[an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive]
На первую страницу сайта

МАТЕРИАЛЫ ВЕСТНИКА СЕРБСКИЙ КРЕСТ

БАННЕРЫ
православных сайтов

СЧЕТЧИКИ

Каталог Православное Христианство.Ру
Rambler's Top100
TopList
rax.ru
Рейтинг Каталога «Светильник»

“ВСЕНОЩНУЮ СЛУЖИЛИ ПО УСТАВУ”

Версия для печати

Протоиерей Константин Гипп,
настоятель храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы
г. Жиздры, рассказывает:

 

Идея появилась давно. Еще когда я служил в одном из московских храмов алтарником. Тогда я прочитал книгу “Толковый типикон” Скабаллановича. Это был известный профессор Киевской Духовной Академии, который в начале века попробовал отслужить там всенощное бдение по уставу. Сама заметка, которая содержалась в книге “Толковый типикон”, была довольно двусмысленной. Скабаллановича многие потом упрекали: “Не понятно, чем вызвано Ваше воодушевление. То ли действительно духовными переживаниями, то ли сознанием того, что Вы делаете небывалое за триста лет дело.”

Тем не менее, идея такая запала мне в душу. Естественно, в то время, когда я был чтецом, об ее осуществлении и речи не могло идти. Это было советское время, тем более я не обладал никакими правами и возможностями. Потом я попал на приход в Жиздру и начал служить в храме. Но первые годы об этом тоже не было речи. Только к 1998 году, когда достаточно окреп хор, удалось этой идеей воодушевить регента и прихожан. Мы попытались осуществить Всенощную по максимально возможным требованиям типикона.

Современное богослужение достаточно далеко ушло от требований типикона. Скажем, к примеру, каждение в начале Всенощной должно совершаться в полном молчании до начала службы. Только после каждения священник произносит первый возглас: “Слава святей...”.

И вот в 98-м году на Покров, наш престольный праздник, мы впервые отслужили уставную всенощную.

Яркое отличие, которое прежде всего бросается в глаза — это то, что практически все поется. Поется весь 103 псалом с припевами после каждого стиха. Одно пение этого псалма занимает 30-35 минут. Поется полностью канон, как на Пасху, причем с библейскими песнями.

Еще одна характерная особенность — это чтение поучений. Но с поучениями мы не могли выдержать устав, а потом уже и сознательно стали от него отступать, потому что предлагаемые типиконом поучения во многом для современных прихожан сложны. Поэтому что-то мы брали по уставу, что-то — свое.

Духовная сторона таких всенощных тоже очень интересна. Когда стихи псалмов или тропари канонов поются и повторяются, то начинает открываться очень глубокий смысл, который в них заложен. Кажется, бесконечное пение 103 псалма открывает глубину того, как был прекрасен мир, сотворенный Богом для человека; то есть новизна творения, не испорченного грехом, через торжественное, радостное пение этого псалма постоянно открывается.

Тропари канона, когда читаются, звучат очень короткое время. Не успеваешь ни подумать, ни осознать. Практически, когда канон читается, осознать и пережить его может только тот, кто сам читает, да и то, наверное, не полностью. А когда поется, то смысл очень углубляется и открывается для ума и для сердца.

Для уставной всенощной необходимы два равноценных хора. А самое главное, чтобы было желание у всех осуществлять такое богослужение.

Интересно, что на такие всенощные, а мы их стали проводить 2-3 раза в год, прихожан приходит больше, чем на рядовые. То есть, люди интересуются. Когда им заранее начинаешь рассказывать, что такая всенощная — дело на сегодняшний день небывалое, даже не известно, есть ли во всей Церкви подобное служение, люди собираются. Может быть, даже и меньше устают, потому что на поучениях, к примеру, положено сидеть, после окончания вечерни перед Шестопсалмием обходят всех прихожан, дают им хлеб и по чаше вина с теплотой...

Первый раз мы служили, как и положено, при свечах. Выдерживали все уставные указания относительно зажигания и гашения свечей. Но потом отказались от этого, потому что нужно еще несколько человек, которые бы знали, когда надо все это делать.

Когда мы строили храм, светильники изготовляли сами. И изначально задумали и это: их сделали комбинированными. Можно использовать лампочки, а можно свечи ставить. Надеюсь, что когда-то у нас получится все-таки служить со свечами. Естественное, живое освещение создает, конечно, непередаваемую молитвенную атмосферу, в отличие от мертвого электрического света.

Конечно, как положено по уставу, еженедельно служить такую всенощную никто не способен сейчас, но на престольный праздник, раз в год, вполне реально.

Общая продолжительность такой всенощной составляет около шести часов. То есть нельзя сказать, что мы совершали что-то невозможное.

По сравнению с предреволюционными временами, мы все сейчас — великие молитвенники. Всенощная тогда могла занимать час двадцать всего.

 

Православный христианин №1 2002


 

МИРОТОЧИТ ИКОНА ОГНЕННОГО СПАСА

Скромная икона конца 18 века с ликом Христа в часовне Кафедрального собора Калиниграда на острове Канта вмиг стала популярной, когда о феномене заговорили в городе. Сейчас возле нее полно паломников, наблюдающих, как текут слезы из глаз Спасителя. Вместе с тем, Епископ Балтийский Серафим очень недоволен поднявшейся шумихой вокруг этого факта. По мнению служителя церкви, сначала надо создать комиссию из представителей духовенства, ждать много, быть может, даже сто лет, чтобы говорить о чуде, которое Господь устраивает “не для удовлетворения любопытства, а только для помощи”.

 

Собкор / infoNews

 

ПРИ ВИДЕ КОРАНА ПРЕМЬЕР УПАЛ СО СТУЛА

Конфузом завершилась встреча главы Кабинета министров Мордовии Владимира Волкова с посетившим Саранск Верховным муфтием мусульман европейской части России Равилем Гайнутдином. Когда муфтий намеревался вручить премьеру подарочное издание Корана, под встававшим из-за стола Волковым неожиданно сломался стул и премьер оказался на полу. В этой связи злые языки начали поговаривать, что православному главе республиканского правительства "был сигнал свыше".

 

IMA-Press / infoNews 

 [an error occurred while processing this directive]

Дизайн  © Православное сетевое братство "Русское Воскресение"


Reklama: