[an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive]
На главную страницу

ВАШИ ОТКЛИКИ И ПИСЬМА

РАССЫЛКА
Русское Воскресение

Обновления сайта "Стояние за Истину" 
и других страниц 
и разделов сервера "Русское Воскресение", выходит еженедельно


БАННЕРЫ
православных сайтов

СЧЕТЧИКИ

Rambler's Top100
TopList
liveinternet.ru: показано число просмотров и посетителей за 24 часа
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU

Поиск

Искомое.ru

Украинские БАННЕРЫ

Поиск




uaportal.com

Украина Православная. Официальный сайт Украинской Православной Церкви.

Редкие украинские исторические документы.

Каталог Православное Христианство.Ру

Reklama:

Подчинение Киевской Митрополии Москве и проблема автокефалии Украинской Православной Церкви в исторических контекстах

Версия для печати

На вопросы читателей «Украины Шенгенской» отвечает священник Владимир.

Христос Воскресе, уважаемый Отче.

Как Вы оцениваете то, что в 1684 г. Украинская Православная Церковь (Киевская Митрополия) была обманом и через подкуп подчинена Москве, порвав тем самым связи со своей матерью-Церковью - Вселенским Патриархатом?

Вот исторические факты (научно признанные, зафиксированные греческими историками).

Декабрь 1684 г.- Российский царь отослал посольство к Царьгородскому патриарху Якову с просьбой рукоположения Киевских митрополитов в Москве, т.е. фактически с просьбой переподчинения древней Киевской митрополии Москве.

Май 1685 г. – Несмотря на то, что не было получено согласие Царьгородского Патриарха в вопросе рукоположения Киевских митрополитов, в нарушение канонов Православной Церкви, Москвой тайно был высвячен в Киевские митрополиты некто епископ Гедеон Святополк-Четвертинский.

1686 - Москва формально установила свою власть над Украинской Православной Церковью.

Вновь отсылается посольство в Царьград для получения грамот и документального засвидетельствования юрисдикции МП над Украинской Церковью, далее соболиными шкурами (300 шт.) и золотыми рублями (2000) подкупаются великий визирь и новый Царьгородский Патриарх Дионисий для осуществления задуманного.

1687- Снятие с Царьгородского Патриарха Дионисия пожизненного Патриаршего сана, среди основных обвинений - неканоничная передача Киевской Митрополии и пьянство.

Дальше было- ликвидация украинских православных братств, запрет проповедей на украинском и т.д.

1924 – Декрет (томос) Вселенской Патриархии, подписанный патриархом Григорием Седьмым и 12 митрополитами о неканоничности передачи Киевской Митрополии Москве.

Уважаемый Отче, я сам верующий человек, украинец из Одессы, живущий в США. Я понимаю, что прикрываясь идеями Святой Руси (как незаслуженно называется иногда МП-ом Россия-Московия), идеями каноничности, идеями никогда не существовавшего братства, МП НИКОГДА не признает самостоятельность и автокефалию нашей церкви (основная причина в том, что на Украине в 2 раза больше парафий (приходов), чем в России. А это деньги, с которыми МП нелегко расстаться ), также пока с самостоятельной Украинской Церковью не желает иметь открытых сношений Вселенский Патриарх, боясь реакции Алексия.

Но мы же все верующие люди, и ведь Бог все видит, и сила в правде.

Я думаю что автокефалия очень нужна Украинскому народу. Скажите, а каково ваше мнение по этому вопросу.

Мой e-mail Ukrainian_nobles_usa@yahoo.com

С уважением,

Володимир


Поднятые в письме вопросы, являются по сути типовыми. Их обычно ставят сторонники автокефалии Православной Церкви на Украине. Редакция Украины Шенгенской, согласно установившейся практике, разослала письмо Володимира своим сотрудникам.   На вопросы, затронутые Володимиром и другими читателями сайта, ответил священник Владимир


Воистину воскресе!

Честно говоря, я плохой знаток истории Церкви, и поэтому, скорее всего не меня надо спрашивать. Но есть несколько моментов, некоторые из которых мне не понятны, а другие, думается мне, как бы ускользнули из вида.

Во-первых, слово «Украина» не существовало в первые века Киевской Руси.  Насколько мне известно, это слово появилось очень поздно, чуть ли не в 19 веке (См. Примечание редакции). Раньше никто и не мыслил о существовании Св. Руси без ее лучшей части – той, которая на сей день называет себя «Украиной».  В летописях Киево-Печерской Лавры, написанной преподобным Нестором в самые первые годы Лавры, пишется, что Киев – мать городов Русских.  Поэтому для меня Россия без Украины, это как тело без сердца и головы.

Вы, Володимир, упоминаете греческих учённых и некоторых иерархов.  А преподобный и богоносный отец наш Нестор, летописец и чудотворец Киево-Печерский, который был сыном Киевской Руси с самого первого века её христианства, и который был настоящим ученым, пропитанным не национальным духом, не сухой академической схоластикой, а Богом Духом Святым (почему он и признан как «преподобный» - подобный Богу, ибо обоготворил своё сердце и дух) – этот величайший угодник Божий нас предупреждает, что «греки искони лукави суть», т.е. что им доверять нельзя ни в коем случае.  Поэтому, когда я в своё время читал в университете греческих учённых, я не удивлялся их тенденциозности и субъективному пристрастию.  Честно говоря, тенденциозность греков дошла то такой степени, что ни в одном вузе (на сколько мне известно), где вопрос касается не точных наук, они всерьёз не воспринимаются.  

Вы  спрашиваете о моём отношении к тому, что случилось в 1684 году.  Думаю, что это надо понять только в контексте всего, что случилось у нас на Святой Русью до этого года.  Без этого исторического контекста мне не понять события 1684 года, которые Вы привели.

Для меня, как для верующего человека, нет никаких сомнений, что татары захватили Русь потому, что она упорствовала в удельных расколах:  удельные князя воевали друг против друга, в личном стремлении к власти проливая невинную кровь нашего народа.  Это и ослабило Русь духовно, открывая ее нашествию наших врагов.  Но даже при наличии кровопролитной междоусобной брани, не было никаких ощущений, что мы – разные народы, что между нами нет братства.  Поэтому историки и называют это именно «междоусобной» бранью, т.е. бранью между собой, единого народа.  В этом то и заключался великий грех этого периода.  И по этому не могу с Вами согласиться, когда Вы пишите об идеях нашего якобы «никогда не существующего братства».

После нашествия татар, по благословению Вселенского Патриархата, Митрополит Киевский и Всея Руси (если не ошибаюсь, это был грек Феогност – а ошибаться я вполне часто могу) был переведён сперва в город Владимир, а потом в крохотную деревушку, Москву, поскольку Киев был полностью разрушен татарами, а Москва была в дремучем лесу, куда татарским войскам было труднее пробраться.  По представлению этого же митрополита и после длительного ознакомления со стороны Вселенского Патриархата, следующим митрополитом и первоиерархом на Руси был утверждён Святитель Алексей, Митрополит Киево-Московский и Всея Руси. 

Потом начались греческие интриги.  Грекам было ясно, что, под руководством Митрополита Алексея, преподобного Сергия Радонежского и кн. Дмитрия, Русь готова вот-вот объединиться и сбросить с себя татарское иго. Перспективы именно такого объединения и начали волновать греков.  Они прекрасно отдавали себе отчёт, что, сбросив с себя татарское иго, Русь, несомненно, перерастёт всё уменьшающуюся (от натиска мусульман) Византийскую Империю.  Тогда уже не они, не греки, будут центром мира духовности, и столицей Православия, а Русь.  Это не устраивала греков.  Поэтому греки всячески начали интриговать, чтобы расчленить, уменьшить и ослабить Русь.  Это лило воду на мельницу их националистических интересов, их воображения о своём величии и значении.  Первым делом греки назначали одновременно трёх (!) Митрополитов Всея Руси – ещё при здравствующем, ими же утверждённым митрополите Алексее.  У меня перед собой нет пособия по истории, но если не ошибаюсь, это были Роман, Митрополит Киевский, Галицкий и Всея Руси, Кирилл, Митрополит Киево-Московский и Всея Руси, и Гавриил, Митрополит Киевский и Всея Руси (одного из них, если память не изменяет, они назначали руками болгар). Разумеется, допущение такого канонического хулиганства со стороны Византийских властей и Вселенского Патриархата – не случайное явление.  Это была осознанная попытка со стороны Вселенской Патриархии не допустить воскресение Единой Руси.

Иными словами, первоначально, не окончательно сбросив с себя языческое мировоззрение и менталитет, мы сами себя разделяли междоусобной бранью. Но со временем мы покаялись, и Господь, видя искренность покаяния, стал снимать с нас татарское наказание. 

Видя наши духовные успехи и рост - Византия принялась нас делить.    

После Куликовской битвы Русь далеко не сразу освободилась от татарского ига.  Только при Царе Иване IV были взяты Казань и Астрахань, которые до этого делали набеги главным образом на юг Руси, собирая дань, забирая мужчин и женщин себе в рабство и забирая себе необходимую нам пищу и продовольствия. 

А Византия, между тем, сперва перешла в католицизм чрез Флорентийскую Унию.  Потом, подвигом свят. Марка Евфесского, она вернулась в Православие, но вскоре окончательно пала натиску мусульман, и Константинополь стал мусульманским городком.  Константинопольский Патриарх стал первоиерархом микроскопической паствы.  Ведь во сей его «епархии» в Истанбуле меньше народу, чем в моём крохотном приходике!  Понятие о «Вселенском» Патриархе приняло исключительно историческо-символическое значение, относящееся к прошлому, и к современному миру фактически не имеющее никакого отношения.  Этот Вселенский Патриарх, по сей день, обязан буквально купить себе титул «Вселенского Патриарха» у султана.  И по сей день он не имеет права выйти на улицу Истанбула (Константинополя), нося на груди крест или панагию.  Это ему запрещено турецкими законами.

Вот нам и «вселенский» Патриарх!  Прости его, Господи.

Со времени Флорентийской Унии, Православная Русь уже не могла подчиняться Константинополю, поскольку Константинополь перестал быть православным.  На Русь даже приехали папские легаты с заданием «утвердить» первоиерарха и прочих епископов и утвердить власть еретика римского папы над всеми славянами.  Слава Богу, этих легатов выгнали вон, обратно в Рим.  После падения Византии, нормальные связи с Константинопольским Патриархом пропали.  Какие там могли быть вопросы о получении каких-то грамот или канонических отпусков и автокефалии, когда сам «Вселенский» Патриарх находился в добровольном плену у латинян, потом в плену у мусульман, и все его решения подвергаются по сей день утверждению или отвержению мусульманского фанатика-султана? 

А Русь еще долго собиралась во едино, стараясь объединить то, что было разорвано татарами:  одну, единую, могучую Святую Русь.

Но это не угодно ни сатане, ни прочим врагам Руси.

Между прочим, как я написал в начале – я не историк, а всего лишь незначительный и плохо образованный, периферийный священник, вполне возможно, что историческая информация, которую нам преподносили в университете, не отражает все детали и сложности тех времён.

Что в 1924 году Константинополь подписал заявление о не каноничности «передачи» Киевской Митрополии Москве – не знал, но и не удивляюсь.  Ждали, чтоб Бог посетил Русь страшными событиями, связанными с 1917 годом и чтоб Православие оказалось гонимой Церковью, Патриарх в плену, и лучшие чада Родины либо расстреляны, либо в концлагерях, и тогда вдруг греки набрались храбрости и смело заговорили.  Тогда, вдруг, нагло решили посягнуть на духовное единство Святой, и теперь мученической кровью свидетельствующей Свою святость, Руси.  Володимир, ведь, откровенно говоря, это не богословски продуманный шаг, а трусость и подлость!  Понять можно (но не оправдать) воздержание в те годы от евхаристического общения с некоторыми представителями РПЦ в виду полной неразберихи, отсутствия какой либо надёжной информации, живоцерковной ереси, сергианства, и непонятного положения патриарха (в плену у КГБ).  Так и поступила заграничная часть РПЦ (давно ответственным лицам Зарубежной Церкви пора признать, что это был шаг осторожный, благонамеренный, но не правильный). Но вдруг, через чуть ли не 4 века (!), пользуясь жесточайшими гонениями на свою же Православную Дочь-Церковь, вдруг стараться аннулировать то, что исторически было – это ж, Володимир, верх мерзости.

Тут ещё и другой исторический момент есть.  Этот же Вселенский Патриарх признал и литургически общался с богомерзкими еретиками - безблагодатными живоцерковниками!   А заключённого в богоборческой тюрьме Православного Патриарха-исподведника призывали к снятию с себя сана!  Разве это Вам не показывает, кто такой «Вселенский Патриарх» и что такое «Вселенская Патриархия»?

Когда им нужна была поддержка от турков – Вселенская Патриархия, не стесняясь, исторически обращалась к Святой Руси.  И Русь ей не отказывала.

Когда им нужна была финансовая поддержка – они обращались к Святой Руси.  И опять таки, Русь им не отказывала.

А когда Русь Святая подвергнута испытаниям, пыткам, гонениям, когда на неё ополчились все сильные мира сего – тут вдруг этот Вселенский Патриарх присоединяется к врагам Руси!

Тут крепко и честно задуматься надо.

Но вернёмся к теме.  Тем временем богоборческая (не русская, не украинская – известно чья) власть выдумала какие-то исторически никогда не существовавшие «самостоятельные» республики на Руси, с целью, как писали Зиновьев и Ленин, создать впечатление среди других стран мира о существовании Империи, построенной на богоборческих основах коммунизма.  И другая откровенная была у них цель:  получить как можно больше голосов в Лиге Наций, а потом в Организации Объединённых Наций.  Эти цели служили – да и служат - чисто богоборческим, вражеским, анти-православным интересам.  Они противоречат целям и интересам Святой Руси. 

И вот, опять нас делить стали.  Теперь это уже делают открыто враги Бога – богоборцы-коммунисты, и их главные сотрудники – евреи. И – Вселенский Патриархат!!!

По древнему закону Юлия Кесаря – раздели и властвуй.

Именно искоренение святости Святой Руси была первая и главная задача большевиков.  Об этом Ленин совершенно открыто писал:  пока в России существует Бог и Ему преданные люди, Россия не может стать полностью коммунистической страной.  Наше главнейшая задача – выбросить Бога из России.   

Опять силы зла начали нас разъединять.  Богоборцы и евреи – да ещё с поддержкой «Вселенского» Патриархата - взялись распинать, оплёвывать, охаивать и рвать на части многострадальное тело нашей Матери - Православной Церкви Святой Руси.

Может ли быть более страшный грех?

Володимир, поймите меня правильно.  Я признаю только единство Руси и единую Русь (Киевскую, Карельскую, Сибирскую, Московскую, Карпатскую, Псковскую, Белую), а столицей этой единой Руси, как мне лично кажется, мог бы быть Киев.  Я за всё то, что нас объединяет во Христе, и против всего того, что нас разделяет.  В этом я вижу смысл Православия, в этом смысл любви во Христе.  Всякое разделение между нами – грех.

Был у меня такой случай.  Болела старушка украинка, а ближайший украинский священник жил более часа езды от её дома.  Наконец украинский священник отказался регулярно навещать и причащать её, сказав, что она лежит в полу сознании, стало быть – не грешит, и нечего её всё исповедовать да причащать.  Долго  старушка с дочерью думали, как быть, и, наконец, обратились ко мне - москалю.  А я живу близко.  Стал я её навещать, исповедовать, причащать, молиться, как умел.  Через четыре года старушка скончалась, оставив в завещании просьбу, чтоб я её отпел.  На отпевание приехали её знакомые из украинского храма.  Они стояли в храме очень сердитыми, недовольными, и отказались даже помочь петь.  Их регент мне сказала:  «Мы по-русски петь не умеем».  Я ей говорю:  «Да и я по-русски молиться не умею.  Давай будем по церковно-славянски – это наш общий языковой корень».  Очень они удивились, узнав, что мы не по-русски служим, но всё же помочь отказались.  После отпевание, поехали на кладбище.  Там я попросил их регента пропеть чин погребения по-украински.  Сперва они все между собой что-то шептали, потом она подошла и спрашивает – это всерьез я прошу их спеть чин похорон по-украински?  Я ответил, что если они споют по-украински, я буду им от души благодарен, дочь будет очень довольна, да и усопшая будет на Том Свете радоваться.  Они согласились и спели.  Потом, на поминках, они стали меня спрашивать, почему я попросил часть службы петь по-украински? 

Ну что я мог им ответить?  Сказал правду, как знал.  Во-первых, они там стояли, недовольные, сердитые и не молились за упокой души усопшей.  А такое отношение только предаёт больше скорби душе.  Во-вторых, думаю, что и усопшей, и дочери будет приятно слушать и молиться на родном говоре, на котором они привыкли молиться вот уже сколько лет.  Быть может, это поможет нам объединиться.  Тогда один из них говорит:  «Нет, этого никогда не будет, мы украинцы, вы русские, мы разные люди и единства между нами быть не может».

Я ответил:  «Вы ошибаетесь.  Мы во-первых не украинцы и русские, а православные христиане.  Вы православные, и я православный.  Один у нас Отец на Небесах, одна Мать Церковь Православная. Это нас объединяет.  Мы братья и сёстры.  Разъединить нас старается дьявол.  Да не будет! За литургией мы молимся: «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы Отца и Сына и Святаго Дух, Троицу единосущную и не раздельную».  Вот и мы – давай сперва научимся любить друг друга, а тогда и появится у нас единомыслие, тогда и у нас, чрез Живоначальную Троицу, появится единосущность и нераздельность.  Это по-Божески.  Это, как Троица».

Володимир, много Вам понаписал, время Ваше занял.  И если я что не так написал – от всей души каюсь, земно Вам кланяюсь и Христа Бога ради прошу простить меня.

   Храни Вас Бог, Володимир!

    священник Владимир

Примечание редакции «Украины Шенгенской».

Вопрос происхождения, в том числе и времени возникновения, имени собственного «Украина» и использования его в государственно-политическом контексте является предметом множества исторических подтасовок и спекуляций. Поэтому позволим себе цитату из работы А. Царинного, Украинское движение. Краткий исторический очерк, которая при освещении этого вопроса возвращает нас ко временам разделов Речи Посполитой):

«…императрица Екатерина II руководствовалась в своей политике по отношению к Польше вполне честными национальными соображениями, желая возвратить в лоно России как русского народного государства те миллионы русских людей, которые волею исторических судеб были от нее разновременно оторваны. Когда ее намерения осуществились, она повелела в память присоединения к России от Польши русских земель вычеканить медаль с благородной надписью: Отторженная возвратих. Однако, несмотря на свойственную Екатерине II гениальную предусмотрительность, она допустила одну колоссальную политическую ошибку: она согласилась (кажется, по совету графа П,А.Румянцева) на передачу Австрии Червонной Руси и Буковины. Таким образом, оставлялось незаконченным собирание русских земель и создавалось на будущее время широкое поле для противорусских интриг как немецкого по духу австрийского правительства, так и озлобленных против России поляков. <...>

Самооправдание Екатерины, что она ничего не грабила, а только получила от Польши обратно то, что было некогда отторгнуто Польшей от России, поразило своей меткостью некоторых поляков, более умных и глубокомыслящих, чем беспечная толпа их современников. Национальная гордость не позволила им признать Екатерину правой, и потому они нашли более удобным опровергнуть ее аргумент утверждением, что в границах поделенной между соседями Польши никогда не было никаких русских. Для обоснования этого положения привлечен был ими на помощь один очень старый географический термин, общий как польскому, так и русскому языку. Термин этот - украйна(с маленькой буквой в начале).

Как у поляков, так и у русских украйной называлась всякая пограничная область данного государства. Польский историк XVII века Самуил Грондский, писавший по- латыни, так объясняет смысл слова украйна: Margo enim polonice Kray; inde Ukrajna, quasi provincia ad fines Regni posita. В древнерусской летописи, видевшей в Киеве центр русского мира, слово украйна встречается в применении к землям Южной Руси дважды: под 1187 годом украйной названа область нынешнего Переяслава-Полтавского (по-древнему Переяслава-Русского), то есть пограничье от половцев; под 1213-м - область нынешнего Холма, то есть пограничье от поляков <Остальные пятнадцать случаев применения в русской летописи слова украйна (оно встречается под 1271, 1480 - 1481, 1512 - 1531, 1517, 15332 и 1541 годами) относятся не к Южной Руси, а к Московской, к великого князя украйне, - к нынешней Тульской и Калужской губерниям, к Полоцку и Пскову и только в одном случае, где дело идет о приходе татар на Путивль, - к Курской губернии. Во всех семнадцати случаях слово украйна является существительным нарицательным, а не собственным; иногда оно поставлено даже во множественном числе (Полное собрание русских летописей. Т. VIII.С.279, 296) <...>(Справку сообщил князь А.М.Волконскиий) >

В актах Московского государства постоянно встречаем упоминания об украинах (пограничных областях): псковской, смоленской, татарской (от татар), мордовской (от мордвы), мещерской (от мещеры) и иных. Когда южное пограничье Московского государства от крымских татар заселилось слободами, то есть вольными от всяких повинностей и податей поселениями, оно стало называться слободской украиной. В одной из сибирских песен сборника Кирши Данилова поется об амурской украине. С другой стороны, в польской Хронике Стрыйковского (1582) вспоминаются украйны польского королевства: прусская (от пруссаков) и литовская (от литовцев). Позднее, в конце XVI и в XVII веке, главное внимание поляков привлекали украины киевская, брацлавская и подольская, то есть пограничные области Польши с хищными крымцами, постоянно производившими на Польшу свои опустошительные набеги. Постепенно в обиходной речи воеводства Киевское, Броцлавское и Подольское сделались украинами по преимуществу, а потом вообще Украиной (с большой буквой в начале). Но эти же области в старом русском представлении были Малой Русью, или, в греческом выговоре слова Русь - Малой Россией, то есть исконной, первоначальной родиной русского народа со священным Киевом на челе. Как известно, древние греки ввели в обычай называть Малой страну, бывшую колыбелью, прародиной данного народа, а Великой - страну, позднее им колонизованную. Так, Малая Азия, в древнегреческом понимании, являлась прародиной азиатов, а Великая Азия - собранием их колоний. Малая Греция обнимала только южную часть Балканского полуострова (то есть Эпир, Фессалию, Аттику, Пелопонес), а греческие колонии в Сицилии и по берегам Апулии и Калабрии назывались Великой Грецией. От греков эти понятия переняли и русские - еще в XIII и XIV веках. В результате для одной страны получилось два названия: русское - Малая Россия (применяющий его русский имеет в виду ход истории и национальность жителей) и польское - Украина (здесь поляк смотрит из Варшавы на древнюю Малую Русь как на пограничье своего государства от татарских степей - диких полей).

Когда в укор политике Екатерины у поляков явилась тенденция отрицать руссизм, или русскость, русских, живущих в пределах упраздненной Польши, тогда ухватились за название Украина, чтобы повернуть мысль таким образом: раз страна называется Украиной, то, значит, народ, ее населяющий, должен называться украинским.

Вот когда исчезли русские в Малой Руси и появились украинцы как особая якобы национальность. В Белой, Черной и Червонной Руси новых географических названий не образовалось, а потому поляки должны были называть тамошних жителей по-старому - русскими и русинами. Впервые название украинцы встречается в печати в выходивших на французском языке в последние годы XVIII века сочинениях замечательного польского ученого графа Яна Потоцкого. Но все-таки граф Потоцкий выводил украинцев от древних племен, перечисленных в «Повести временных лет», приписываемой Нестору: от полян, древлян, волынян и бужан. Следующий по времени польский ученый, трактовавший об украинцах, граф Фаддей Чацкий знать не хочет ясной еще для упомянутого Грондского этимологии слова украина - a verbo polonico Kray, а уверяет, что украинцы произошли от укров, особой орды пришедшей на место Украины из-за Волги в VII веке, в действительности никогда не существовавшей. От укров - Украина, от Украины - украинцы. Таким образом, выходило, что в украинцах нет ничего русского и что Екатерина, участвуя в разделах Польши, ложно думала, будто она возвращает в лоно России отторженных от нее русских.

Родной брат графа Яна Потоцкого, граф Северин Потоцкий, в первые годы XIX века был попечителем вновь открытого Харьковского университета. Он привлек нескольких польских профессоров к преподаванию в нем. В Харькове образовался целый польский ученый кружок. Мысли Яна Потоцкого и Фаддея Чацкого о нерусском происхождении украинцев перенесены были через этих лиц на почву Левобережной Малороссии и Слободской Украины и нашли здесь значительное распространение.»

Этот вопрос освещен так же в следующих работах:

1. Александр Волконский. Историческая правда и украинофильская пропаганда

2. А.В.Стороженко. Малая Россия или Украина.

3. Профессор И.А. Линниченко. Открытое письмо профессору М.С.Грушевскому


[an error occurred while processing this directive]

Украинская баннерная сеть
Написать письмо ->

Дизайн  © Православное сетевое братство "Русское Воскресение"