[an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive]
На главную страницу

СЛОВО ЦЕРКВИ

СвященноначалиеМонастыри и епархииМирянеНаследники Царства

РАССЫЛКА
Русское Воскресение

Обновления сайта "Стояние за Истину" 
и других страниц 
и разделов сервера "Русское Воскресение", выходит еженедельно


БАННЕРЫ
православных сайтов

СЧЕТЧИКИ

Rambler's Top100
TopList
liveinternet.ru: показано число просмотров и посетителей за 24 часа
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU
Reklama:

Поиск

Искомое.ru

Украинские БАННЕРЫ

Поиск




uaportal.com

Украина Православная. Официальный сайт Украинской Православной Церкви.

Редкие украинские исторические документы.

Каталог Православное Христианство.Ру

"Кто дерзнет именовать себя Вселенским епископом, является предтечей антихриста." Св. Григорий Двоеслов.

Версия для печати

0 некоторых канонических заблуждениях Константинопольского
Патриархата в связи с развитием украинского вопроса.


В настоящее время украинский вопрос стал едва ли не самым острым и болезненным в православном мире. Если Константинопольский Патриархат все-таки пойдет на реализацию публично декларированных угроз - объявить автокефалию украинских раскольнических групп или принять в свою юрисдикцию какие-то приходы, это приведет к расколу во Вселенском Православии. Москва ясно предупредила Константинополь, что полностью разорвет с ним в этом случае евхаристические и канонические отношения.

Масштабы трагедии будут сопоставимы с разделением христианства на Православие и Католичество в 1054 году. Эпицетром противостояния станет Украина со всеми вытекающими отсюда для страны последствиями. Борьба за приходы, усиление нестабильности и конфронтации в обществе, нарастание дезинтеграционных процессов, активизация противостояния между Востоком и Западом страны - вот лишь некоторые легко прогнозируемые последствия константинопольского вторжения.

В качестве обоснования возможности экспансии в Украину - в пределы канонической территории Русской Православной Церкви, Фанар (резиденция Константинопольской Патриархии в Стамбуле) обычно помимо ссылок на просьбы недальновидных политиков приводит также и аргументы канонического порядка.

Каноническая аргументация Фанара базируется на ряде концептов доктрины об «особых правах» Константинопольского Патриархата, в частности, положениях о его руководящей роли, обязанности рассматривать дела других Поместных Церквей, юрисдикции над всей диаспорой.

Данная теория, разработанная в начале XX века скандально известным Константинопольским Патриархом Мелетием (Метаксакисом) (достаточно упомянуть, что он 29 декабря 1921 года Священным Синодом Элладской Церкви был лишен священного сана за ряд церковных проступков и за причинение раскола, а в 1923 году вскоре после бурной демонстрации клириков и мирян, протестовавших против его деятельности, вообще отрекся от патриаршего трона), является нетрадиционной для Православия и не принимается большинством Поместных Церквей.

Тем не менее, сторонники доктрины пытаются найти ее подтверждение в некоторых правилах канонического кодекса, в частности, определенным образом интерпретируя 28-е, 9-е, 17-е правила IV Вселенского Собора и 3-е правило II Вселенского Собора.

Аутентичное толкование канонов, являющееся неотъемлемой частью Предания Церкви, не позволяет согласиться с выводами адептов теории «особых прав» Константинополя.

В 28-м правиле вслед за третьим правилом Второго Вселенского Собора закрепляется второй после Рима ранг чести Константинополя и определяются пределы юрисдикции Константинопольского Патриархата: «Митрополиты областей Понтийской, Асийской, Фракийской и также епископы у иноплеменников вышереченных областей да поставляются от Престола Святейшей Константинопольской Церкви».

Все без исключения авторитетные толкователи канонов -Алексий Аристин, Иоанн Зонара, Федор Вальсамон, как и составитель алфавитной синтагмы Матфей Властарь, понимают это правило отнюдь не как предоставление Константинополю права руководства во Вселенском Православии и юрисдикции над всей диаспорой, но всего лишь как подчинение Константинополю трех

упомянутых областей с варварскими народами этих диоцезов, подчеркивая, что диаспора других регионов не была передана этим правилом юрисдикции Константинополя. К примеру, Аристин так комментирует 28-е правило:

«Епископу Константинополя подчиняются только митрополиты Понта, Асии и Фракии и от него получают хиротонию, а также и епископы варваров в этих диоцезах» (Афинская синтагма II, 286).

Более того, в настоящее время вовсе не существует четко обозначенной в правиле причины, на основании которой Константинополю даны были и пресловутые «преимущества чести», а их реализация имела смысл для церковного бытия, а именно - столичного статуса в православной империи («царственный град», «город царя и синклита» - на что ссылается правило).

9-е и 17-е правила IV Вселенского Собора схожи между собой и описывают порядок подачи апелляций епископами и клириками. В 9-м правиле сказано: «Аще же на митрополита области епископ или клирик имеет неудовольствие, да обращается к экзарху великой области или к Престолу царствующего Константинополя и перед ним да судится».

Абсолютно никто из авторитетных толкователей, вопреки взглядам сторонников упоминавшейся доктрины, не говорит о том, что 9-е и 17-е правила затрагивают взаимоотношения Константинополя и других поместных Церквей. Данные каноны представляют собой не что иное, как регламентацию порядка подачи апелляций в рамках юрисдикции Константинопольского Патриархата. «Великие области» - это как раз переданные только что под омофор Константинополя на IV Вселенском Соборе Понтийский, Асийский и Фракийский экзархаты.

Мотивы принятия 28-го, 9-го и 17-го постановлений объясняются историей Константинопольской Церкви. Долгое время епископская территория Константинополя, только недавно возвысившегося города, который являлся лишь одним из епархиальных городов Фракийского диоцеза, была очень мала. II Вселенский Собор 3-м правилом дал епископу Константинополя второе место в ряду глав Православных Церквей, уравняв его по чести с Римским епископом, а высокое положение, как близкого к императору епископа новой столицы империи, привело к тому, что он стал поставлять как епископов, так и митрополитов в трех соседних диоцезах.

IV Вселенский Собор, устанавливая соответствие между правами чести и реальным положением епископа Нового Рима, с одной стороны, и границами его власти с другой, дал ему те же судебные права, каковые давно имели главы автокефальных Церквей, и санкционировал уже существовавшее фактически подчинение ему трех соседних диоцезов. Подобно тому, как 1 Вселенский Собор санкционировал подчинение Римскому, Александрийскому и Антиохийскому епископам не одной, а нескольких провинций.

Таким образом, совершенно очевидно, что теория «особых прав» Константинополя не имеет никаких подтверждений в каноническом Предании Церкви.

Более того, Константинополь грубо попирает важнейшие канонические установления и принципы, и, прежде всего, 2-е правило II Вселенского Собора: «Епископы да не простирают своей власти на Церкви за пределами своей области и да не смешивают Церквей».

Подлинный смысл и все авторитетные толкования канонов свидетельствуют о верности канонической позиции, занятой Московским Патриархатом в отношении украинского вопроса.

Антиканоническая деятельность и папистские устремления Фанара в дальнейшем вполне могут стать предметом изучения Всеправославного Собора.

Антоний Троицкий

Украинская общественно-политическая газета для православных
«SOS» № 3 (24) за 2002 г.

OCR
"Украина Шенгенска"

[an error occurred while processing this directive]

Украинская баннерная сеть
Написать письмо ->

Дизайн  © Православное сетевое братство "Русское Воскресение"