«Небеса
поведают Славу Божию, творение лее руку Его возвещает твердь» (Пс. 18,2). «Да
восхвалят имя Господне: яко вознесеся имя Того Единого, исповедание Его на
земли и на небеси» (Пс.148,13). Так говорит нам Священное Писание. Славу Божию
возвещает вся тварь видимая и невидимая.
Мы, люди, - творение рук Его по образу и подобию Божию. И
поэтому от нас зависит прославление и исповедание имени Господа нашего Иисуса
Христа на земле. А это исповедание заключено в нашей жизни.
Но бывает, дорогие, что ждёт Господь от нас той жизни, которой
мы должны бы прославлять Его, а её нет - ушли мы от чистоты православия и
незаметно слились с мутным потоком всякого нестроения и безбожия. И очень
скорбно бывает, когда в числе таковых мы видим тех, кто призван пасти словесное
стадо Христово. Они не радят о спасении не только своих душ, но и душ,
врученных им Самим Господом нашим Иисусом Христом.
Во времена жизни старца Павла Таганрогского приехал в Тагонрог
один раб Божий. Зашел в храм, постоял, помолился. Ему очень понравилась
Божественная Литургия, молиться было легко, и как-то незаметно прошла служба.
Затем он приехал к старцу Павлу, попросил принять его, утвердить в вере,
наставить на путь истинный. Старец Павел принял его и говорит:
- Пока есть время, сходи в соседний храм, помолись там, потом
придёшь и мы с тобой побеседуем. Юноша пошел в указанный храм. Отстоял службу,
приходит к старцу, а тот спрашивает его: - Ну, как?
Юноша мнётся, боится отвечать.
- Да ты не бойся, скажи, что видел.
- Да видишь что, отче... В том храме, куда я первый раз зашел с
утра на службу, там было как-то легко... И хотя служба совершалась, как и
везде, я не заметил её длительности. А здесь, и это удивительно, я увидел, что
службу совершают светлые Ангелы, а все священнослужители связаны, и почему-то
никто не видит, что они связаны, и не удивляются - стоят на службе, молятся...
И вот старец говорит:
- Понял ли ты, как отличается служба от службы? Как отличаются
священнослужители от священнослужителей? Но знай, что если даже священник будет
жить в пороках и страстях - за него совершает службу Ангел.
Вот и мы иногда соблазняемся и думаем, что невозможно идти в
храм по каким-то причинам, и сомневаемся. А сомневаться не нужно. Не будем
смотреть ни на кого, будем смотреть только на свою душу: что мы приобрели для
неё, как мы её очистили и приуготовили для соединения с Богом.
Преподобного Нектария Оптинского спросили:
- Батюшка, скажи, когда будет пришествие антихриста?
Он ответил на это:
- Сходите, спросите у монахов монастыря.
И когда они спросили у монахов, то те сказали им:
- Что вы ищете и ждёте этого пришествия? Вам нужно прежде всего
позаботиться о своей душе. Очистите душу, приуготовьте её к встрече с Богом. А
когда придёт антихрист, Господь Сам вам откроет и не нужно будет никого
вопрошать.
Рабам Своим Господь это открывает. Одному иноку в сонном
видении было открыто: он увидел очень много Святых на горизонте, и до конца
неба осталась только маленькая полоска, которую должны были заполнить эти
Святые. А когда восполнится число Праведных на небе, тогда придёт конец.
Апостол Иоанн Богослов в Откровении увидел души убиенных за слово Божие. «И
возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка святый и истинный, не
судишь и не мстишь .живущим па земле за кровь пашу? И даны были каждому из них
одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились ещё на малое время, пока и
сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число»
(Откр.6,10-11).
«Да, Церковь сокращается, - говорил преподобный Нектарий, - то
была по окружности очень большая православная Церковь, а сейчас всё
уменьшается, и малый круг стал этой Церкви, а перед пришествием антихриста в
мире будет только один православный епископ, один православный священник и один
православный христианин». Его слова, конечно, пророческие. Он много говорил и о
тех временах, которые должны были прийти: о революции, о разрушении монастырей.
Говорил: «Будут времена очень тяжелые». А одной прихожанке из Козельска сказал:
- Прошу тебя, пусти меня на квартиру.
Та недоумевает:
- Батюшка, ты же в монастыре живёшь!
- Не будет монастырей, разрушат, и нас всех отсюда изгонят.
Пришло время: и монастыри разрушили, и монахов разогнали.
Старец Нектарий действительно потом жил на квартире у одного христианина.
И вот, дорогие, сейчас более всего нужно заботиться о своей
душе. В Болгарии некогда умер один 14-летний юноша. Его принесли на кладбище
для погребения, но он вдруг ожил и стал очень сильно плакать. Когда его
успокоили и спросили, о чем он плачет, то он сказал: «Я был в том месте, где
мучаются грешники, но я видел и Матерь Божию, Которая очень сильно плачет и
изнемогает в молитвах к Богу о помиловании людей. Она сказала мне: «Передай
людям, что уже нет сил держать Покров Мой над ними, уже нет сил плакать и
молиться. Я изнемогаю. Попроси людей, чтобы они не грешили».
Эти слова относятся к нам. Мы живём под Покровом Пресвятой
Богородицы, но грешить мы не перестаём. Силы у Матери Божией уже иссякают. И
скоро, вероятно, Покров Её уберётся от нас, и тогда мы останемся беззащитными.
И как овец без пастыря начинают терзать волки - то же будет и с нами без
Покрова Пресвятой Богородицы.
Жизнь наша умаляется. Год от года мы приближаемся к вечности.
Но никто из нас не приуготовляет себя к ней. В храм ходим редко. Если пришли
причащаемся недостойно, может быть в суд и в осуждение. Молиться мы не молимся,
хотя нам заповедано: «Непрестанно молитесь». А сколько всяких слов мы
произносим устами нашими за день - и так легко это нам даётся! Если бы мы так
молились, то сколько можно было бы прочитать Иисусовых молитв за день! Но
почему-то нам не хочется этого делать, появляются какие-то препятствия, и мы
начинаем всячески себя оправдывать, лишь бы не читать эту молитву, которая
спасает не только наши души, но и души наших ближних. Потому что, когда мы
читаем: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас грешных», мы молимся о
всех христианах, живущих на земле.
Мы знаем, что на небе беспрестанно, день и ночь, воспевается
славословие Богу: гам нет «ночи» (в нашем понимании), потому что там нет
времени, там - вечность, и все Силы Небесные вкупе с душами Праведных взывают:
«Свят, свят, свят Господь Бог Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея!» Они
поют эту песнь для того, чтобы прославлять своего Создателя и Промыслителя, с
Которым они живут в Славе неизреченной. И ради этой Славы, этой великой
Благодати, которой они сподобились, они воспевают песнь хвалы и прославляют ею
Бога. Вот и мы сегодня присутствовали в храме Божьем, который является земным
небом. Мы слышали песнопения Церкви и своими недостойными устами славили этими
песнопениями Бога. Но, к сожалению, устами мы действительно поём, сердце же у
нас остаётся холодным и бесчувственным. Нам кажется, что небесная жизнь от нас
как будто далека и всё это от нас закрыто. Но это не так на самом деле. Небо,
Царство Небесное, предуготовано для каждого человека, только ему нужно быть
чистым, чтобы войти в это Царство Славы и со всем сонмом Святых сподобиться
прославлять Бога. Да, нам трудно сейчас в нашей земной жизни устоять от великих
соблазнов, которые год от года и день ото дня умножаются. Но это не должно нас
расслаблять. Если преподобный Нектарий говорил: «Останется три человека во всей
Церкви земной», то мы должны сейчас тем более вооружаться молитвой, постом и
добрыми делами. А как молиться, мы сегодня слышали в Евангельском чтении о
мытаре и фарисее. Мытарь ударял себя в грудь, сознавая своё недостоинство, видя
свои грехи, не смея взирать на небо. Он только вопиял: «Боже, буди милостив мне
грешному!» Он вопиял зная, что только Бог снимет с него все его согрешения,
только от Него зависит его помилование, и только Он может даровать ему
вечноблаженную жизнь с Собой. Будем же и мы так, дорогие, молиться: «Боже, буди
милостив нам грешным!» Аминь.
Проповедь епископа
Никона,
Воскресенье, 4 февраля 2001 года,
Неделя о мытаре и фарисее[an error occurred while processing this directive] |