2 сентября исполнилось 20 лет со дня кончины приснопамятного
иеромонаха Русской Православной Церкви Заграницей, миссионера, церковного
писателя и подвижника о. Серафима (Роуза).
Родился о. Серафим в 1934 году и воспитывался в
протестантской семье. В Берклийском университете он получил степень Магистра по
китайской литературе мандаринского наречия. В поисках истины Евгений Роуз изучил
восточные философии и религии, что привело его к буддизму. Кроме того, он был
знатоком английской и американской литературы и театра.
Его блестящая академическая карьера была
прервана неожиданным духовным кризисом. Евгений Роуз понял пустоту буддизма и
вообще философий Востока и Господь привел Евгения в старый Кафедральный собор
Пресвятой Богородицы в Сан-Франциско. Там он увидел подвижника архиепископа
Тихона "тишайшего", как его называло духовенство, увидел красоту православного
богослужения и ощутил явную благодать Божию. В 1962 году, по благословению
архиепископа Тихона, Евгений Роуз был принят в лоно Православной Церкви
протоиереем Николаем Домбровским.
В 1963 Евгений познакомился с новоназначенным на
Западно-Американскую кафедру святителем, архиепископом Иоанном (Максимовичем),
который на него оказал большое влияние. Евгений начал усердно участвовать в
ежедневных богослужениях в качестве чтеца-псаломщика - уже в новом Кафедральном
соборе на улице Гери. Одновременно он, вместе с Глебом Подмошенским, открыл
рядом с собором книжный магазин, где продавалась духовная литература и печатался
англоязычный журнал "Православное слово".
Впоследствии, уже после кончины святителя
Иоанна, Евгений и Глеб основали в калифорнийских горах, близ села Платина,
пустынь в честь преподобного Германа Аляскинского. Там они приняли монашеский
постриг с именами Серафима и Глеба. В пустыне не было ни электричества, ни воды.
Занимались в скиту изданием книг и миссионерством. Отец Серафим "спасался" от
паломников в выстроенной им самим хибарке, расположенной в лесу. Там он в
уединении занимался молитвой, изучением святых отцов, писанием статей,
переводами и перепиской. Наиболее известны его книги: "Душа после смерти" и
"Православие и религия будущего". Его самый большой труд на английском языке,
доселе не переведенный на русский и малоизвестный, - "Русские катакомбные
святые". Отец Серафим также часто выступал с лекциями на съездах в Платине,
выступал и на Всезарубежном съезде русской православной молодежи, на первом
Свято-Германовском съезде молодежи в Джорданвилле.
Их русских святых отцов о. Серафиму были близки
святители Тихон Задонский и Игнатий Брянчанинов. Из наших современников о.
Серафим более всего чтил и считал авторитетами святителя Иоанна (Максимовича),
архиепископа Аверкия Сиракузского и протопресвитера Михаила Помазанского.
В 1982 году о. Серафим тяжело заболел и,
отказавшись от рекомендованной ему операции, вскоре, на 48 году своей жизни,
отошел ко Господу. Отпевали иеромонаха Серафима архиепископ Западно-Американский
и Сан-францисский Антоний, епископ Сеатлийский Нектарий с сонмом духовенства.
Погребен был о. Серафим в самой Свято-Германовской пустыньке.
С 1985 года в Платине, с уходом в иной мир о.
Серафима, начались брожения и неприятности, а в 1988 году игумен Герман
Подмошенский был лишен сана и насельники Платины связались с неканонической
группировкой. По милости Божией в начале 2001 года братия Свято-Германовской
пустыни поняла свое неканоническое положение, поняла, что много лет ее вели по
неположенному пути и начался поиск пути к урегулированию их статуса.
Ранней весной 2001 братия обители была принята в
общение в Сербскую Православную Церковь. Правящий епископ Иоанн признал лишение
сана бывшего игумена Германа законным. Теперь монашеская жизнь
Свято-Германовского монастыря налаживается.
В понедельник 2 сентября была отслужена литургия
на могиле о. Серафима, под открытым небом. После трапезы духовный сын о.
Серафима, известный церковный писатель, иеромонах Амвросий (в миру священник
Алексей Янг) поделился с собравшимися своими личными воспоминаниями об о.
Серафиме. Выступили и миряне, духовные чада о. Серафима с умилительными
рассказами об их духовном отце. Протоиерей Петр Перекрестов вспомнил о своих
встречах с о. Серафимом, а также сказал о том, что о. Серафима полностью
невозможно понять, не зная о его духовных героях, о тех духовных лицах
Зарубежной Церкви, которые его духовно сформировали: св. Иоанн (Максимович),
митрополит Филарет, архиепископ Аверкий, просветитель Западной Канады
архиепископ Иоасаф, архимандрит Константин, протопресвитер Михаил Помазанский,
И.М. Андреевский, И.М. Концевич...
После собрания протоиерей Петр Перекрестов,
игумен Зинон и иеромонах Феодосий отслужили панихиду на могиле о. Серафима. С
ними молились игумен Герасим, настоятель Свято-Германовского монастыря,
иеромонах Амвросий и паломники.
Пресс-служба
РПЦЗ/Русская линия