[an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive]
На главную страницу

ЭЛЕКТРОННЫЙ КОНТРОЛЬ

ХроникаСМИДокументыСлово ЦерквиСлово пастыряОбращения мирянЧипы

РАССЫЛКА
Русское Воскресение

Обновления сайта "Стояние за Истину" 
и других страниц 
и разделов сервера "Русское Воскресение", выходит еженедельно


Полнотекстовый
ПОИСК ПО СЕРВЕРУ


ПОИСК
в православном интернете

полнотекстовый
поиск по частям слов

БАННЕРЫ
православных сайтов

СЧЕТЧИКИ

Rambler's Top100
TopList
liveinternet.ru: показано число просмотров и посетителей за 24 часа
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU
Reklama:
[an error occurred while processing this directive]

Перепись населения и Священное Писание[an error occurred while processing this directive]

Версия для печати

Пытающиеся нас ныне успокоить отечественные птицы-сирины вещают о том, что грядущая всемирная (1) перепись населения - дело, мол, обычное; ничего особенного в том-де нет. Говорят, ссылаясь лишь на один пример из Священного Писания: именно для участия в переписи, как известно, Пресвятая Богородица с Иосифом Обручником направились из Назарета в Вифлеем, где и увидел свет Богомладенец Иисус.

Но разве это единственное место в Священном Писании, где говорится о переписи населения? Разве не раскрыта в нем воля Божия и Его благословения в связи с подобным предприятием, известном у народа Божия с глубокой древности? И неужели это не имеет ныне значения? Ведь сказано Господом Иисусом Христом: ''Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить'' (Мф. 5, 17).

К тому же берут ныне новозаветный пример переписи изолированно, в отрыве от причин и последствий, ни слова не говоря, скажем, о Промыслительном его значении в исторических судьбах Римской власти (в т. ч. Третьего Рима - нашего Отечества). Одним словом, так же, как ранее использовалась в полемике евангельская притча о ''динарии кесаря'' (Мф. 22, 15-22) при обсуждении проблемы ИНН. (При таком уровне суждения, заметим, не нужна не только Духовная академия или семинария, но даже училище для псаломщиков излишне.)

А потому еще и еще раз вчитаемся в слова Священного Писания, сравним его с настоящим и, обретя - через Божественную Премудрость - душевный мир, спокойно встретим мчащееся на нас с грохотом будущее...

О Сионе же будут говорить: такой-то и такой-то муж родился в нем, и Сам Всевышний укрепил его. Господь в переписи народов напишет: такой-то родился там. Пс. 86, 5-6.

''Как повелел Господь Моисею''

Первые сведения о переписи населения мы встречаем в четвертой книге Ветхого Завета - Числа.

Исключительная ценность этих указаний заключается в том, что даны они были Моисею Самим Богом. (Числ. 1-4;17-19; 47-49)

Необходимость переписи была обусловлена чрезвычайными обстоятельствами - исходом еврейского народа из Египетского плена, перед 40-летними его скитаниями в пустыне.

Согласно Божию благословению перепись преследовала лишь строго определенные цели:

 

- установить количественный состав армии Израиля;

- выяснить число налогоплательщиков подати в пользу скинии;

- узнав число левитов (тех, кому благословлено Богом служить при скинии), распределить левитские роды по этим их обязанностям;

- переписав принадлежавших от рождения Богу израильских первенцев мужского пола, определить уплачиваемый за них в скинию выкуп.

Исчислению подлежали:

- все пригодные для войны мужчины за исключением левитов (колена священников) от двадцати лет и выше;

- все первенцы мужского пола от одного месяца и выше;

- все левиты от 30 до 50 лет, способные к службе при скинии.

 

Переписи, таким образом, не подлежали женщины, дети (кроме первенцев мужского пола и левитов) и старики.

Перепись левитов должна была производиться особо, а ее результаты не должны были вноситься в общую перепись, поскольку воинская повинность и подушная подать (налоги) заменялись для них пожизненным служением скинии.

Результатом переписи (но никак не целью) явилось, по словам блаженного Феодорита, наглядное подтверждение божественных обетований патриархам о великом размножении их потомства (Толкование на кн. Числ. Вопр. 1).

 

''И началась язва в народе...''

 

Следующий известный и поучительный пример, связанный с переписью населения, относится ко времени конца правления второго израильского царя и пророка Давида. Он содержится во Второй книге Царств и Первой книге Паралипоменон.

Итак, вот образец неугодной Богу переписи населения: (здесь и далее- выд.ред.)

''Гнев Господень опять возгорелся на израильтян, и возбудил он в них Давида сказать: пойди, исчисли Израиля и Иуду'' (2 Цар. 24, 1). В другой книге сказано еще более резко: ''И восстал сатана на Израиля, и возбудил Давида сделать счисление Израильтян'' (1 Пар. 21, 1).

Таким образом, перепись населения, проведенная царепророком Давидом, была совершена без благословения Божия, по Его попущению. ''И не угодно было в очах Божиих дело сие, и Он поразил в Израиля'' (1 Пар. 21, 7). ''И был за это гнев Божий на Израиля, и не вошло то счисление в летопись царя Давида'' (1 Пар. 27, 24).

''И сказал Давид Иоаву и начальствующим в народе: пойдите исчислите Израильтян, от Вирсавии до Дана [т. е. от севера до юга] и представьте мне, чтоб я знал число их'' (1 Пар. 21, 2).

Состоявший при царе один из трех его племянников, благочестивый военачальник Иоав пытался предостеречь своего господина от неверного шага.

Вот доводы военачальника против проведения переписи:

- все подданные верны Царю. Для чего же знать их число?

- исчисление народа, как плод гордости, может навлечь беду на народ Израиля.

''И подал Иоав список народной переписи царю [...] И вздрогнуло сердце Давидово после того, как он сосчитал народ. И сказал Давид Господу: тяжко согрешил я, поступив так; и ныне молю Тебя, Господи, прости грех раба Твоего, ибо крайне неразумно поступил я'' (2 Цар. 24, 9-10). Вздрогнуло, писал комментатор этой библейской книги священник А. Глаголев, ''при мысли о том, какое великое множество народа вверено Богом его попечению и как недостойно поступил он, отдавшись в этом случае побуждением преимущественно честолюбивого и властолюбивого характера''. И далее: ''Что послужило причиною народной переписи - неизвестно. Но из того, как Господь отнесся к этому предприятию Давида, можно заключать, что Давидом руководило в данном случае не одно только желание узнать действительное положение вверенного ему народа и стремление оказать этому народу требуемую помощь, но и побуждения иного характера, не имеющие ничего общего ни с благом еврейского народа, ни с нравственным усовершенствованием самого Давида. Полагают, что в числе побуждений, заставивших царя перечислить евреев, не последнее место занимали честолюбивое услаждение своим господством над еврейским народом и властолюбивое стремление к ненадлежащему усилению этого господства''.

Разумеется, это одно из возможных объяснений...

''Когда Давид встал на другой день утром, то было слово Господа к Гаду пророку, прозорливцу Давида: пойди и скажи Давиду: так говорит Господь: три наказания предлагаю Я тебе; выбери себе одно из них, которое совершилось бы над тобою... И избрал себе Давид моровую язву во время жатвы пшеницы.

И послал Господь язву на Израильтян от утра до назначенного времени; (и началась язва в народе) и умерло из народа, от Дана до Вирсавии, семьдесят тысяч человек'' (2 Цар. 24, 11-15).

''И послал Бог Ангела в Иерусалим, чтоб истреблять его. И когда он начал истреблять, увидел Господь и пожалел о сем бедствии, и сказал Ангелу-истребителю: довольно! теперь опусти руку твою''.

Вывод из сказанного один: перепись населения, проведенная царем Давидом без серьезных на то оснований и благословения Божия, обернулась для народа тяжким бедствием.

 

Вписавшийся во власть Римскую

 

И наконец еще один эпизод Священного Писания, Новозаветный, повествующий о переписи. Именно он наиболее часто используется ныне для разнообразного рода ''обоснований'' и ''доказательств''.

Речь идет о двух переписях в Иудее, проводившихся в годы правления Римского Императора Августа: в 746 г. и около 760 г. от основания Рима. Необходимость проведения их диктовалась тем, что пришедшие в полное расстройство в результате гражданских нестроений финансовые дела Империи нуждались в упорядочении.

Перепись Августа-кесаря была вселенской. (Таковой же впервые, как известно, объявлена и нынешняя.)

Передвигаясь из провинции в провинцию, наконец она достигла Иудеи...

''Еще со времени занятия Иерусалима Помпеем [63 г. до Р. Х.], - писал известный русский духовный писатель К. И. Скворцов (1821-1876), - иудеи должны были платить римлянам двойную подать: поголовную или подушную и поземельную. Иудеи, по свидетельству Тацита, жаловались на тяжесть этих налогов. Незадолго до Рождества Христова они должны были принести клятву в верности римскому императору''. Одновременно с этим ''политика Рима всегда была такова, чтобы различные предпринимавшиеся по отношению той или другой подвластной провинции государственные меры приводить в исполнение чрез посредство местной высшей власти и, по возможности, согласно с национальным духом подвластных народов''.

К таким особенностям относилось, например, ведение переписи по коленам (фамилиям и родам), исключение из таковой левитов и т. д. Словом, проведена была она по Божиим заветам, переданным некогда через Моисея. Именно поэтому Пресвятая Дева и Иосиф Обручник должны были записаться не по месту жительства, а отправиться в Вифлеем, на родину своего великого царственного предка Давида. Пресвятая Дева, как женщина, не подлежавшая переписи по иудейским законам, должна была, однако, записаться, как единственная Представительница Своего Дома, как Дочь - Наследница родового имения. ''Написовашеся иногда со старцем Иосифом, яко от семене Давидова, в Вифлиеме Мариам''(2), - говорится в особом тропаре навечерия Рождества Христова.

Вот что повествует нам об этом Евангелие:

''В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле [точнее: вселенной]. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна.

Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына Своего первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице'' (Лк. 2, 1-7).

В перепись был вписан и Господь наш Иисус Христос, как первенец мужского пола согласно переданной вскоре после освобождения из евреев из египетского плена через Моисея воле Божией.

Этот последний факт имеет непреходящее значение в Домостроительстве Божием.

''Когда Единый Бог, - писал блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский,  - имел прекратить многобожие, прилично было и державствовать одному царю - кесарю. Вместе со всеми записывается и Христос. Господу и следовало записываться со вселенною, чтобы освятить записывающихся и упразднить рабство; ибо как, претерпев обрезание, Он упразднил обрезание, так, записавшись как раб, упразднил рабство нашей природы. Ибо работающие Господу уже не суть рабы людей, как говорит Апостол: ''Не делайтесь рабами человеков'' (1 Кор. 7, 23)''.

Приведенные слова, записанные в 11 веке, навеяны заключительной стихирой на ''Господи воззвах'' Рождественской вечерни. Написано это содержащее глубокое богословие истории песнопение в 9 в. единственной между древними церковными песнописцами женщиной - царьградской аристократкой Кассией, едва не ставшей супругой Императора Феофила, после предпочтения ей другой, принявшей иночество. Об уровне ее дарований красноречиво свидетельствует принадлежность ей первых четырех ирмосов Великой субботы.

Итак, вот эта необычайно глубокомысленная стихира:

''Августу единоначальствующу на земли, многоначалие человеков преста: и Тебе вочеловечшуся от Чистыя, многобожие идолов упразднися. Под единем царством мирским гради быша, и во едино владычество Божества языцы вероваша. Написашася людие повелением кесаревым: написахомся вернии Именем Божества, Тебе вочеловечшагося Бога нашего. Велия Твоя милость, Господи, слава Тебе''(3).

В свою очередь эта стихира восходит к еще более древней, 8-го века, которую поют на утрене на хвалитех, принадлежащей Патриарху Константинопольскому Герману:

''Егда время еже на землю пришествия Твоего, первое написание вселенней бысть: тогда восхотел еси человеков написати имена, верующих рождеству Твоему. Сего ради таковое повеление от кесаря возгласися: вечнаго бо Твоего Царствия безначальное рождеством Твоим обновися'' (4).

Однако вернемся к самой переписи. Она, как известно, не осталась без последствий. Управлявший Иудеей царь Ирод Великий, узнав о новорожденном Царе Иудейском, Господе нашем Иисусе Христе, опасаясь за свою власть, избил 14 тысяч Вифлеемских младенцев (память 29 декабря ). По словам блаженного Феофилакта, к тому времени ''от колена Иудина уже прекратились князи и цари, и должно было придти Христу. Ибо Ирод был не иудей, а идумеянин, сын Антипатра от жены аравитянки''.

Поиски Христа он вел в течение года.

''Ирод [...], увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов'' (Мф. 2, 16). Избиение совершилось в первый год по Рождестве Христовом; происходило оно ночью. Безжалостно убиенные были первыми мучениками за Христа - ''сверстницы, дети-страдальцы Христова воплощения'' (Из службы). Поиск жертв и отбор их был настолько тщателен и всеохватен, что в числе закланных оказался и собственный сын Ирода, родившийся в одно время с Господом. Исходя из этого, можно прийти к выводу, что злодеяние свое он совершил, наверняка используя материалы переписи. Примечательна была следующая по времени перепись в Иудее, в 10 г. по Рождестве Христовом, которая происходила уже по римскому обычаю, что грубо оскорбляло религиозные чувства евреев.

Велась перепись римскими властями, не принимавшими уже во внимание местные особенности. Согласно римским законам, в покоренных странах поголовной подати подлежали не только мужчины (с 14 лет), но и женщины (с 12 до 60-ти). Особенностью переписи было и то, что она носила характер не только личной, а и имущественной. Согласно свидетельству современников, ее исполнителями была осуществлена ''расценка имущества'' переписываемых иудеев (5). Перепись, таким образом, знаменовала собой окончательное подчинение иудеев чужеземной языческой власти.

Иосиф Флавий свидетельствовал: ''Хотя иудеи, при первых слухах о переписи, с самого начала были возмущены этим, но, в конце концов, оставили всякую мысль о сопротивлении, благодаря увещаниям первосвященника Иозара, сына Боэта. Уступая увещаниям Иозара, они, наконец, безпрепятственно допустили расценку своего имущества. Однако некий галилеянин Иуда, происходивший из города Гамалы, вместе с фарисеем Саддуком, стал побуждать народ к оказанию сопротивления, говоря, что допущение переписи поведет лишь к рабству. Они побуждали народ отстаивать свою свободу. Их не может постигнуть неудача, говорили они, потому что налицо самые благоприятные условия; даже если народ ошибется в своих расчетах, он создаст себе вечный почет и славу своим великодушным порывом; Предвечный лишь в том случае окажет иудеям поддержку, если они приведут к исполнению свои намерения, особенно же, если они, добиваясь великого, не отступят пред осуществлением своих планов.

Народ с восторгом внимал этим речам, и, таким образом, предприятие получило еще более рискованный характер. Не было большего бедствия для нашего простонародья, как то, какое уготовляли ему вышеназванные люди. Благодаря постоянным войнам иудеи более уже не были в состоянии оказывать кому бы то ни было сопротивление; друзей, которые могли бы поддержать их в трудную минуту также больше не было...'' (Древности. 1, 1).

О дальнейшем узнаем из Нового Завета: ''...Во время переписи явился туда Иуда Галилеянин и увлек за собою довольно народа; но он погиб, и все, которые слушались его, рассыпались'' (Деян. 5, 37).

# # #

Сходство нынешней переписи с описанными нами Новозаветными, в действительности, по-видимому, гораздо глубже и поразительнее, чем может показаться на первый взгляд.

Возможны, разумеется, разные толкования надвигающегося события. Не исключено, однако, и такое:

Как и тогда, перепись объявлена всемирной (вселенской). Подобно тому, как Господь наш, истинный Царь Иудейский, Иисус Христос, вписался в Римскую власть (положив тем самым основание Константиновской эпохе Церкви), устроители нынешней переписи пытаются (6) вписать антихриста (обезьяну Бога) вместе с нашими именами в единый регистр новой антихристовой империи, всемирное правительство которой ассоциируется в сознании многих верующих людей с ''великой блудницей'' Вавилонской, ''сидящей на водах многих'' (Отк. 17), - Соединенными Штатами Америки, мнящими себя 4-м Римом (7), которому, по словам блаженного старца Филофея, ''не быти''.

Включение в состав переписи населения священно- и церковнослужителей, а также монахов, давших обеты послушания и нестяжательности и освобожденных от уплаты государственных налогов, заставляют нас задуматься вместе с известным духовным писателем и публицистом Н. Козловым: ''Кто же стоит за спиной государства, под видом установления жесткого контроля за сбором налогов требуя себе божественной дани?''

И потому каждый из нас, прежде чем принимать решение, должен по совести себе ответить на вопрос: переписью того ли всемирного государства, в которое ныне и присно и во веки веков вписался Господь наш Иисус Христос, является нынешнее предприятие? И лишь исходя из этого, так или иначе поступать. Однако и в нынешние лукавые времена нам, ''детям страшных лет России'', Господь посылает утешение...

Разогнем еще раз страницы Библии. Найдем книгу пламенного пророка Божия Исаии:

''Глаза твои увидят Царя в красоте Его, узрят землю отдаленную; сердце твое будет только вспоминать об ужасах: ''Где делавший перепись? Где весивший дань? Где осматривающий башни?'' (Ис. 33, 17-18). И оно наступит, это время, когда и ныне еще только предстоящая всемирная перепись, и выраженная в ИНН дань ''в 666 талантов''(8), и пока еще не опознанный нами ''смотритель за башнями'' - всё это канет в Лету. И потому... Расправь плечи, брат! Утри слезу, сестра! Разогнись, выпрямись, отче!

Слышите?..

Царь грядет!(9) Наш Русский Царь! Православный! Последний!!! И царствовать будет этот предызбранный Самим Богом Царь на страх врагам. И трепетать его будет антихрист со всей своей безбожной сворой.

Аминь. И Богу нашему слава!

 

Сергей ФОМИН,
"Русский Вестник", 06.09.2002

 


 

1 Как известно, Совет ООН по социально-экономическим вопросам разработал специальную программу всемирной переписи населения и домохозяйств под названием ''Программа Всемирной переписи 2000'', а также внес несколько поправок в ''Принципы и рекомендации по проведению переписи населения'' 1980 года. Документ был принят на 29 сессии Статистической комиссии ООН 14 февраля 1997 г. В документе даны основные аспекты проведения переписи в домохозяйствах по вопросам экономического и социального характера, а также по обработке результатов и применению полученной информации. Перепись в России 2002 года производится в соответствии с этой всемирной программой.

2 ''Записывалась некогда со старцем Иосифом, как (происходившим) из рода Давидова...'' Мариам - точная еврейская форма имени, под какой Пресвятая Дева была внесена в перепись.

3 ''С единовластительством Августа на земле прекратилось многоначалие у людей. С вочеловечением Твоим от Чистой упразднилось многобожие идолов. Одному царству мирскому подчинились государства, и в одно владычество Божества племена уверовали. Переписаны народы указом кесаря, переписаны мы, верные, Именем Божества, Именем Тебя, вочеловечившегося Бога нашего. Велика Твоя милость, Господи, слава Тебе''.

4 ''Когда (наступило) время Твоего пришествия на землю, была первая перепись вселенной; и Ты тогда восхотел переписать имена людей, верующих Твоему рождеству; потому-то и был объявлен такой указ Кесарем; ибо безначальность вечного Твоего Царства обновилась рождеством Твоим''.

5 Напомним, что, согласно Федеральному закону ''О Всероссийской переписи населения'' 16 января 2002 г., ''сведения о населении могут содержать следующие данные о лицах, подлежащих Всероссийской переписи населения: [...] жилищные условия (тип жилого помещения, время постройки дома, размер общей и жилой площади, количество жилых комнат, виды благоустройства жилого помещения)''. Речь, таким образом, идет об оценке собственной недвижимости переписываемых.

6 Это вовсе не значит, что желание их осуществится.

7 См. по этому поводу: Мяло К. Г. Между Западом и Востоком. Опыт геополитического и историософского анализа. М., 1996, v 12. С. 83-87.

8 ''Весу в золоте, которое приходило к Соломону в один год, было шестьсот шестьдесят шесть талантов золота'' (2 Пар. 9, 13).

9 Слово старца Николая к православным. ''Русский Вестник'', 2002, v 25-26. С. 2.


Ссылки по теме:

[an error occurred while processing this directive]

Написать письмо ->

Дизайн  © Православное сетевое братство "Русское Воскресение"