истине, которые как драгоценность передают нам наши вновь прославленные святые, пострадавшие в безбожное лихолетье недавнего прошлого.
Имя новому разделу «Наследники Царства» дала недавно
вышедшая в свет книга крымского протоиерея Николая Доненко, который активно
участвовал в подготовке материалов по канонизации новомучеников и исповедников, прославленных на памятном Соборе нашей Церкви. Отец Николай братски передал нам электронный макет этого труда и благословил опубликовать его у нас на электронных страницах «Русского Воскресения» в разделе «Украина Шенгенская». За что мы выражаем ему искреннюю признательность и с радостью будем публиковать главы этой книги в нашем разделе. Мы надеемся, что новый раздел будет пополняться и житиями других наших прославленных святых. Итак, слово о. Николаю.
Настоящие жизнеописания мучеников и исповедников и
материалы к ним написаны на основании данных, собранных в государственных
архивах, церковного предания и свидетельств очевидцев.
После того как все привычные, казалось бы, незыблемые основы советской
жизни разрушились, для многих стало затруднительным найти точку опоры, обрести
подлинную, а не мнимую реальность. И в то же время сквозь образовавшиеся
трещины забрезжил небесный свет надежды и стал отчетливее различим ландшафт
Святой Руси. Как солнце, скрываемое до времени дождевыми тучами, не перестает
греть и светить, так и молитвы святых возносятся к Престолу Божию и в эпоху
неверия и гонений. С тех пор, как святой равноапостольный Владимир, крестив Русь,
оплодотворил ее Вечностью, святые в течение 1000 лет подвигом и молитвой
вплетали в национальную душу небесные нити истинной веры, тем самым помогая нам
стать субъектами не только земной Истории.
При попытке демонтировать прошлое наш базисный неотторжимый опыт начал
раскрываться с присущими ему величием и красотой, с удивительными чертами
героического и святого, хранящегося в глубинах славянской души. Ожесточенная
попытка государства уничтожить Церковь совпала с ее расцветом, подобным первым
векам христианства, вселенский масштаб которого мы начинаем понимать только
сейчас. Церковь Христова живет по другим, не фиксируемым или не различаемым
политиками и социологами законам. Ее подлинная жизнь ускользает от неверующих
глаз. Сейчас мы отчетливо видим, что тех, кого гнали и убивали за веру во
Христа, вытесняли, хотели вычеркнуть из общества и из самой жизни, возвращаются
к нам в ином качестве - в качестве небесных граждан. Игнорируя страдания и
смерть ради Христа, относясь ко всему земному и даже к самим себе как к
препятствию, мученики в известной мере становились недостижимы гонителям,
которые, преследуя и убивая христиан, не столько причиняли им зло, сколько
оказывали, сами того не ведая, услугу Христу, так как кровью, пролитой за веру
и Церковь, Господь вписывал их имена в Книгу Жизни. «Говорю же вам, друзьям
Моим: не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать» (Лк.
XII, 4).
Неправильно думать, что христианские мученики - невинные и незащищенные
в своем кажущемся пацифизме жертвы, не понимающие сути происходящего. На самом
деле это трезвенные воины, сознательно принявшие вызов духов злобы поднебесной,
враждующих против человеческого рода, и в этом смысле они и по сей день
остаются лютыми врагами для сынов погибели.
Пример мучеников чрезвычайно важен для современного человека, зачастую
окруженного ложными представлениями о жизни, так как помогает понять простую
вещь: как бы ни была ценна земная жизнь, во всех случаях она не ценнее
вечности. Успех борьбы со злом измеряется не внешней победой и не материальным
результатом, а стоянием в Истине до конца: «Претерпевший же до конца спасется»
(Мк. XIII, 13), - говорит Христос. А спасающийся сам, как мы знаем, спасает
других. В застенках, под железной пятой, из-под которой человеческими силами
выбраться невозможно, мученики не могли рассчитывать на внешнюю помощь, но они
верили и уповали на Бога Живого, Его реальное присутствие даже в глубинах
человеческого страдания, и это давало им возможность из неравного столкновения
с богоборческим государством выходить победителями - не по силе, а по
благодати. Радость, находящая свой смысл и исходящая из терпения за Христа,
есть радость святых, ибо Фавор без Голгофы не бывает. «Блаженны вы, когда будут
поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и
веселитесь» (Мф. V, 11).
Представленные в книге жизнеописания являются попыткой войти в эту
радость святых, рассмотреть жизнь, переходящую в житие, почти наших
современников, что сделать в некотором роде легче, чем понять древнего святого,
хотя бы потому, что нам лучше знаком современный мир, характер искушений и
испытаний, выпавших на долю исповедников ХХ века. Рассматривая жизненные
обстоятельства того или иного священномученика, мы отчетливее видим, что святой
- это не тот, кто прожил без греха, но тот, кто через покаяние, Таинства
Церкви, исповеданием Имени Христа перед безбожной властью даже до смерти
освятился Духом Святым и стал Его вместилищем.
Почитание новых святых важно еще и по другой причине, на которую
указывает преподобный Симеон Новый Богослов: «Кто не изволяет со всей любовью и
желанием в смиренномудрии соединиться с самым последним (по времени) из всех
святых, имея к нему некое неверие, тот никогда не соединится и с прежними и не
будет вчинен в ряд предшествующих святых, хотя бы ему казалось, что он имеет
всю веру и всю любовь к Богу и ко всем святым. Он будет извержен из среды их
как не изволивший в смирении встать на место, прежде век определенное ему
Богом, и соединиться с тем последним (по времени) святым, как предопределено
сие ему Богом».
Любое историческое событие, помимо прочего, можно оценить еще и по его
влиянию на сознание людей. Ни количество, ни величие святых само по себе не
будет решающим для нашей жизни и спасения, если не станет частью нашей души,
продолжением нашего духовного опыта. Если во время гонений многие реагировали
на постоянно присутствующий страх тем, что изменяли свое сознание, ампутировали
опасные мысли и чувства, в том числе и религиозные, то сейчас по другим, пусть
и менее важным причинам неудобные мысли и факты, разрушающие мнимый комфорт,
также вытесняются на периферию сознания или как «несущественные» отсекаются
вовсе.
Мнение о том, что история совершается за пределами нашей частной жизни,
неверно. История, как и Промысел Божий, проходит именно через нас, вне
зависимости от степени нашего осознания, хотя многое зависит и от нашей
восприимчивости. «Просто человек», благочестивый или не очень, в какой-то
момент жизни может ощутить на себе взгляд Христа, действие благодати, как это
было, например, с преподобным Силуаном Афонским, и вся прежняя жизнь вдруг
представится в ином свете. Подобное может случиться как в молитвенном
уединении, так и под железными колесами исторических обстоятельств. И не
секрет, что многие истины обретаются нами травматически, так как реальный опыт,
достойный этого имени, никогда не соответствует нашим ожиданиям.
Мы прошли через великие страдания и потрясения и вправе многого ожидать
от своей памяти. Настроение сегодняшнего дня может быть преодолено коллективным
воспоминанием о том лучшем, что освящено Богом в нашей истории. Прославляя
мучеников, исповедовавших Христа Сыном Божиим, мы созерцаем Божественную
любовь, не дающую нам окончательно погрузиться в греховную тьму.
Прот. Николай Доненко,
Ялта, Нижняя Ореанда
Храм Покрова Божией Матери, Ялта, Нижняя Ореанда
Христос-Пантократор, купол храма Покрова Божией Матери, Ялта, Нижняя Ореанда
[an error occurred while processing this directive]
Украинская баннерная сеть
|