О взаимоотношениях Русской Православной Церкви с Ватиканом,
мировых событиях, тревожащих Церковь, и отрадных тенденциях Патриарх Московский
и всея Руси Алексий II рассказывает в интервью газете "Известия".
— Ваше Святейшество, о проблеме взаимоотношений Русской Православной
Церкви с Ватиканом вы высказывались, в том числе и в редакции "Известий". Но
ситуация продолжает оставаться острой. Недавно кардинал Каспер в своей статье
заявил, что "Православная Церковь признает свою пастырскую и евангелизаторскую
слабость и поэтому опасается католичества", "РПЦ живет по двойному стандарту",
"стремится закрепить свою гегемонию в ущерб свободе личности".
— Подобные заявления представляют собой пропагандистскую дымовую завесу, под
прикрытием которой совершаются деяния, противоречащие общепринятой практике
межгосударственных и межцерковных отношений, взаимного уважения и стремления
учитывать интересы друг друга. Напомню, католические епархии были учреждены в
России без каких-либо предварительных консультаций и переговоров с Русской
Православной Церковью. Применительно к сфере межчеловеческих отношений подобный
образ действий рассматривался бы как бесцеремонность. О том, что именно так
были восприняты недружественные инициативы Ватикана, свидетельствуют заявления
нашей Церкви и МИД России. Ибо речь, в сущности, идет о том, что по
благословению Папы Римского в России были учреждены католические структуры,
параллельные соответствующим структурам Православной церкви, а наша страна,
имеющая тысячелетнюю православную традицию, обрела двусмысленный статус
"церковной провинции" Ватикана.
Понятие канонической территории, отвергаемое Ватиканом из
конъюнктурных соображений, лежит скорее не в догматической, а в
историко-церковной плоскости и относится к тем странам, в которых большинство
традиционно составляют католики или православные. Однако наличие в мире
государств с преобладающим католическим или православным населением является
реальностью духовной и религиозной жизни народов, что отрицать невозможно.
Сказанное выше имеет прямое отношение и к проблеме католического прозелитизма.
Правда, священники и прелаты Римско-Католической Церкви отводят упреки в
проведении подобной миссионерской политики, утверждая, что они подбирают лишь
"ничейные", "заблудившиеся" души. Однако известно достаточно свидетельств
обращения в католичество православных, в том числе по причине недостаточной
осведомленности людей о вероисповедных различиях между католичеством и
православием или даже их тяжелого материального и финансового положения. А
кроме того, хотелось бы знать, какого рода души католики рассматривают как
"бесхозные" и "ничейные" в стране, две трети населения которой принадлежат к
Православию либо по вере, либо по крещению, либо по воспитанию, либо по
культурной самоидентификации.
Вместе с тем глава российских католиков не скрывает, что
католическая паства в истекшем десятилетии существенно не возросла. Это говорит
только о том, что, несмотря на миссионерскую активность католических
проповедников и не сравнимые с нашими материальные возможности католических
приходов, люди в России не отрекаются от отеческой веры. Таким образом, у нас
нет причин опасаться заметного роста католического влияния в России. Мы лишь
стремимся к взаимоуважительным и конструктивным отношениям с
Римско-католической церковью.
Хотел бы подчеркнуть: наша Церковь принципиально не приемлет
попыток перенесения на сферу межконфессиональных отношений идеологии и
принципов рыночной конкуренции.
Что же касается обвинений в "использовании двойного стандарта",
нам указывают на наличие в Западной Европе епархий Русской Православной Церкви.
Но, во-первых, православные священники окормляют в основном соотечественников и
единоверцев, находящихся за рубежом, а во-вторых, наши епархии до сих пор не
могут получить официальную регистрацию во Франции, Австрии или Аргентине, где
традиционно сильны позиции Ватикана.
Не всем известно также, что накануне обнародования решения о
католических епархиях в России Римский понтифик встречался с делегацией нашей
Церкви, приезжавшей по приглашению Ватикана в Ассизи. Но в тот момент Папа
Римский ни словом не обмолвился об уже принятом им решении.
Справедливости ради надо отметить, что Русская Православная
Церковь поддерживает добрые связи с отдельными католическими епархиями,
монастырями, учебными заведениями и благотворительными организациями, простыми
верующими Римско-католической церкви. Но это не те католики, которые приезжают
к нам с единственной целью — обратить в свою веру как можно больше российских
граждан. Поэтому ссылка кардинала Каспера на некую "помощь" нам католических
структур в данном случае абсолютно неправомерна. Тем более что некоторые
католические организации, сотрудничающие с нашей Церковью в образовательных,
социальных, благотворительных и иных программах, не скрывают своего негативного
отношения к односторонним действиям Ватикана в России.
— Не ощущаете ли вы давления со стороны политических сил
с целью изменить вашу позицию в контексте вообще процессов глобализации? Не
усилилась ли кампания по дискредитации Русской Православной Церкви?
— Мы не вправе игнорировать тот факт, что православная и католическая церкви
являются реальными и влиятельными духовными силами в Европе и в мире. Мы
убеждены, что Московский Патриархат, Ватикан, другие Поместные Православные и
иные европейские церкви призваны к взаимодействию с различными институтами
объединяющейся Европы во имя того, чтобы в ходе интеграционных процессов
религиозный фактор жизни народов не оказался вытеснен на периферию
общественного внимания.
Что касается вопроса о деятельности Ватикана в России в
контексте процессов глобализации, то мы не склонны усматривать здесь прямую
взаимосвязь. Вместе с тем претензии Ватикана на планетарное измерение
просматриваются вполне отчетливо. Практически это стремление проявляется в
практике прозелитизма, в жестоких утеснениях православного меньшинства
греко-католиками в западных областях Украины. В основе подобной политики лежит
нежелание считаться с традиционными религиозно-культурными ценностями
православных народов. Впрочем, история свидетельствует, что католическая
экспансия в России чаще всего хронологически совпадала с периодами временного
ослабления Русского государства и Православной Церкви. Достаточно вспомнить
попытки Ватикана завязать диалог с большевистским правительством в разгар
жесточайших гонений на Православную Церковь или активное участие
греко-католиков в деятельности националистических, прежде всего антирусских,
сил.
— Каковы могут быть условия примирения с Ватиканом?
— Как уже не раз заявлялось Русской Православной Церковью, имеется
принципиальная готовность к встрече ее Предстоятеля с Папой Римским Иоанном
Павлом II. Однако такая встреча может состояться лишь после того, как будет
выработана общая позиция по основным вопросам межцерковных отношений. В
частности, обе стороны должны осудить прозелитизм во всех его формах,
согласиться относительно недопустимости унии как метода достижения единства в
прошлом, настоящем и будущем, признать и неукоснительно соблюдать принцип
канонической территории. Иными словами, прежде всего должен найти окончательное
разрешение затянувшийся конфликт между греко-католиками и православными на
Западной Украине, где были фактически разгромлены три православные епархии —
Львовская, Тернопольская и Ивано-Франковская. Кроме того, Ватикан должен
отказаться от практики прозелитизма среди традиционно православного населения
России и стран СНГ.
— Возможен ли такой вариант возобновления диалога, при котором ваша
встреча с Папой Римским состоится на нейтральной территории?
— Встреча Предстоятеля Русской Православной Церкви с главой Ватикана однажды
уже планировалась и должна была состояться в Австрии в 1997 году. Была
проделана огромная подготовительная работа, стороны в предварительном
порядке согласовали чрезвычайно важные для будущего православно-католических
отношений итоговые документы. Однако этот шанс был упущен по вине католической
стороны, когда Папа Римский из уже подготовленных к подписанию документов
собственноручно исключил вопрос об отношениях между православными и
греко-католиками на Западной Украине.
Подобная встреча будет иметь смысл только в том случае, если
послужит уврачеванию доныне кровоточащих ран прошлого, реальному разрешению
болезненных проблем двусторонних отношений. Нас же пытаются убедить в том, что
главное — сам факт встречи Предстоятелей двух Церквей. Однако визит Папы
Римского на Украину свидетельствует: подобный формат встречи не способствует
решению накопившихся вопросов и чреват еще большим обострением существующих в
обществе разделений.
— Какие события в мире тревожат более всего вас? И что
вызывает оптимизм?
— Наше время богато тревожными тенденциями. Многие из них являют собой прямые
вызовы хрупкому миру на Земле и самой перспективе выживания человечества.
Традиционный мировой порядок, основанный на принципах суверенитета и
территориальной целостности государств, сегодня уступает место новому,
базирующемуся на принципе глобальной ответственности и "праве сильного".
Нравственным обоснованием мирового порядка становится не справедливость, а
своеволие. Сегодня мы стоим на пороге мироустройства, в котором любовь к
ближнему подменена политкорректностью, терпимость к чужим взглядам —
безразличием; нашему взору предстает мир, все устремления которого направлены
на получение прибыли любой ценой. Беспокоит и стремительное расползание очагов
напряженности по лицу Земли. На мой взгляд, в основе названных тревожных
явлений лежит определенное стремление к навязыванию миру культурной и
мировоззренческой унификации. Навязывание "универсальной формулы счастья" всем
народам без учета их культурного, этнического, религиозного и политического
своеобразия будет иметь разрушительные последствия.
В то же время осторожный оптимизм вызывает внимание,
оказываемое правительствами многих стран и европейскими международными
организациями мнению институтов гражданского общества, к числу которых
относятся и религиозные объединения. Нельзя считать религиозные убеждения людей
и целых народов исключительно частным делом, чем-то неважным, ведь для
верующего человека верность Богу и нравственная обязанность жить в соответствии
со своими убеждениями дороже самой жизни! Поэтому можно только приветствовать
готовность общества к тесному сотрудничеству с религиозными объединениями в
деле решения насущных проблем современности.
Сообщение Службы коммуникации ОВЦС МП
для органов информации от 15.05.2002
[an error occurred while processing this directive]
|