На главную страницу

МАТЕРИАЛЫ СМИ

Миры виртуальныеТехнологии электронного доносаНМП в действии

РАССЫЛКА
Русское Воскресение

Обновления сайта "Стояние за Истину" 
и других страниц 
и разделов сервера "Русское Воскресение", выходит еженедельно


БАННЕРЫ
православных сайтов

СЧЕТЧИКИ

Љ в «®Ј Џа ў®б« ў­®Ґ •аЁбвЁ ­бвў®.ђг
Rambler's Top100
TopList
liveinternet.ru: показано число просмотров и посетителей за 24 часа
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU
Реклама:

* * *

Поиск

Искомое.ru

Украинские БАННЕРЫ

Поиск




uaportal.com

Украина Православная. Официальный сайт Украинской Православной Церкви.

Редкие украинские исторические документы.

Каталог Православное Христианство.Ру

Был ли украинский национализм фашизмом?

Версия для печати


Какое
 национальное возрождение хотят навязать нам галицкие фундаменталисты

Трактовка деятельности ОУН-УПА националистическими авторами.

Мы продолжаем публикацию книги доктора исторических наук профессора Виталия Масловского «С кем и против кого воевали украинские националисты в годы Второй мировой войны» (см. предыдущую главу Какое "национальное возрождение" хотят навязать нам галицкие фундаменталисты. «SOS» №2 за январь 2002 г.). Напоминаем, что за публикацию этой книги автор заплатил жизнью: 26 октября 1999 года он был убит в подъезде своего дома во Львове. В этой главе проф. В. Масловский приводит разоблачительные самосвидетельства авторов-националистов.

Я, разумеется, имею свою твердую позицию историка и многолетнего исследователя истории Украины времен Второй мировой войны и послевоенного периода. Но считаю, что эту позицию нет необходимости заранее обозначать, а тем более навязывать читателю. На многочисленные поставленные вопросы наилучшие ответы могут дать документированные аргументы и факты, а читатель сам разберется в сути. Вместе с тем определенно считаю, что всесторонне и содержательно ответить на подобные вопросы можно, прежде всего, рассмотрев самый существенный из них: был ли украинский, так называемый интегральный, национализм фашизмом?

На этот чрезвычайно важный вопрос отвечают сами же националистические авторы -разные «историки», «историософы», «биографы» ОУН-УПА, претендующие на истину в последней инстанции. Приведем несколько фактов, не комментируя и не интерпретируя их, а лишь уточняя или поясняя отдельные малопонятные места в тексте.

Еще накануне войны ведущая газета Организации украинских националистов (ОУН) «Наш клич» достаточно четко определила направление своих политических действий:

«Это - общественно-политическое движение, которое существует сегодня во всем мире. В одной стране оно проявляется как фашизм, в другой - как гитлеризм, у нас -просто как национализм» («Наш клич», 9 июля 1938).

Газета национал-клерикалов в Галичине «Цель», недавно возобновленная во Львове, недвусмысленно заявляла о цели украинских воинствующих националистов: «Украинский национализм должен быть готов ко всяким способам борьбы с коммунизмом, не исключая массовой физической экстерминации (уничтожения), хотя бы и пришлось принести в жертву миллионы людских экзистенций (существований)» («Цель», 17 апреля 1932).

Прибавим к этому два интересных предостережения авторов-неукраинцев. Один из авторитетнейших в среде украинских националистов, исследователей прошлого, автор известной книги «Украинский национализм», американский «советолог» и «украинолог» Д. Армстронг констатирует, что ОУН возникла из «террористических полуфашистских организаций» - УВО (Украинская военная организация) и Союза украинской националистической молодежи под руководством Д. Донцова.[1]

Французский публицист и историк Аллеи Герен характеризует ОУН как организацию «пронемецкой и профашистской ориентации», которая по мере роста стала «фашистской организацией» не только политически, но и идейно.[2]

А теперь обратимся к общим предостережениям. Бывший офицер специаль-батальона «Нахтигаль» («Соловей»), а ныне политолог М. Прокоп пишет: «...В 30-х годах XX века националистический лагерь пошел... еще дальше, точнее от авторитаризма и критики демократии к идеологическому конформизму и стремлению не только получить влияние в обществе... Это были уже черты так называемой всеобъемлемости, интегральности, или, как позднее стали называть это течение в социологической и научно-политической литературе, - тоталитаризма. Эту философию восприняла не только ОУН, но также и легальная организация националистического движения, которая действовала в западных областях под польской оккупацией, а именно фронт национального единства под руководством Дмитрия Палиева».

Тут нужно кое-что уточнить. Фронт национального единства (ФНЕ) в 30-е годы -это небольшая легальная организация, которая открыто проповедовала фашизм и строилась по образцам гитлеровских отрядов штурмовиков. Д. Палиев, как фюрер ФНЕ, стал позже офицером эсэсовской дивизии «Галичина», был советником ее командования и погиб в боях под Бродами летом 1944 года.

Далее М. Прокоп замечает, что все «украинские» (то есть националистические) партии и организации «ожидали войны» как повода «для развертывания борьбы за независимость. А поскольку единственной... силой, которая стремилась к изменению «статус кво» и имела для этого возможности, была Германия, то на нее рассчитывали все украинские (читай: националистические - В.М.) политические группы...».[4] В «Енциклопедії українознавства» известный историософ И. Лисяк-Рудницкий определил смысл термина «украинский национализм» так: «Ближайших родственников украинского национализма следует искать не столько в немецком нацизме или итальянском фашизме - продуктах индустриальных и урбанизированных обществ, сколько    среди партий этого типа аграрных, экономически отсталых народов Восточной Европы: хорватские усташи, румынская «Железная гвардия», словацкие глинковцы, польская ОНР (Обуз народово-радикальни)».[5] И далее:

«Украинский национализм подпадает под понятие тоталитарного движения... Символическое значение имело заимствование украинскими националистами некоторых параферналий движения (например, формы приветствия)». Тут автор имеет в виду заимствование националистами у гитлеровцев восклицаний «Слава Украине!», «Слава Бандере!» с выбрасыванием вперед правой руки. Правда, И. Лисяк-Рудницкий забывает отметить, что бандеровская ОУН переняла у гитлеровцев также и цвет (красно-черный) своего партийного стяга.

И там же:

«Хотя украинский национализм ориентировался на собственные силы, однако в своей внешнеполитической концепции он полагался на союз с Германией. Определенные круги рейха поддерживали эти надежды и расчеты...».

Ссылаясь на вышеприведенные рассуждения И. Лисяка-Рудницкого, известный в диаспоре историк О. Субтельный несколько скромнее отмечает; «Украинский интегральный национализм вполне очевидно содержал элементы фашизма и тоталитаризма».[6] Эта позиция, как видим, устраивает нынешних националистов, поскольку они назойливо рекомендуют (а в Галичине насильно навязывают) эту книгу О. Субтельного в школах и вузах как основной учебник по истории Украины.

В работе «Направления украинской политической мысли» упомянутый Лисяк-Рудницкий уже откровеннее отмечал: «В процессе своего естественного роста украинский интегральный национализм, несомненно, избрал своим образцом современные ему фашистские движения и режимы на западе...».

И тут же: «Интегральные националисты, сознавая свое идеологическое родство с западным фашизмом, имели возможность получить политический выигрыш на весьма распространенном в украинском обществе стремлении к международным переменам».[7]

Свои рассуждения об украинском интегральном национализме как разновидности фашизма И. Лисяк-Рудницкий завершил так:

«Для неравнодушных наблюдателей, даже для тех, кто сам принимал участие в этом движении, стало со временем очевидным, что украинский интегральный национализм имеет серьезную внутреннюю болезнь. Это привело к притуплению нравственного чувства, что проявилось в применении физического и морального террора против украинских политических оппонентов. Волюнтаристский характер националистической идеологии, опора на «миф», а не на знание помешали воспринять реальность объективно, а потому и сделать разумные и ответственные выводы. Хотя интегральный национализм поднял воинственность и жизнеспособность украинского народа во времена военных потрясений, он в то же время понизил уровень его гражданской зрелости... Годы Второй мировой войны принесли одновременно и апогей и кризис интегрального национализма».8

К сожалению, в целом объективный исследователь И. Лисяк-Рудницкий поддался несвойственным таким людям эмоциям. Интегральный национализм сегодня не только реанимирован, но и плодится он не в одной только Галичине.

  • Armstrong I.A. Ukrainian Nationalism. 1939-1949. New-York, 1955, P. 20-23
  • Герен Аллен. Серый генерал. М., 1970. С. 84, 85, 90.
  • Прокоп М. В сорокові родини проти німецької боротьби // Сучасність. Мюнхен, 1981. Ч. 10. С. 37.
  • Там же. С. 57.
  • Енциклопедія українознавства. Словникова частина. Париж-Нью-Йорк, 1966. №5. С.17-25.
  • Субтельний О. Україна: історія. К.. 1991. С. 382.
  • Лисяк-Рудницький I. Напрями української політичної думки. Записки НТШ ім. Т. Шевченка. Львів, 1991. Т. ССХХ11. С. 58.
  • Там же. С. 59.
  • Из книги Виталия Масловского
    «С кем и против кого
    воевали украинские националисты
    в годы Второй мировой войны»

    Украинская общественно-политическая газета для православных
    «SOS» № 3 (24) за 2002 г.

    OCR
    "Украина Шенгенска"


    Украинская баннерная сеть
    Написать письмо ->

    Дизайн  © Православное сетевое братство "Русское Воскресение"