[an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive]
На главную страницу

СЛОВО ЦЕРКВИ

СвященноначалиеМонастыри и епархииМирянеНаследники Царства

РАССЫЛКА
Русское Воскресение

Обновления сайта "Стояние за Истину" 
и других страниц 
и разделов сервера "Русское Воскресение", выходит еженедельно


БАННЕРЫ
православных сайтов

СЧЕТЧИКИ

Rambler's Top100
TopList
liveinternet.ru: показано число просмотров и посетителей за 24 часа
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU
Reklama:

Поиск

Искомое.ru

Украинские БАННЕРЫ

Поиск




uaportal.com

Украина Православная. Официальный сайт Украинской Православной Церкви.

Редкие украинские исторические документы.

Каталог Православное Христианство.Ру

Десять лет испытаний укрепили нашу Церковь.
Беседа с Блаженнейшим Владимиром Митрополитом Киевским и всея Украины, Предстоятелем Украинской Православной Церкви

Версия для печати

Десять лет испытаний укрепили нашу Церковь - Ваше Блаженство, исполнилось десять лет со времени исторического Харьковского Собора, на котором Вы были избраны Предстоятелем Украинской Православной Церкви. Какими были для Вас эти годы? Как изменилась за это время Православная Церковь в Украине?
- За эти десять лет жизнь нашей Церкви изобиловала и радостями, и скорбями. Поначалу нас гнали, говоря словами апостола, мы терпели «недостатки, скорби, озлобления», «испытали поругания и побои». Тем не менее, верующие канонической Церкви не озлобились и устояли в вере и любви. Более того, в испытании, которое попустил нам Господь, мы нашли радость, ибо гонение - это не только скорбь. Это еще и радость, так как христианин никогда, даже в самое скорбное и тяжелое для него время, не бывает один. С ним всегда пребывает Христос, Который и есть наша радость. Мне как Предстоятелю хорошо известны страдания и беды верующих, духовенства, нашего епископата.

По церковной традиции общение с Предстоятелем доступно каждому, включая тех людей, которые идут ко мне даже не по каким-то административным вопросам, а просто за молитвой, так как считают, что молитва, произнесенная в Святой Лавре, перед мощами Божиих угодников способна уврачевать все беды. Но я знаю и о том, сколько подлинной духовной радости принесло православным Украины поклонение и прикосновение к святыням, которые посещали нашу землю в последние годы (пребывание в Киеве честных мощей великомученика и целителя Пантеилимона и святого апостола Андрея Первозванного). Знаю, как радуются люди каждому вновь построенному и освященному храму, какое возвышенное, молитвенное настроение вызывает у нашей паствы возможность совместной молитвы с главами и представителями других Поместных Православных Церквей. За гонением всегда следует духовное торжество - это духовный закон. За скорбью всегда приходит радость. Ведь Господь не остается безучастным к нашей судьбе, Он промышляет о всех и вся, покрывает нашу немощь, смиренно ждет тех, кто Его отвергает, возвышает униженных.

- Изменилась ли внутренняя жизнь Церкви за эти десять лет?

- Думаю, что главное отличие заключается в укреплении соборности. Бывший митрополит Филарет управлял Церковью, как деспот: духовенство постоянно жило в ожидании репрессий, существовала пагубная практика постоянного перемещения священников с прихода на приход, процветали ложь и приспособленчество. Будучи избран Предстоятелем Украинской Православной Церкви на Харьковском Соборе, где впервые за многие годы епископат получил свободу в выражении собственного мнения, я все последующие годы стремился, чтобы дух соборности, братской любви и Христовой свободы не покидал нашу Церковь. В Первосвященнической молитве (Ин 17гл.). Господь Иисус Христос просил Своего Отца, дабы Он даровал чадам Церкви единство. Он желал, чтобы Его народ пребывал в любви и согласии по образу единства Лиц Пресвятой Троицы, а не искал зыбких мирских согласий. Другими словами, церковное единство есть единство, основанное на любви, это единство любящих и любимых. Да, единство Церкви имеет столь абсолютный характер, что апостол Павел называет ее «Телом Христовым». Но это единство не может осуществить себя иначе как в свободе, в которой нам заповедал «стоять» Христос. Любить может лишь тот, кто «стоит в свободе».

- Что же тогда есть раскол? Оскудение любви?

- Раскол есть грех против любви. Человек отделяется, жизненно обособляется от Церкви. Выражением этого, прежде всего, является прекращение общей молитвы и Причастия. Литургия есть дело любви. Мы приносим Дары «о всех и за вся», испрашивая у Бога, чтобы Он «соединил нас друг ко другу во единого Духа Святого причастие». Как же может быть причастен этой Божественной трапезе тот, кто предпочел соборному общению обособление, кто желает жить «сам по себе», без братьев и без любви. Литургия - это «общее дело». А «общее» имеет место только там, где существует реальное, выраженное в жизни общение.

- Такое, как с другими Православными Поместными Церквами, главы и все представители которых практически без исключения побывали в последние годы в Украине?

- Я воспринимаю это как милость Божию - утешение для нас и свидетельство для тех, кто отделился. С богословской точки зрения, не приходится говорить о национальных Церквях, ибо существует единая Кафолическая Православная Церковь в России, Греции либо у нас на Украине. Мы - едины, едины в вере и молитве. Да, в Церкви существуют различия, но в ней нет места разделениям. Напротив, Церковь есть единство: Честные Тело и Кровь, которыми она нас питает, делают нас единосущными Христу и друг другу. Поэтому церковное единство и выражается в общем причастии от Евхаристической Чаши. Поэтому такую радость и приносит литургическое общение с иерархами других Поместных Церквей. Нас объединяет не общность интересов или даже мировоззрения, но Сам Христос, в Котором мы едины, и благодать Святого Духа, которая нас объединяет.

- Ваше Блаженство, что желали Вам иерархи других Поместных Церквей, которые побывали за эти десять лет в Украине?

- Весь православный мир скорбит о происшедшем в Украине расколе. Горькое недоумение и боль испытывают православные иерархи и по поводу развязанного греко-католиками конфликта на Западной Украине, прозелитической деятельности Ватикана в восточнославянском мире. Поэтому нашей Церкви молитвенно желают мира и благостояния, стояния в Божией правде. Православные христиане во всем мире понимают, что происходящее сегодня в Украине - это не только трагедия Украинской Православной Церкви. Это трагедия Православия вообще, так как те силы, которые противостоят здесь Церкви, уже давно существуют как глобальное явление. Я не сомневаюсь, что в других Поместных Церквях, особенно в Греции, Сербии, Болгарии прекрасно помнят о том, что несколько лет назад Филарет объявил о создании параллельной мировому Православию схизмы, которую он в противоречие всему православному учению о Церкви назвал «второй и самодостаточной семьей Православных Церквей». А это уже угроза для всего Православия. Это же можно сказать и о наших взаимоотношениях с Ватиканом. Православный мир понимает, что речь идет не об отношениях внутри треугольника Ватикан-Москва-Киев. Все происходящее необходимо рассматривать в перспективе общих отношений между православными христианами и Римским Престолом.

- А какую позицию занимает сегодня по вопросу уврачевания раскола в Украине Константинопольская кафедра? Мы знаем, что 18-20 апреля в Крыму прошел очередной раунд переговоров между представителями Московского и Константинопольского Патриархатов по «украинской проблеме», как Вы оцениваете его результаты?

- Некоторое время тому назад раскольники делали по поводу этих переговоров громкие заявления, в которых утверждали, что Константинополь и Москва якобы признали их равноправной стороной на переговорах. Неоднократно высказывалась ими и другая ложь, о том, что Константинополь якобы готов «предоставить Украине автокефалию». Однако, сегодня можно с уверенностью утверждать, что надежды схизматиков оказались ложными. По мере реального ознакомления с церковной жизнью на Украине, Константинопольский Патриархат занимает все более взвешенную и трезвую позицию, которая заключается в том, что раскол может быть преодолен только в духе канонического Предания Православной Церкви, и необходимым условием его уврачевания является принесение покаяния со стороны раскольников. Вместе с тем, как заявил митрополит Филадельфийский Мелитон, раскольники упорствуют и ведут себя недостойно, чем и объясняется тот факт, что они не были приглашены на консультации.

- Какие задачи стоят сегодня перед нашей Церковью в это нелегкое время?

- Главное для нас сегодня - нести свидетельство. Мы должны быть достойными свидетелями Христа, свидетельствовать о безграничности Его любви и смирения, о том, что Православие и есть та новая жизнь, которую принесла в мир Христова Пасха и почившая на апостолах благодать Святого Духа. Что же касается конкретных форм этого свидетельства, то здесь мы должны сосредоточиться на разрешении двух задач - осуществлении миссионерского и социального служения. Наше духовенство иногда объясняет «победоносное шествие» протестантизма по нашей стране тем, что секты обладают значительными средствами, в то время как большинство православных общин с трудом сводят концы с концами. Но мы должны помнить, что апостолы были бедняками, но их проповедь привела ко Христу весь мир. Необходимо укреплять общинный дух в приходах, совершенствовать работу воскресных и катехизических школ, более ответственно относится к социальному служению. Словом, человек, который пришел в православный храм, должен иметь возможность научиться вере, приобщиться к церковному преданию, понять и полюбить православное богослужение, научиться делам любви.

Записал свящ. Петр Зуев


Украинская общественно-политическая газета для православных
«SOS» pravoslavie.org.ua № 9 (30) за 2002 г.

[an error occurred while processing this directive]

Украинская баннерная сеть
Написать письмо ->

Дизайн  © Православное сетевое братство "Русское Воскресение"