Пришли к мытарству шестому —
воровства. Здесь тоже немного дали злым
духам и прошли свободно.
Мытарство седьмое,
сребролюбия и скупости, прошли мы без
задержания, потому что я, по милости Божией,
никогда в жизни моей не заботилась о многом
приобретении и не была сребролюбива,
довольствуясь тем, что Бог давал; и не была
скупою, но что имела, усердно раздавала
нуждающимся.
Вошли мы в мытарство восьмое,
лихоимства. Представители же сего
мытарства, истязующие грехи взяточничества
и лести, ничего не имели против меня и
поэтому со злостью заскрежетали зубами,
когда мы безбедно уходили от них.
Вот мытарство девятое —
неправды и тщеславия. В них я была
невиновна, и скоро мы отправились оттуда.
Достигли мы и десятого
мытарства, мытарства зависти.
Благодатию Христовой и здесь ничего против
меня не имели злые духи: ни в памяти своей,
ни в книгах своих ничего в осуждение меня не
нашлось у них. И мы с радостью направились
далее.
Встретилось мытарство одиннадцатое,
где испытываются грехи гордости, но его
мы прошли совершенно свободно, так как я
оказалась невиновною в этом грехе.
Восходя дальше к небу, мы
встретили мытарство двенадцатое —
мытарство гнева. Счастлив человек,
который, живя, не испытывал гнева. И вот
старейший из злых духов', находившийся
здесь и сидевший на престоле, исполненный
ярости и гордости, с гневом приказал
находящимся тут слугам своим мучить и
истязать меня. Последние, как псы
облизываясь, начали доносить на меня. Они
открывали не только то, какие слова я
действительно с яростью и гневом когда-то
произнесла или каким словом кому повредила,
но говорили и о том, как я когда-то с гневом
посмотрела на своих детей, а в другой раз
слишком строго наказала их. Они представили все очень
живо, указав даже время, когда тот или иной
грех был мною совершен, и тех людей, на
которых я когда-то свой гнев изливала,
повторили даже подлинные мои слова, которые
я тогда произносила, и сказали, кто
присутствовал при этом. На все это Ангелы
ответили тем, что дали из ковчежца, и мы
отправились выше.
И встретилось нам
мытарство тринадцатое — злопамятства.
Как разбойники, подскочили к нам злые духи и,
испытывая меня, хотели что-либо найти,
записанное в хартиях своих, но так как, по
молитве святого Василия, ничего не нашли, то
зарыдали... Я во многом была грешна, но
любовь питала ко всем, и к великим и к малым,
никого никогда не оскорбляла, никогда не
помнила зла, никогда не мстила другим за зло...
И мы без остановки пошли дальше.
Одного из Ангелов,
сопровождавших меня, осмелилась я спросить:
«Умоляю тебя, скажи мне, откуда знают эти
злые духи, которые нам встречались в
мытарствах, кто и что в жизни сделал дурного?»
Ангел святой отвечал: «Всякий христианин
при святом крещении приемлет Ангела-хранителя,
который невидимо оберегает его от всего
дурного и наставляет на все доброе и
записывает все добрые дела, совершенные
этим человеком... С другой стороны, злой
ангел в течение всей жизни следит за злыми
делами человека и записывает их в своей
книге; он записывает все грехи, в которых,
как ты видела, испытываются люди,
проходящие мытарства и направляющиеся на
небо. Грехи эти могут возбранить душе вход в
рай и низвергнуть прямо в бездну, в которой
живут и сами злые духи. Там души эти будут
жить до второго пришествия Господа нашего
Иисуса Христа, если не имеют за собой благих
дел, которые бы могли вырвать их из рук диавола.
Люди, верующие в Святую Троицу,
приобщающиеся как можно чаще святых Тайн
Тела и Крови Христа Спасителя, имеют прямо
восход на небо, без всяких препятствий, и
святые Ангелы являются их защитниками, и
святые угодники Божий молятся о спасении
душ таких праведно поживших людей. О
злочестивых же и зловерных еретиках,
которые не совершают в жизни своей ничего
полезного, которые живут одним неверием и
ересью, никто не заботится, и в защиту их
Ангелы ничего не могут сказать.
Пришли в мытарство четырнадцатое
— разбойничества. В нем испытываются все
те, кто с гневом толкал кого-либо, или бил по
щекам, по плечам и шее жезлом, или палкой,
или каким-либо другим оружием. Святые
Ангелы, дав немного из ковчежца, провели
меня и чрез это мытарство без вреда.
Мы внезапно оказались в
мытарстве пятнадцатом — чародеяния,
обаяния, отравления наговорными травами, призывания
бесов. Здесь находились злые духи,
змееобразные по виду, для которых
единственная цель существования — это
вводить людей в соблазны и разврат. Ни один
из них не мог и слова сказать против меня,
так как в этих грехах я была невиновною. По
благодати Христовой мы скоро миновали и это
мытарство.
После этого я спросила у Ангелов,
сопровождавших меня: «За всякий ли грех,
который человек совершит в жизни, он в
мытарствах сих, после смерти, истязуется
или, быть может, возможно еще в жизни
загладить свой грех, чтобы очиститься от
него и здесь уже не мучиться за него. Я
просто трепещу от того, как подробно все
разбирается». Ангелы отвечали мне, что не
всех так испытывают в мытарствах, но только
подобных мне, не исповедавшихся
чистосердечно перед смертью. Если бы я исповедала
отцу духовному без всякого стыда и страха
все греховное и если бы получила от
духовного отца прощение, то я перешла бы
беспрепятственно все эти мытарства и ни в
одном грехе мне не пришлось бы быть
истязуемой. Но так как я не захотела
чистосердечно исповедать духовному отцу
своих грехов, то здесь и истязуют меня за
это.
Конечно, мне много помогало то,
что я в течение всей своей жизни желала и
старалась избегать греха. Тот, кто с
усердием стремится к покаянию, всегда
получает от Бога прощение, а чрез это и
свободный переход от жизни сей в блаженную
жизнь загробную. Духи злые, которые
находятся в мытарствах вместе со своими
писаниями, раскрывши их, ничего не находят
написанным, ибо Святой Дух делает невидимым
все написанное. И видят это они, и знают, что
все, записанное ими, изглажено благодаря
исповеди, и очень скорбят тогда. Если
человек еще жив, то они стараются снова на
этом месте вписать какие-нибудь другие
грехи. Велико, поистине, спасение человека в
исповеди!.. Она спасает его от многих бед и
несчастий, дает возможность
беспрепятственно пройти все мытарства и
приблизиться к Богу. Иные не исповедуются в
надежде, что будет еще время и для спасения,
и для оставления грехов; иные просто
стыдятся на исповеди высказать духовнику
свои грехи — вот такие-то люди будут
испытаны в мытарствах строго. Есть и такие,
которые стыдятся все высказать одному
духовному отцу, а избирают несколько, и одни
грехи одному духовнику открывают, другие —
другому и так далее; за такую исповедь они
будут наказаны и немало претерпят, проходя
мытарства.
Так мы шли и беседовали;
незаметно перед нами показалось мытарство шестнадцатое
— мытарство блуда. Истязатели этого
мытарства вскочили и, глядя на нас,
изумлялись тому, что мы достигли
беспрепятственно этого мытарства, и
несколько времени стояли как будто в
забытьи. Потом они принялись истязать меня,
причем говорили не только правду, но много
дали и ложных показаний, приводя в
подтверждение имена и места; здесь
задержались мы довольно долго.
Вот мытарство семнадцатое
— прелюбодеяния. Слуги этого мытарства
быстро подскочили ко мне и начали излагать
мои грехи: как я прежде, когда еще не служила
у святого отца нашего Василия, имела
супруга, которого мне дала моя госпожа, и
жила с ним, а когда-то с другими согрешила; и
очень много на меня клеветали. Святые
Ангелы и здесь защитили меня, и мы пошли
дальше.
Явились мы потом
на восемнадцатое мытарство — мытарство
содомских грехов, где истязуются все
противоестественные блудные грехи, и
вообще все сквернейшие, тайно совершаемые
дела, о которых, по слову апостола, срамно
есть и глагалати10. Я не
была виновна против грехов этого мытарства,
и мы скоро его миновали.
В то время, когда мы поднимались
выше, святые Ангелы сказали мне: «Ты видела
страшные и отвратительные блудные
мытарства; знай, что редкая душа минует их
свободно: весь мир во зле соблазнов и скверн,
все почти люди сластолюбивы; помышление
сердца человеческого — зло от юности его11',
мало умерщвляющих плотские похоти и мало
таких, которые бы свободно прошли мимо этих
мытарств. Большая часть, дошедши сюда,
погибает. Власти блудных мытарств хвалятся,
что они одни более всех прочих мытарств
пополняют огненное родство во
аде12. Благодари Бога,
Феодора, что ты миновала этих блудных
истязателей молитвами отца своего,
преподобного Василия. Более уже не увидишь
страха».
После этого мы
пришли на девятнадцатое мытарство —
которое носит название «идолослужение и
всякие ереси». Здесь ни в чем меня не
испытывали, и мы скоро миновали его.
Затем нам
встретилось мытарство двадцатое,
которое называется мытарством немилосердия
и жестокосердия. В этом мытарстве
записаны все немилостивые, жестокие,
суровые и ненавидящие. Когда кто не следует
заповеди Божией и немилосерд, то душа
такого человека, придя в это мытарство,
подвергнута будет разным истязаниям и
брошена в ад, и там затворят ее до общего
Воскресения. Такую душу Бог не помилует, так
как она ни убогому не подала куска хлеба, ни
нищего не успокоила, ни болящего не
посетила, не помиловала слабого и
обиженного, если не делом, то хотя словом
утешительным, и в его горе не поскорбела
вместе с ним, но, наоборот, совершала все
противоположное.
Когда мы пришли
сюда, князь сего мытарства показался мне
весьма и весьма жестоким, суровым и даже
унылым, как будто от продолжительной
болезни. Он плакал и рыдал; казалось, что он
дышит огнем немилосердия. Слуги его
подлетели ко мне, как пчелы, и начали меня
испытывать, но, не нашедши ничего, они
отошли; мы же, веселые и радостные,
отправились дальше.
И вот мы приблизились к вратам
небесным и вошли в них, радуясь, что
благополучно прошли горькие испытания в
мытарствах. Врата эти были как хрусталь, а
здания, которые здесь находились, блистали
как звезды. Стоявшие тут юноши в золотых
одеждах с радостью приняли нас, увидев, что
душа моя избежала горьких испытаний
воздушных мытарств... Когда мы шли, веселясь
и радуясь о спасении, вода, бывшая над
землей, расступилась, а позади снова
соединилась. Пришли мы на одно страшное
место, где были юноши, очень красивые, в
огненных одеждах. Они встретили нас,
радуясь тому, что душа моя спасена для
Царствия Божия, и пошли вместе с нами, поя
Божественную песнь.
Когда мы шли, вдруг на нас
спустилось облако, затем другое; пройдя еще
немного, мы увидели пред собой на
возвышении Престол Божий, весь белый,
просвещающий всех предстоящих пред ним.
Вокруг него стояли юноши весьма красивые,
блиставшие, одетые в прекрасные одежды...
Как рассказать тебе об этом, чадо мое
Григорий?.. Все, что я там видела, невозможно
ни понять, ни объяснить; ум омрачается
недоумением, и память исчезает — так что я
забыла, где нахожусь.
Приведшие меня святые Ангелы
подвели меня к Престолу Божию, и я
поклонилась невидимому Богу. Затем
услышала голос, говорящий: «Пройдите с нею и
покажите ей души праведных и грешных и все
обители святых, находящиеся в раю, и места в
преисподней, и потом дайте ей покой там, где
укажет угодник мой Василий».
Мы отправились по неведомому
пути и пришли в обители святых. Здесь
увидела я различные палаты, сотворенные
рукою Божией, искусно и красиво устроенные.
Я изумилась увиденному и с радостью
смотрела на все. Святой Ангел, показывая мне
обители святых, пояснял: «Это обитель
апостолов, а то — пророков и мучеников, а
другие обители — святителей, преподобных и
праведников». Когда мы вошли внутрь и
оказались посреди этих прекрасных обителей,
то святые встретили нас, радуясь о моем
спасении, и облобызали лобзанием духовным.
Затем привели меня в жилище патриарха
Авраама. Оно было заполнено славой и
радостью духовной, и ароматами благовонных
цветов. Были здесь различные палаты, какие
может устроить только Дух Божий. Мы увидели
множество младенцев, ликующих и
веселящихся. Я спросила водящих меня
Ангелов, что это за собор светоносных
младенцев, ликующих и веселящихся вокруг
этого святого старца? Ангелы ответили мне,
что старец — это патриарх Авраам, а собор
младенцев — это христианские младенцы.
Затем мы отправились осматривать
окрестности рая, красоту которых просто
невозможно описать.
Невозможно словами изобразить
то, что я видела и слышала; когда же пытаюсь
продолжить рассказ, на меня нападает страх
и трепет...
Затем меня повели в преисподнюю,
где Господь заключил сатану, связав его. Там
видела я ужасные муки. Оттуда мы
направились на запад, где я видела столь же
страшные муки, приготовленные для
грешников. Все это Ангелы показывали мне,
говоря: «Видишь, от каких бедствий ты
спасена благодаря молитвам святого
угодника?..» В страшных муках грешники
кричали и молили о помиловании их. О многих
тех мучениях тяжело и вспоминать.
Когда мы рассмотрели все это, то
один из Ангелов, сопровождавших меня,
сказал: «Знаешь, Феодора, что в мире есть
обычай: в сороковой день после смерти
оставшиеся в живых творят память по умершим;
так вот, там, на земле, сегодня поминает тебя
преподобный Василий».
Итак,
теперь, духовное чадо мое Григорий, по
прошествии сорока дней после разлучения
моей души с телом, я нахожусь в этом месте,
которое уготовано преподобному отцу нашему
Василию. Ты еще в мире, и преподобный
Василий тоже; он наставляет всех приходящих
к нему на путь истины и, приводя к покаянию,
многих обращает ко Господу. Иди за мной: мы
войдем в мои внутренние покои и ты
рассмотришь их. Здесь недавно, перед самым
твоим приходом, был преподобный Василий...»
Я пошел вслед за
ней, и мы вместе вошли туда. Когда мы шли, то
я заметил, что ее ризы были белы как снег. Мы
вошли во дворец, украшенный золотом;
посреди него росли различные
деревья с прекрасными плодами; посмотрев на
восток, я увидел роскошные палаты, светлые и
высокие. Здесь был большой трапезный стол,
на котором стояли золотые сосуды, весьма
дорогие. В сосудах этих находились овощи
разных сортов, от которых исходили чудные
благоухания.
Здесь
был и преподобный Василий. Он сидел на
прекрасном престоле. Здесь же, возле
трапезы, стояло множество людей, но лишь
похожих на тех, какие живут на земле, — они
имели очертания человеческие и были
окружены как бы солнечными лучами. Когда
они ели от трапезы, то она снова чудесно
наполнялась. Прекрасные юноши подавали им
кушанья. Они были препоясаны золотыми
ремнями, а на главах их были венцы,
сделанные из дорогого камня.
Феодора,
подойдя к святому Василию, стала просить
его обо мне. Преподобный, посмотрев на меня
с радостью, подозвал к себе. Я,
приблизившись, поклонился ему, по обычаю, до
земли, и он тихо сказал мне: «Бог помилует
тебя и простит, чадо мое!.. Он, Всемилостивый,
наградит тебя всеми небесными благами».
Подняв меня с земли, он продолжал: «Вот
Феодора; ты так сильно желал ее видеть и так
сильно просил меня об этом; вот ты видишь ее:
где она, и какой участи сподобилась ее душа
в этой загробной жизни». Обратившись к
Феодоре, преподобный сказал ей: «Иди с ним и
покажи сад мой. Пусть увидит красоту его».
Взяв меня за
правую руку, она привела меня к стене, в
которой были золотые врата и, открывши их,
ввела внутрь сада. Я увидел там
замечательно красивые деревья: листья на
них были золотые, украшены они были цветами,
от которых распространялось приятное
благоухание. Таких прекрасных деревьев
было бесчисленное множество; их ветви
преклонялись до земли от тяжести плодов.
Меня все это поразило. Феодора, обратившись
ко мне, спросила: «Чему ты удивляешься?.. Вот
если бы ты видел сад, называемый раем,
который насадил Сам Господь на востоке, как
бы ты тогда удивился!.. Наверное, ты поражен
был бы его величием и красотой; этот против
рая — ничто». Я умолял Феодору сказать мне,
кто насадил этот сад, подобного которому я
никогда не видел... Она отвечала, что я и не
мог видеть ничего подобного, так как
нахожусь еще на земле, а здесь все неземное,
и жизнь они здесь проводят неземную.
«Жизнь, полная
трудов и пота, — продолжала Феодора, —
какую проводил преподобный отец наш
Василий от юности до глубокой старости,
усиленные его молитвы, лишения, которые он
переносил, когда спал на голой земле,
претерпевая часто зной и мороз, питаясь
подчас только одной травой, — еще прежде,
чем пришел в Константинополь, — только
такая подвижническая жизнь послужила во
спасение ему самому и чрез него многим из
людей; только за такую жизнь и за молитвы
подобных подвижников Бог дает в загробной
жизни такие обители. Кто в земной своей
жизни переносит много скорбей и напастей,
кто строго хранит заповеди Господни и в
точности исполняет их, тот получает награду
и утешение в жизни загробной, как и святой
псалмопевец Давид сказал: Плоды трудов
своих снеси13.
Когда Феодора сказала, что
жизнь на Небе отличается от жизни земной, то
я невольно ощупал себя, как будто желая
узнать, во плоти ли я еще и, конечно,
убедился в этом. Чувства и помыслы мои были
чисты, и дух мой радовался от всего, что я
увидел. Я захотел возвратиться во дворец
теми же вратами, чрез которые вышел. Войдя
туда, за трапезой я уже никого не нашел.
Поклонившись Феодоре, я возвратился домой.
В это самое мгновение я проснулся и стал
размышлять: где я был и что было все то, что я
видел и слышал?..
Встав
со одра своего, я отправился к святому
Василию, чтобы от него узнать, было ли это
видение от Бога или от бесов. Придя к нему, я,
по обычаю, поклонился до земли. Он
благословил меня, приказал сесть вблизи
себя и спросил: «Знаешь ли, чадо, где ты был в
эту ночь?» Представившись не знающим, я
отвечал: «Нигде, отче, я не был; я спал на
своем одре». Преподобный сказал:
«Верно, ты действительно телом
почивал на своем одре, но духом ты был в
другом месте. Ты видел Феодору; когда ты
подходил к вратам Небесного Царства, она
тебя встретила с радостью, ввела внутрь
двора, показала тебе все, рассказала о своей
смерти и о всех мытарствах, которые
прошла.
Не по моему ли велению ты вошел
во дворец, где видел чудную трапезу и дивное
устройство ее; не видел ли там прекрасные
плоды: какова их сладость; каковы цветы,
каково питие и какие юноши служили у
трапезы? Не стоял ли ты в изумлении, глядя на
красоту этих палат?.. Не показал ли я тебе
Феодору, которую ты так желал видеть; не
узнал ли ты от нее, что она удостоилась
получить за свою благочестивую жизнь? Не по
моему ли повелению она ввела тебя в мой
прекрасный сад?.. Не это ли было в видении
твоем в сию ночь?.. Как же ты говоришь, что
ничего этого не видел?» Рассказав мне все,
что я видел, преподобный Василий просил
меня записать все виденное и слышанное на
пользу ближних.
Когда я это услышал от святого,
то уже нисколько не сомневался, что это было
не мечтание, не сон, но действительное
видение, посланное Господом Богом. Я
размышлял сам с собою: как велик у Бога сей
праведник, который был там и телом и душой и
все виденное и слышанное мною знает! Я
прослезился и сказал: «Правда, святый отче,
все было так, как ты рассказал, и я благодарю
Человеколюбца Владыку Господа нашего
Иисуса Христа, сподобившего меня видеть все
это и наставившего меня прибегнуть к тебе,
чтобы постоянно находиться под охраной
твоих молитв и насладиться видением таких
великих чудес».
Затем преподобный совершил
молитву и отпустил меня. Он имел обычай
часто бывать у своих духовных детей ради
духовной пользы их; ведь он был незаменимый
врач: молитвами исцелял как телесные, так и
душевные болезни. Был он и прозорлив: духом
провидел, кто из людей думает тайно сделать
кому-либо злое, и предупреждал об этом; был
пособником всем тем, которых постигали беды
и несчастья; постоянно
заботился о нищих и о сиротах;
всем приходящим к нему с твердой верой в
Господа давал благие советы и наставления,
утешал скорбящих; и все это он делал от
чистого, искреннего и любящего сердца.
Однажды,
когда я сидел молча в своей келлии,
вспоминая и сокрушаясь о своих грехах, у
меня как-то невольно явилась в голове мысль,
которая сильно заняла меня: «Насколько
искренна и велика вера евреев, боящихся
Бога!» Когда я думал об этом, мне невольно
припомнилось, в подтверждение этой мысли,
насколько был честен Авраам, праведен Исаак
и велик пред Богом Моисей, знамениями и
чудесами своими наказавший Египет. «Как же
они, — думал я, — могут не веровать в Бога,
давшего им Закон на горе Синайской и Своим
гласом научившего их десяти заповедям,
которые они приняли и строго и неуклонно
исполняют? Как они могут не веровать и не
почитать Бога, Который чрез Своего пророка
Моисея разделил для них Чермное море,
провел по безводной и бесплодной пустыне,
избавил их от египетских работ и послал им в
пустыне манну небесную?..» И, вспоминая все
то, что содержится в Ветхом Завете, и все,
что мною было прочитано об этом, я невольно
сказал сам себе: «Поистине они счастливый и
угодный Богу народ!» Но этого мало. Я снова
прочитал книги Закона их и долго признавал
свою мысль правильной и только наконец
опомнившись и как бы придя в сознание,
невольно воскликнул: «О мысль лукавая и
бесполезная! Я имею духовного отца, Богом
просвещенного и истину об этом знающего;
пойду и расскажу ему, и он мне все разъяснит.
Ведь известно, что если кто исповедует
духовному отцу своему все свои сомнения, то
получит облегчение от них; если же кто
скроет их в себе, тот
не Христов раб, но антихристов».
Встав, я тотчас же пошел к отцу моему
Василию.
В этот день были конские скачки,
куда собрался весь народ. Я уже давно не
ходил на это позорное зрелище, услышав об
этом грозные слова Иоанна Златоустого. И
вот, когда я пошел к святому и был близ этого
позорного зрелища, на месте, называемом
Диоптин, у меня вдруг явилось сильное
желание узнать, закончился ли первый бег
коней и, преследуемый этим желанием, я
невольно остановился и стал смотреть на это
позорное зрелище. Придя затем к святому, я
нашел его в молчальной келлии на молитве и,
войдя туда, сделал ему обычный поклон. Тогда
он, благословив меня и сотворив надо мною
молитву, сказал мне с великим гневом: «Вот
пришел ко мне человек, мудрствующий об
иудействе, который, прочитав книги Ветхого
Завета и не поняв его, прельщенный своей
мыслью, сказал сам себе: «Глубоко и искренно
веруют проклятые иудеи, темные, помраченные
и поистине слепые!» Вот истинный
толкователь Писания, который, достойно
восхваляя древних пророков, восклицает: «Как
свято иудеи соблюдают Закон тем, что в Бога
Небесного веруют!» Вот человек, который
оставил плач о грехах своих, перестал со
слезами молить об их прощении и помышлять о
том, как придется стать пред судилищем
Христовым, но говорит сам себе: «Как
искренно и глубоко веруют иудеи и не
соблазняются!» И не только это, но и на
ипподром14 зашел, где
неразумные люди радость бесам доставляют,
угождая им этим позорным зрелищем. Поистине
диавол внушил тебе эти мысли и тем самым
дважды заставил тебя согрешить!»
Я же, слушая это, сказал сам себе:
«Вот, пришло время услышать тебе обличение
твоим помыслам». Святой же продолжал: «Скажи
мне, отчего ты думаешь, что искренно веруют
иудеи?» Я в недоумении не знал, что ответить
ему. Тогда святой сказал опять: «Что это
значит, когда Господь сказал в Евангелии
Своем: Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца,
пославшего Его15. Видишь
ли ты теперь, как легкомысленны и далеки от
спасения те, которые, хотя и считаются
верующими в Бога, но Сына Божия не признают?
Или вот, в другом месте, сказал Господь
иудеям: Вы не знаете ни Меня, ни Отца Моего16.
Если они видели Его на сонмищах поучающим
их, тьму чудес творящим, с ними беседующим и
среди них пребывающим и не поняли Его как
следует, то как же они могут знать и
искренно веровать в Отца Его, Которого они
даже никогда и не видели! Это ли не безумная
мысль!
Или еще сказал
Господь иудеям: Я пришел во имя Отца Моего,
и не принимаете Меня, а другой придет во имя
свое, его примете17. Или
вот, в другом месте, Господь говорит: Се
оставляется вам дом ваш пуст18 Так
видишь ли, как Бог отринул их от Себя и
рассеял по всем концам вселенной и даже
самое имя их сделал ненавистным среди всех
народов, населяющих вселенную? Так было со
смоковницей, когда Господь, почувствовав
голод, подошел к ней и, не найдя на ней ни
одного плода, проклял ее, сказав: Да не
будет же от тебя плода вовек! 19
Под смоковницею разумеется народ еврейский.
Пришел Господь и не нашел в народе
еврейском плодов праведности. Ибо хотя этот
народ
по видимости и исполнял Закон
Божий, данный через Моисея, но плодов
праведности не приносил, за что и был
проклят и отвержен Богом.
Действительно, в древние
времена они веровали и исполняли Закон,
данный им от Бога, но в то время, когда
пришел на землю Иисус Христос, они уже не
поступали по Закону, ибо отказались от того,
что вводило свет в их Закон, — свет,
принесенный нам на землю Господом Иисусом
Христом, Который и есть Истинный Закон. Ведь
еще при кончине пророка Моисея Господь Бог
сказал ему: «Вот ты почиешь с отцами твоими,
и станет народ сей блудно ходить вслед
чужих богов той земли, в которую он вступает,
и оставит Меня, и нарушит завет Мой, который
Я поставил с ним; и возгорится гнев Мой на
него в тот день, и Я оставлю их и скрою лицо
Мое от них, и он истреблен будет, и постигнут
его многие бедствия и скорби»20.
Видишь, чадо Григорий, они
совершенно отвергнуты Богом и исповедуемый
ими теперь закон ложен и бесплоден. Смотри
же, чадо, и помни, что после пришествия
Иисуса Христа от евреев не было ни одного
пророка, ни одного праведника.
Или как говорит о них пророк
Давид: Да воскреснет Бог и расточатся
врази Его21. Когда Господь
наш Иисус Христос в третий день воскрес из
мертвых, а через сорок дней вознесся на
Небеса и когда святые Его ученики пошли во
все концы вселенной проповедовать Святое
Евангелие, то над Иудеей снова разразился
гнев Божий. К ним явился Тит и пришел
Веспасиан22, и за свои
беззакония евреи были рассеяны
во все концы вселенной, как сказал о них
пророк Давид: Не соберу соборы их от
кровей, ни помяну же имен их устнами моими23
.
Святой же Иоанн в
Откровении своем так говорит о них: Говорят
о себе, что они иудеи, а они не таковы, но —
сборище сатанинское24. Они
уже больше не сонм Израилев и не сыны Божий,
но сонм сатанин; когда они соберутся в свое
сонмище в субботу, то не Господь среди них, а
сатана присутствует на их сонмищах, радуясь
тому, что они отвергли Сына Божия и кровь
Его клятвою обратили на себя и на детей
своих. За это Бог отвратился от них, и вера
их никогда уже больше не утвердится, как
было в начале. Ибо теперь сатана взял их в
свое достояние и наложил на них свое
мерзкое имя, так что они теперь уже сыны
диавола и часть антихристова. Прежде они
были сыны Царствия Божия, теперь же они
изгнаны оттуда, и их место займут те
язычники, которые уверовали во Святую
Троицу, — Новый Израиль, христианский народ,
который составляем мы.
Знай же это, чадо
Григорий, отвергни от себя греховные
мудрствования и глубоко веруй в то, что если
кто не верует, что Господь Иисус Христос
есть Сын Божий, пришедший спасти мир, тот
проклят будет. Если же кто и верует во
Святую Троицу, а не исповедует, что Господь
наш Иисус Христос воплотился от Святой Девы
Марии, и был совершенным Богом и
совершенным Человеком, и даровал нам Своим
Крестом жизнь, и спасение, и примирение, и
милость Отца Небесного, то гнев Божий
пребывает на таковом, и будет он проклят, и
всякие беды постигнут его и теперь и в
будущем веке».
Сказав это,
преподобный умолк. Тогда я обратился к нему:
«Благодарю тебя, отче святый, великую
пользу принес ты мне своими словами; но еще
осмелюсь просить тебя, помолись обо мне
Богу, да пошлет Он мне какое-нибудь знамение
и утвердит этим мое маловерие». Он же
ответил мне: «Велика просьба твоя, чадо, но
знаю, что Господь никого не хочет погубить,
а всех желает спасти и направить на путь
истинный. Он все сотворит, что послужит тебе
на пользу, все пошлет, о чем ты с верою
будешь просить Его», — и отпустил меня с
миром.
Приводится
по книге "Посмертные мытарства души и
Страшный Суд Божий", М., 2000, Даниловский
Благовестник
1
Лев VI Мудрый — византийский император с 886
по 912 гг. Александр — его брат и соправитель.
2
Асия — западная провинция Византийской
империи, включающая города Эфес, Лаодикию,
Филадельфию, Смирну и др.
3
Патриций — высокий сановник империи; со
времени Константина Великого до начала XI в.
— высший чин придворного ведомства явился
и как его имя... На эти вопросы Самона святой
Василий не дал ответа. Тогда Самон приказал
подвергнуть святого праведника жестокой
пытке: раздеть его и бить воловьими жилами.
Но и при помощи этих истязаний ему не
удалось ничего узнать от святого. Избитого
до полусмерти на руках отнесли в темницу и в
ней заключили. На другой день жестокий
Самон снова послал своих слуг в темницу и
приказал им привести святого для нового
допроса и, значит, для нового мучения; но
каково же было изумление его слуг, когда они,
подойдя к темнице, увидели, что темница
заперта, а святой Василий стоит вне ее
совершенно здрав и невредим.
4
Противоестественные грехи, которые были
особенно распространены в библейском
городе Содоме, за что Господь и истребил его,
вместе с Гоморрой, с лица земли (Быт. 18, 20;19,
24-25).
5
Нервная болезнь, сопровождающаяся
своеобразным судорожным расстройством
движений; в XIV в. в Германии так именовалось
психическое заболевание с характерным
двигательным возбуждением и пляской; по
преданию, эти больные находили исцеление
при посещении часовни, посвященной св.
Витту.
6
Роман I Лекапен, соправитель Константина VIII
(Багрянородного) с 919 по 948 гг.
7
Константин VIII Багрянородный —
византийский император с 912 по 959 гг.
8 Сын
Константина Багрянородного Роман II занимал
византийский престол с 959 по 963 гг.
9 Эфиопами (по
названию народа, населяющего область
Африки к юго-востоку от
Египта, отличающегося черным цветом кожи)
христианские писатели часто называют
мрачных духов злобы.
10 Еф. 5, 12.
11 Быт. 8, 21.
12 Т. е.
пополняют число низвергнутых на дно ада и
таким образом вступающих как бы в родство
со злыми духами, подвергаясь с ними
одинаковой участи.
13 Пс. 127, 2.
14
Место, где проводятся конские скачки.
15Ин.
5, 23.
16
Ин. 8, 19.
17
Ин. 5, 43.
18Мф. 23, 38.
19
Мф. 21, 19.
20
Втор. 31, 16—17. Неточн. цитата.
21
Пс. 67, 2.
22
Имеется ввиду разрушение Иерусалима Титом,
сыном римского императора Веспасиана (69—79
гг.), впоследствии императором (79—81 гг.).
23
Пс. 15, 4.
24
Откр. 2, 9; 3, 9. [an error occurred while processing this directive]
|