- Многие средства массовой информации в
последнее время выражали свое сомнение по поводу правомерности обсуждения
сегодняшних учебников истории на заседании правительства России 30 августа.
Так вот, я был на этом заседании и могу сказать, что правительство имеет право
ставить вопрос об учебнике истории адекватном современному общественному
развитию. Выступление Касьянова, конечно, могло показаться резким, но, в
принципе, его надо воспринимать спокойно, как справедливую помощь школе. И
видеть в нем, если не намек, то законное недоумение власти.
Дело было 4 октября, накануне международного
дня учителя. На круглом столе в пресс-центре “Известий” директор Института
российской истории РАН, Андрей Сахаров
(проклятие
какое-то, что ли, на этом имени?) выступал первым. Завязка его речи была на
удивление краткой. Академик сразу же перешел к основной части.
- Мы должны привыкать к тому, что прежняя
история себя исчерпала. Переписывать ее, как в былые годы, конечно же,
бесполезно. Этим мы ничего не добьемся.
Зал облегченно вздохнул, но академик продолжал
говорить.
- Мы должны не переписать, но передумать свое
прошлое! Это касается не только отдельных эпизодов или “героев”, но и общества
в целом. В прежних учебниках мы слишком много внимания уделяли низшим классам,
а то и вовсе деклассированным слоям населения. А вот имущие классы:
дворянство, духовенство, чиновничество, - у нас явно недолюбливали. Давно пора
пересмотреть не только историческое значение нашей кровавой Октябрьской
революции, но и государства, вообще, народа, вообще.
О народе следует сказать отдельно. Долгое
время он считался чем-то священным и неприкасаемым. Его следовало только
любить. Но давайте хоть раз представим себе реальный облик нашего народа,
например, в начале ХХ столетия. Безграмотная, полунищая, толпа, большую часть
которой составляют люди до 35 лет (последствия неконтролируемого
демографического взрыва второй половины позапрошлого века), озлобленная войной
до крайности. Нигде в мире не было такого количества униженных и оскорбленных
людей, как в тогдашней России. И вот такие люди восстали. Очевидно, что такой
народ не за что, да и незачем любить. Учить этому просто бессмысленно!..
Сначала был ужас. У меня даже потемнело в
глазах. Одного этого высказывания было достаточно, чтобы зачеркнуть всю
русскую историю и культуру. Не только советскую или
революционно-демократическую, а всю. Толстого, обучающего крестьянских детей
грамоте. Чехова, бесплатно лечившего нищих. Достоевского, надорвавшегося в
сострадании “униженным и оскорбленным”. Пушкина, хотя и написавшего “русский
бунт”, но все же призывавшего “милость к падшим”.
Я потряс головой. Академик продолжал говорить
об основах будущей концепции исторического образования российских школьников.
О том, что коллективизацию проводил не Сталин, а огромные массы крестьянства,
еще со времен Столыпина. О том, что декабристы - миф и историческая
фальсификация, а Павел Пестель - прежде всего убийца и антисемит, а потом уже
дворянский революционер. О том, что позором русской власти давно уже следует
называть не только Ивана Грозного, но и Петра
I.
О том, что присоединение Сибири, Средней Азии и Кавказа - цивилизационный
тупик…
И тогда пришел гнев. В конце концов, человек,
выступавший передо мной, не был ни полунищим, ни безграмотным. По общему
мнению или, по крайней мере, по должности он до сих пор считался ведущим
специалистом в области истории моей страны и моего народа. Он не мог не знать,
что все, сказанное им, - ложь. Не мог он и не понимать той ответственности,
которую должен нести за свои слова перед народом и властью человек, занимающий
такой пост. Впрочем, если народ до сих пор не заслужил его любви, то,
вероятно, ответственностью перед ним можно было и пренебречь. Что же до
власти… Хотя нет, я решительно отказываюсь верить, что кто-либо из современных
российских политиков (даже ненавидимые многими Чубайс или Немцов) решились бы
так откровенно сформулировать свой социально-исторический заказ. В конце
концов, мозги любого нормального чиновника защищены множеством стереотипов, не
позволяющих самому крутому реформатору перешагнуть рамки привычной для него
действительности. Напротив меня сидел не подкупленный, а торгующий
интеллектуал. Человек, не озвучивающий чьи-то чужие мысли, а предлагающий свой
научный вес и свой мозг к розничной продаже. Бывший коммунист, который…
В конце концов, это его было бы его личное
дело. Но в чем провинился народ? За какие грехи его сознание опять собираются
подвергнуть глобальной ломке? Во имя чего этот ученый хочет экспериментировать
над своими согражданами и их детьми? Неужели, во имя построения “гражданского
общества”? Но ведь ему первому должно быть известно, что такое общество прежде
всего создается не оплевыванием собственных предков, а объединением всего
народа, как минимум, на основе уважения к своему прошлому.
Выступавший следом за Сахаровым директор
Института всеобщей истории академик Александр Чубарьян, понимая это, пытался
исправить хотя бы самые грубые ошибки своего коллеги. Он говорил о работе с
населением и СМИ, о переподготовке учителей, об “умелой подаче фактов”,
смещающей не столько оценки прошлого, сколько акценты его изучения. Одним
словом, о консолидации общества в деле создания собственной истории. Но
сидящий рядом с ним главный российский историк упорно не желал поступиться
даже малой частью своих идей.
Через два часа я выходил из знаменитого
овального зала “Известий”, с тяжелым чувством разглядывая замечательные
мозаики на темы советской истории, и прикидывая, что же будет с моим народом,
брошенным и оболганным теми, кто должен был хранить его память. А на следующий
день была школа. Участники первого тура конкурса “Учитель года” давали свои
блестящие уроки о Ермаке и о третьей Государственной Думе. И впервые видевшие
их дети с жаром, перебивая друг друга, спорили об освоении Сибири. Не о том,
нужна нам Сибирь или нет, а о том, какую именно пользу русские люди получили
от этого края, и какое добро принесли туда сами.
Русские учителя - настоящая русская
интеллигенция - никогда не предавали своего народа. 4 октября, в годовщину
расстрела первого настоящего русского парламента, это сделал только один
человек. Это был сгорбленный несчастный старик, утративший память и медленно
теряющий разум. Мастер, разменявший свой талант на сиюминутные привилегии и
овации. Человек, уходящий даже не в прошлое, которое он зачеркнул собственными
руками, а в небытие. Туда, где наши дела уже не подлежат пересмотру.
[an error occurred while processing this directive]