Как
первая, наиболее строгая, седмица Великого поста увенчивается торжеством
Православия, так весь Великий пост в целом увенчивается и освящается
драгоценнейшим для нас, христиан, знамением Честного и Животворящего Креста
Господня, возвышающимся посреди его и как бы осеняющим собою все течение его.
В самой середине поста Крест торжественно выносится из алтаря и
перед ним совершается земное поклонение с исполнением при этом особых
умилительных песнопений. Это поклонение Кресту продолжается затем в течение
всей четвертой седмицы поста, которая и называется поэтому "крестопоклонной".
Что это значит?
Крест выносится для того, чтобы поднять наш дух и воодушевить
нас к дальнейшему прохождению подвига поста, напомнив нам, что все мы,
христиане,— крестоносцы, и что, если мы не напрасно носим великое и славное имя
последователей Христовых, мы должны в жизни своей уподобляться Христу в
крестоношении и самораспятии, как Он Сам нас учил: "Иже хощет по Мне ити, да
отвержется себе,
н возмет Кресгь свой, и по Мне грядет"(Марк. 8, 34) и как
наставлял христиан великий Апостол язы\ков св. Павел: "Иже Христовы суть, плоть
распяша со страстьми и похотьми" (Галат. 5, 24).Постничество, понимаемое, как
всестороннее воздержание и самоограничение, и есть то "само,' распятие",
которое от нас требуется, если мы не на словах только, но и на деле хотим быть
истинными христианами. А Великий пост, который мы ежегодно проходим, есть не
что иное, как только с и м в о л всего течение истиннохристианской жизни, и
одновременно — ежегодное упражнение в подвиге христианской жизни и, вместе с
тем,— ежегодное напоминание о том, как должен жить истинный христианинъ.
Каждый истинный христианин есть п о д в и ж н и к , и без
подвига нет и не может быть истинно-христианской жизни, ибо для того, чтобы
стать христианином, необходимо нудить себя, принуждать себя во всем — делать не
то, что внушает нам наша растленная грехом природа, а то, что повелеваеть закон
Божий: по мудрой нашей народной поговорке, — "жить не так, как хочется, а так,
как Бог велит".
Этого подвига и ждет от нас наш Подвигоположник-Христос,
сказавший ясно: "Подвизайтеся внити сквозе тесная врата" (Лук. 13, 24), "ибо
широки врата и пространен путь, ведущие в пагубу, и многие идут ими; потому что
тесны врата и узок путь, ведущие в живот, и мало их есть, иже обретают его (Мф.
7, 13-14).
"Царствие Божие, по словам Самого же Христа-Спасителя, "силою
берется, и употребляющие усилие восхищают его" (Матф. 11, 12).
А в чем состоит этот подвиг, объясняет св. Апостол Павел,
говорящий: "Подвизаяйся, от всех воздержится" (1 Кор. 9, 25), то есть он
состоит во всестороннем воздержании телесном и душевном, о чем и учит нас св.
Церковь и о чем напоминает нам особенно Великим Постомъ. Яи На этот подвиг
воздержание и воодушевляет
нас Крест Господень, износимый на середину храма для
поклонения.
"Вам больно, вам тяжело, вы ропщете", как бы так говорит при
этом св. Церковь: "а каково было Господу страдать за вас на этом Кресте? Ведь
страдание Его были несравненно больше вашихъ. Однако, Он все претерпел, дабы
спасти вас! Потерпите же и вы немного, ради Него и во Имя Его! Тем более, что
это терпение ваше и не Ему и никому иному, а только вам, лично вам самим
необходимо и спасительно. Вспомните про Его великую любовь к вам, какую Он
проявил к вам, добровольно отдав Себя на эти мучительные крестные муки и на
поносную смерть, и — воспряньте духом. Любовь Его и чудодейственная сила
крестная поддержит вас и поможет вам совершить во славу Его ваш постный подвиг
и приведет вас чрез пучину поста к великой радости светоносного дня Воскресение
Христова".
Вот почему износимый в неделю Крестопокдонную Крест Господень
уподобляется в нашем богослужении райскому "древу жизни", тому древу, которое
усладило во время четыредесятилетняго странствование народа Божие по пустыне
горькие воды Мерры, и "сеннолиственному древу", под тенью которого
останавливаются для прохлаждения и отдыха утомленные путники, ведомые в
обетованную землю вечного наследие (см. синаксарь в Нед. крест.).
Вместе с тем, благовестие о Кресте Господнем и поклонение ему
среди Четыредесятницы утешительно преднапоминает нам и о приближающемся светлом
празднике Воскресение Христова. При торжественной встрече военачальника,
победно возвращающегося с поля битвы, обыкновенно предшествовали ему его
победные знаки: так Пасхе Христовой — шествию Победителя греха и смерти
предшествует знак Его победы, Его "оружие непобедимое" — Честный и Животворящий
Крестъ. Потому-то с прославлением Креста Господня неразлучно соединено и
прославление Его воскресения, каке и поется при поклонении Кресту:
"Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое
славим".
Это же напоминает нам и о том, что, если мы, постясь, со
Христом страждем, сораспинаемся Ему, то с Ним и прославимся — если с Ним
умираем, то с Ним и воскреснем. Как Крест Христов привел к победе над смертью и
светлой радости Воскресения, так и личный крест каждого христианина, который он
несет во Имя Христово, приведегь к тому же — к радостному воскресению из
мертвых и новой жизни во Христе — вечному нескончаемому блаженству в
"невечернем дни Царствие Христова" — в чертогах райских.
Итак, Великий пост с его средоточным пунктом, Неделей
Крестопоклонной напоминает нам, что жизнь истинного христианина есть подвиг :
она есть крест самораспятия, который приводит к светлой радости Воскресения.
В этом — существо истинно-христианского, православного учение о
спасении, и кто это отрицает, тот не христианин. Но как много в наше время
является людей, называющих себя "христианами", и порою даже <христианами
православными", которые отвергают значение подвига для спасение и отметают
воздержание, как ненужное и бессмысленное, теоретически ли то или хотя бы
только практически.
Вот это — один из самых ярких симптомов стремительно ширящегося
в наши дни "отступления".
Ибо тот, кто не желает "распинать плоть свою со страстьми и
похотьми", по заповеди Апостола, кто отметает пост, установленный св. Церковью
и признает ненужным подвиг воздержания, тот и не Xристов — тот не христианин.
Весьма характерно, что эти люди и не чтут как должно Креста
Господня, суеверно боятся его, а самые крайние из них даже ругаются над ним,
кощунственно называя это спасительное для нас и священное древо "виселицей".
И они делают все возможное, чтобы удалить отовсюду из
современной жизни всякое напоминание о Кресте, заменяя его всякими другими
символами и эмблемами: ничто не должно, по "чьим-то" предначертаниям,
напоминать современному человеку о "непобедимом оружии", которым сокрушена
власть диавола, дана победа над грехом и дарована человеку вечная нетленная
жизнь.
Страшная борьба ведется теперь в мире и против "Живоносного
Креста" и против "благочестия", или же жизни христианской по вере, "непобедимой
победой" коей является Крест. Борьба эта ведется в разных формах и видах,
применительно к разным людям, условиям жизни и обстановке. Борьба эта ведется
явно, напоминая собою гонение первых времен христианства, ведется она и тайно,
скрыто, но не менее зло и интенсивно.
Но что особенно страшно, это то, что к этой борьбе привлекаются
не только явные враги Креста Христова и христианского благочестия, но и те, кто
сами себя считают и называют "христианами" и даже *христианскими пастырями".
У нас в России это были "живоцерковники" и "обновленцы",
которые пытались широко развернуть свою "работу", опираясь на богоборческую
власть, но простой верующий народ отверг их, сразу почувствовав сердцем дух
Отступление в них, несмотря на красивые слова, которые они усиленно расточали,
обещая даже "возродить первохристианство", конечно, льстиво и неискренно. В
действительности, главной их задачей было — убрать из Православной Церкви все,
что стесняет и ограничивает плоть, дать полную свободу всем низменным страстям,
тоесть объявить ненужным тот подвиг самораспятия, в котором как раз и
заключается сущность христианского благочестия, или жизни по вере.
Замыслы "живоцерковников" и "обновленцев" в самой России,
ставшей СССР, тогда провалились, но "реформаторские" идеи их продолжали жить,
перекинувшись в другие православные страны, где вскоре нашли себе благодарную
почву среди духовных лиц, получивших образование в западных протестантских
школах. Нет ничего удивительного, что приверженцев этих идей так потянуло к
протестантам, основавшим к тому времени "экуменическое движение". Надо знать и
помнить, что протестантизм, с самого начала, отверг подвиг в христианстве,
провозгласив, что для спасение достаточно одной только веры, что практически и
показал своим собственным примером сам основатель протестантизма
римско-католический монах Мартин Лютер, поправший свое монашество и женившийся
на монахине.
Все, что было в поместных православных церквах отравлено духом
"живоцерковничества" и "обновленчества", с большой охотой и даже восторженно
примкнуло к мощно развернувшемуся "экуменическому движению", пуская в начале
"пыль в глаза" ревнителям подлинного Православия, будто они делают это для
того, "чтобы свидетельствовать перед инославными истину Православия". Теперь
уже стало вполне ясным, что это были лишь одни слова, ибо публичные
высказывание этих "православных экуменистов" ярко свидетельствуют как раз об
обратном — об их отступлении от Православия.
Ныне мы стоим перед мрачным и грозным фактом: почти все
поместные православные церкви, в лице своих возглавителей, вступили в
"экуменическое движение", то есть, иными словами, отреклись от истинного
Православие и стали на путь "живоцерковничества" и "обновленчества", то есть —
на путь Отступления.
Как нам нужно теперь тщательно беречь себя, чтобы не увлечься
этим общим дурным примером, не заразиться им и не изменить, подобно многим
другим, истинному Православию!
Для этого нам необходимо твердо помнить, что истинное
христианство — это вера крестная, и что мы, христиане, взирая на Живоносный
Крест нашего ПодвигоположникаХриста, должны и сами, взяв каждый "крест свой",
идти за Христом путем подвига, путем всестороннего воздержание и
самоограничения. Мы должны крепко блюсти и исполнять не только евангельские
заповеди,
но и канонические правила нашей Церкви, и, в первую очередь,
именно те из них которые предъявляют те или иные нравственные требования, как к
верующим мирянам, так особенно — к священнослужителям, регулируя, таким
образом, аскетический строй жизни в нашей Церкви, без которого нет и не может
быть подлинного православного благочестия. Нельзя эти правила легкомысленно
нарушать или как-то обходить. Только строгое следование всем каноническим
правилам, на отмену коих так усиленно покушались "живоцерковники" и
"обновленцы", может спасти нас от полного внутреннего развала и духовной
анархии. Иначе мы можем дойти до того, что все будет позволено, и не останется
вообще ничего святого.
Вот этого-то в наше страшное время повального Отступление и
нужно больше всего бояться!
Бесполезно укреплять внешнюю дисциплину, когда внутренняя
дисциплина духа будет расшатана, когда соль окажется обуявшей!
Не дай Бог, чтобы и к нам относились укорительные слова св.
Апостола Павла; "Многие поступаюгь, как враги Креста Христова: их конец —
погибель, их Бог — чрево, и слава их — в сраме: они мыслят о земном" (Фил. 3,
18-19).
"Аще Бог наш нас ради распятся", увещевает нас св. Церковь: "колико
подобает нам Его ради деяти, облегчая же болезни наша предложением Владычних
скробей, и воспоминанием и упованием, Крестом Славы... да и спрославимся Ему"
(Синаксарь нед. крест.).
Аминь.
"Портал-Credo.ru",
28.03.2003
[an error occurred while processing this directive]
|