Правовой комментарий и пути решения проблемы
Каждой общине
православных христиан, зарегистрировавшейся в качестве юридического лица,
присваивается идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), независимо от
наличия обязанности по уплате налогов, а также регистрационный номер по факту
государственной регистрации в качестве юридического лица (с выходом
федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц» - основной
регистрационный номер (ОГРН)).
По своей
структуре и назначению и ОГРН, и ИНН являются идентификационными кодами
(идентификаторами), не имеющими иного назначения, кроме как быть наименованием
общины православных христиан в соответствующих базах информационных ресурсов:
ИНН – в Едином
государственном реестре налогоплательщиков и во всех отношениях, затронутых
актами МНС РФ,
ОГРН – в Едином
государственном реестре юридических лиц и во всех общественных отношениях,
может быть, кроме внутрицерковных.
Название общины,
например, «Приход Святой Троицы» с момента присвоения идентификационного кода
перестает быть названием общины, а становится сведением об общине (как бы
псевдонимом), наименованием же общины становится с этого момента
идентификационный код. Иного назначения (независимо от степени применения в
переходный период к информационному обществу, который сейчас переживает Россия)
у идентификационных кодов нет и быть не может по самому определению
идентификатора в области информационных технологий и в информационном обществе,
которое успешно создается в России в соответствии с государственной программой
«Электронная Россия». Идентификационные коды применяются для автоматической
идентификации, то есть для ввода сведений об объектах учета в
автоматизированную систему. Формируются и применяются идентификационные коды в
зависимости от применяемого стандарта автоматической идентификации.
В настоящее время
в России утвержден целый ряд стандартов автоматической идентификации, по
которым идентификационные коды формируются как штриховые. Так как люди не могут
читать штриховую запись без применения дополнительных средств, то в качестве
визуальных знаков обозначения штрихкода применяются арабские цифры или буквы,
которые надлежит записывать под идентификационным кодом. В Свидетельствах о
государственной регистрации или о постановке на учет в налоговом органе
православные видят не сам идентификационный код – наименование общины, а
доступное для восприятия человека его визуальное отображение в виде арабских
цифр.* В соответствии со стандартом автоматической идентификации ЕАН в
идентификационный код – штрихкод, входит антихристианская символика – число
666.
Данный факт
доказан целым рядом российских и зарубежных ученых. Приведем известные нам
исследования: «Штриховой код и число 666. Подробный технический анализ. Обитель
преподобного Григория, 23 июня 1997 года (Афон), исследование выполнено
дипломированными программистами о.Лукой и о.Продромом; исследование кандидата
технических наук Ахрамеева В. и кандидата технических наук Башкирова И.,
исследования кандидата технических наук Ипатова А.
Идентификационные
коды применяются для идентификации (наименования) любых объектов учета без
каких- либо ограничений в зависимости на вид объекта. Все ныне утвержденные
стандарты автоматической идентификации (штрихового кодирования) являются
взаимозаменяемыми. Таким образом, даже если наименование (идентификационный
код), данное той или иной общине, выполнено в одном стандарте, который не
предусматривает вхождение в идентификационный код антихристианской символики,
оно легко может быть выполнено в другом, предусматривающем такое неприемлемое
для православных обстоятельство. Никаких запретов на применение стандартов,
предусматривающих вхождение в идентификационный код антихристианской символики,
не существует ни в мире, ни в России.
Таким образом, в
результате государственной регистрации общинам православных христиан
присваиваются наименования, в которые входит антихристианская символика. Это
недопустимо, и как действие, оскорбляющее религиозные чувства верующих,
запрещено нормами федерального законодательства.
Правовое
положение православной общины особенное, принципиально отличающееся от
правового положения других видов юридических лиц.
А именно.
Возникновение и прекращение существования православной общины не связано с
государственной регистрацией в качестве юридического лица. Православная община
по закону может существовать как в качестве религиозной организации с
образованием юридического лица, так и в качестве православной группы без
государственной регистрации в качестве юридического лица. Православная община
образуется по добровольному согласию верующих граждан православного
вероисповедания и начинает свою деятельность после благословения епархиального
архиерея.
Почти все другие
виды юридических лиц возникают только в момент государственной регистрации и
прекращают свое существование в момент ликвидации в качестве юридического лица.
Правоспособность
общины, не имеющей регистрации в качестве юридического лица не включает
правоспособность, которой обладают юридические лица: не имеет самостоятельного
баланса, счета в банке, имуществом владеет только на правах пользователя, не
нанимает на работу и не может осуществлять реализацию товаров и услуг. «Не
имущество церковное и даже не молитвенное здание дает жизнь приходу, а верующие
прихожане и священник.» (Архиепископ Ермоген (Калужский)).
Однако, сегодня в
рамках закона религиозная группа может успешно осуществлять всю ту
деятельность, которую осуществляет будучи религиозной организацией –
юридическим лицом.
Строительство,
ремонт, восстановление и поддержание зданий храмов, реализация соответствующей
продукции может вестись через благотворительные фонды, средства на
существование религиозной группы поступают в форме благотворительных взносов
прихожан, а также организации.
Многие общины,
которые уже осознали неприемлемость использования идентификационных кодов,
сегодня фактически так и существуют, стараясь не пользоваться ими.
С выходом закона
«О государственной регистрации юридических лиц» все общины, зарегистрированные
до июля 2002 года, должны подать в местные налоговые органы, которые теперь
осуществляют запись в ЕГРЮЛ с присвоение ОГРН, сведения об учредителях,
законных представителях, прежнем регистрационном номере. Для замены его на ОГРН.
Таким образом, в третий раз каждая община встает перед выбором, получать и
использовать в дальнейшем идентификационные коды (ИНН и ОГРН) или предпринять,
наконец, пока еще это возможно в рамках закона, попытки для создания
специального порядка госрегистрации и налогового учета православных общин.
Тем более, что
положительный опыт уже есть. Православные христиане уже добились начала
практического создания в России альтернативной системы учета лиц,
отказывающихся от присвоения и применения идентификационных кодов (ИНН),
заменяющих имя человека. Так и руководящий орган РПЦ – Священный Синод, в
декабре 2001 года принял решение на заседании по вопросу ИНН, в котором
разделил обеспокоенность православных насильственным присвоение ИНН, которые
могут, по мнению Священного Синода восприниматься в качестве альтернативы
православному имени. МНС РФ, наконец, так изменило автоматизированную
информационную систему «Налог», что каждый налоговый орган обязан вносить в
базу данных заявление человека об отказе от ИНН с присвоением признака «Отказ
от ИНН по убеждениям», причем с этого момента весь документооборот, связанный с
налоговым учетом, ведется в отношении данных лиц без применения ИНН, даже если
ИНН уже присвоен. Конечно, мы сознаем, что все это полумеры, но это реальная
возможность жить, не используя номера, и продолжать деятельность, направленную
на отмену ИНН в России.
Не такая пока
ситуация в православных общинах. Складывается впечатление, что мы забыли, о
том, что каждый прихожанин несет ответственность за общину, а не только
председатель приходского совета или учредители. К сожалению, пока только
отдельные священники в одиночку предпринимают попытки решения проблемы, но без
поддержки прихожан эти попытки не приводят к изменению порядка регистрации
общин.
В сложившейся
ситуации, действуя в рамках закона, общине следует провести расширенное
Приходское собрание с участием по возможности большего числа прихожан и
утвердить решение о временном изменении статуса общины из местной религиозной
организации с госрегистрацией в качестве юридического лица в религиозную
группу, существующую без госрегистрации, вплоть до создания в России
специальной системы госрегистрации и налогового учета православных общин без
присвоения идентификационных кодов. Приняв такое решение, придется прекратить
все виды деятельности от имени общины и формы владения общины, порождающие
обязанности платить налоги.
Также на
заседании следует принять решение об утверждении и направлении правящему
архиерею текста обращения с просьбами от прихожан поставить вопрос перед
высшими руководящими органами РПЦ:
1.
о недопустимости присвоения идентификационных кодов православным
общинам. Особая роль, которую играет православие в становлении и развитии
России, несомненно позволит руководству РПЦ решить положительно данную
проблему.
2. о внесении
изменения в Устав Русской Православной Церкви, а именно, в главу Х1, пункт 4. В
ныне действующей редакции данное правило Устава звучит как «Приход в своей
гражданско-правовой деятельности обязан соблюдать канонические правила,
внутренние установления Русской Православной Церкви и законодательство страны
нахождения» и содержит противоречие с главным принципом деятельности Русской
Православной Церкви на основе Священного Писания и Священного Предания, канонов
и правил святых апостолов, Святых Вселенских и Поместных Соборов и святых
отцов. Именно данное противоречие Устава порождает основания для
государственных органов навязывать православным общинам обязанности выполнять
антихристианские законы и нормативные акты. Данный пункт устава следует
дополнить оговоркой: «…если данное законодательство не противоречит основам
деятельности Русской Православной Церкви, изложенным в Главе 1 Устава «Основные
положения»».
В текст обращения обязательно нужно внести оговорку о том,
что ни при каких условиях данное обращение не должно рассматриваться как
желание выйти из состава РПЦ.
Необходимо
отметить, что мнение некоторых регистрирующих органов о возможности ликвидации
православной общины по решению суда в связи с отказом в представлении
документов, перечень которых предусмотрен в законе «О государственной
регистрации юридических лиц», несостоятельны.
Вопрос о
ликвидации религиозной организации по формальному основанию уже рассматривался
Конституционным Судом РФ. В определении Конституционного Суда РФ от 7 феврале
2002 года № 7-О установлен конституционно-правовой смысл оснований ликвидации
религиозных организаций и «исключает любое иное истолкование в
правоприменительной практике». Данное толкование заключается в следующем.
Религиозная организация может быть ликвидирована как юридическое лицо, если она
прекратила свою деятельность или осуществляет деятельность, несовместимую с
правоспособностью религиозной организацией, как юридического лица. Виды
незаконной деятельности религиозной организации изложены в пункте 2 статьи 14
закона «О свободе совести и религиозных объединениях», и в их перечень не
входит несоблюдение религиозной организацией порядка перерегистрации или
неподачи необходимых документов в регистрирующие органы.
Нельзя забывать и
о том, что в Государственной Думе РФ находится законопроект, представленный
депутатом А.Н.Грешневиковым, о внесении изменений в Налоговый Кодекс РФ,
предоставляющих право православным общинам стоять на налоговом учете без
присвоения ИНН. Обращение православных общин и к Председателю Государственной
Думы, и к депутатам, и в комитет по бюджету, который ответственен за подготовку
законопроекта, возможно, положительно повлияет на принятие данного
законопроекта.
Касаясь положения монастырей необходимо отметить, что
монастыри, также как и приходы, могут существовать без государственной
регистрации в качестве юридического лица. Вопрос же принятия решения
монастырями об отказе от государственной регистрации в качестве юридического
лица и о прекращении деятельности, обуславливающей возникновение обязанностей
по уплате налогов не может быть нами проанализирован в связи с тем, что
монастыри руководствуется в своей деятельности внутренними Уставами. Однако,
все сказанное о правовом положении общин полностью распространяется и на
монастыри.
Юрист ОД «За право жить без ИНН»
Пугачева А.В.
* Межгосударственный стандарт . Автоматическая идентификация .
Кодирование штри ховое. Спецификация символики EAN\UPC
( ЕАН\ЮпиСи) .ГОСТ ИСО\МЭК 15420-2001. Приложение А. А.2 Визуальное
представление знаков.[an error occurred while processing this directive]
|